Мотивация как функция менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Одной из главных целей любого человека является цель найти работу, чтобы обеспечивать свое существование, реализовать свои способности и применять полученные в процессе обучения знания. Все мы стремимся найти такую работу, которая удовлетворяла бы наши потребности. Однако потребности у всех совершенно разные. Для кого-то главным аргументом при выборе должности является высокая заработная плата, для кого-то хороший рабочий коллектив и приятная рабочая обстановка, для кого-то просто интересная работа.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы мотивации как функции управления
1.1 Понятие, виды и методы управленческой мотивации
1.2 Анализ современных теорий мотивации
1.3 Основные причины в расхождении целей и методов управления мотивации в организации с позиции сотрудника
Глава 2. Анализ деятельности ОАО «Уралсвязьинформ»
2.1 Анализ реализации функции мотивации на примере ОАО «Уралсвязьинформ»
2.2 Разработка рекомендаций по реализации функции мотивации для ОАО «Уралсвязьинформ»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Мотивация как функция менеджмента.doc

— 1.41 Мб (Скачать)

 

5. Ставьте перед группой общие цели — достижимые, конкретные, вознаграждаемые, совпадающие с личными интересами каждого. Поддерживайте веру в реальность стоящих перед группой целей. Если члены группы разобщены решением индивидуальных задач, групповая мотивация будет уменьшаться.

 

6. Укрепляйте доверие членов группы друг к другу, позаботьтесь, чтобы принадлежность к группе доставляла им радость и отвечала их стремлению к престижу.

 

7. Развивайте здоровый коллективизм, взаимное доверие и солидарность, доброжелательность, стремление к  поиску компромиссов. Не допускайте развития эмоциональной напряженности в отношениях, при возникновении конфликтных ситуаций конструктивно подходите к их разрешению.

 

8. Защищайте и ободряйте "тихих"  членов команды, сдерживайте стремление  чрезмерно активных сотрудников к доминированию и притеснению более скромных, ущемлению их личного достоинства.

 

Рекомендации менеджерам по изменению  мотивации нелояльной неформальной группы:

 

Сначала необходимо попытаться привлечь на свою сторону представителей нелояльной группы:

 

• провести переговоры, разъяснить свою позицию;

 

• в обмен на сотрудничество предложить более оплачиваемую работу, повышение  в должности, другие льготы.

 

Если эти меры оказались недейственными, менеджер может применить следующее.

 

1. Управляя нелояльной группой, использовать принцип "разделяй и властвуй", разделив группу по месту и времени работы; условиям выполнения задач; вознаграждению, оценке работы; отношению руководства.

 

2. Демонстрировать группе бесперспективность  ее деятельности. Установить жесткий контроль и фиксировать все нарушения подчиненных. Дать понять членам группы о негативном отношении к их неформальному лидеру.

 

3. Показать группе невозможность  достижения поставленных целей.  Для этого давать работникам  сложные, неудобные, невыгодные, неконкретные, неоднозначно трактуемые задачи, которые создают для них тупиковые ситуации; не обеспечивать всем необходимым для выполнения заданий; определять жесткие сроки выполнения задач;

умалять их заслуги и т. п.

 

4. Ассоциировать чувство принадлежности к группе с недовольством, усталостью, ущербностью.

 

5. Образовать "раскольнические"  группки, стимулировать перебежчиков, лучше всего превратить лидера  группы в перебежчика ("купить", пообещать, завербовать и т.  д.),

 

6. Постараться законно избавиться от наиболее нелояльных членов группы, особенно от ее деструктивного неформального лидера. Сделать это можно несколькими способами:

 

с применением административных мер. Для этого можно использовать разные средства: увольнение деструктивного лидера или перевод его на другое место работы; изменение его социальной роли за счет перераспределения функций или через включение в группу его соперников; изоляцию лидера; перевод на другие участки работы людей, особенно близких к деструктивному лидеру; загрузкой лидера работой, затрудняющей неформальные отношения, и т. д. Административное устранение деструктивного лидера оценивается как хирургическое вмешательство; часто его невозможно осуществить без нарушения законодательства; оно может быть воспринято подчиненными как несправедливое и вызвать явный или скрытый протест с их стороны;

 

с помощью изменения характера  и направленности деструктивного лидерства, применения способностей и авторитета лидера с пользой для организации. Этого можно достигнуть с помощью индивидуальных бесед, "приближения" лидера к руководству, проявления к нему особого внимания, назначения его на руководящую должность и т. п. Такой способ эффективен лишь тогда, когда неформальный лидер готов измениться и подчинить свою активность целям организации; с помощью перехвата основных функций деструктивного неформального лидера руководителем организации, реализации руководителем важных потребностей группы, которые пытался удовлетворить неформальный лидер. Например, если неформальная группа возникла в результате дефицита передачи информации и это привело к возрастанию роли неформального лидера, распускающего слухи и сплетни, то такое лидерство можно устранить за счет повышения внимания руководителя к неформальному общению с людьми, своевременному и полному информированию сотрудников;

 

с помощью подрыва репутации  лидера, его компрометации в собственных  глазах и глазах его последователей, всего коллектива. Это можно достигнуть за счет корректного, но постоянного показа на собраниях низкой профессиональной компетентности лидера, его сомнительных нравственных качеств, бесперспективности или опасности действий, к которым он побуждает, и т. п.

 

 

 

 

 

 

6.4. Организационная культура как  основа мотивации коллектива  фирмы

 

Понятие и структура организационной  культуры

 

Важным мотивирующим условием сплочения  и повышения эффективности деятельности коллектива является организационная  культура — набор наиболее важных предположений, принимаемых членами  организации и получающих выражение  в заявляемых организацией ценностях, которые задают людям ориентиры их поведения и действий.

 

Организационная культура состоит  из шести составляющих:

 

1) философии, задающей смысл  существования организации и  ее отношения к сотрудникам  и клиентам;

 

2) доминирующих ценностей, на  которых базируется организация и которые относятся к целям ее существования либо средствам их достижения;

 

3) норм, разделяемых сотрудниками  организации и определяющих принципы  взаимоотношений в коллективе;

 

4) правил, по которым ведется  "игра" в организации;

 

5) климата, существующего в организации и проявляющегося в том, какова атмосфера в организации и как члены коллектива взаимодействуют с внешним миром;

 

6) поведенческих ритуалов, выражаемых  в проведении в организации  определенных церемоний, использовании  определенных выражений, знаков и т. п.

 

Содержание организационной культуры

 

1. Конкретная организационная культура  коллектива может рассматриваться  на основе следующих характеристик:

 

• ценностей (как набора ориентиров в том, что хорошо и что плохо) и норм (как набора предположений и ожиданий относительно определенного типа поведения);

 

• веры во что-то и отношения к  чему-то — веры в руководство, успех, свои силы, во взаимопомощь, в справедливость и т. п.; отношения к коллегам, клиентам и конкурентам, злу и насилию, агрессии и т. п.; влияние религии и морали;

 

• осознания себя и своего места  в организации — одни культуры ценят сокрытие работником своих  внутренних настроений, другие поощряют их внешнее проявление; в одних  случаях независимость и творчество проявляются через сотрудничество,

а в других — через индивидуализм;

 

• трудовой этики и мотивирования  — отношения к работе и ответственности  за нее; разделения и замещения работы;

 

• чистоты рабочего места; качества работы; привычек, связанных с работой; оценки работы и вознаграждения; отношений "человек — машина"; индивидуальной и групповой работы; продвижения по службе;

 

• процесса развития и обучения работника  — бездумного или осознанного  выполнения работы; полагаются в организации  на интеллект или силу; процедур информирования работников; признания или отказа от важности использования логики в рассуждениях и действиях; подходов к объяснению причин;

 

• взаимоотношений между людьми — в зависимости от возраста и  пола, статуса и власти, мудрости и интеллекта, опыта и знаний, ранга и протокола, религии и гражданства; степени формализации отношений, получаемой поддержки, путей разрешения конфликтов;

 

• коммуникационной системы и языка  общения — использования устной, письменной, невербальной коммуникации, "телефонного права" и открытости коммуникаций; жаргона, аббревиатур, жестикуляции;

 

• осознания времени, отношения  к нему и его использования  — степени точности и относительности  времени у работников; соблюдения временного распорядка и поощрений за это; монохроматического или полихроматического использования времени;

 

• внешнего вида, одежды и представления  себя на работе — 

разнообразия униформ и спецодежды, деловых стилей;

 

• того, что и как едят люди, привычек и традиций в этой области —  организации питания работников, в том числе наличия или отсутствия специальных мест для этого на предприятии; приносят люди еду с собой или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотации питания; периодичности и продолжительности питания; работники разных уровней едят вместе или отдельно и т. п.

 

Осознание и разделение коллективом  перечисленных элементов организационной  культуры делает действия работников более осмысленными, значительными  и мотивированными.

 

2. Реакция руководства на критические  ситуации, возникающие в коллективе. Если в организации возникают критические ситуации, сотрудники испытывают обостренное чувство беспокойства. Поэтому то, как руководство подходит к разрешению кризисной ситуации, чему при этом отдается предпочтение, в дальнейшем проявляется в формировании системы ценностей и верований персонала, его мотивации.

 

3. Отношение к работе и стиль  поведения руководителей. 

В силу того что руководители занимают особое положение в организации  и на них обращено внимание сотрудников, стиль их поведения, их отношение к работе приобретают характер эталона для поведения в организации. Работники сознательно или неосознанно подстраиваются под ритм работы руководителя, дублируют его под

ход к выполнению своих обязанностей и тем самым как бы формируют  устойчивые нормы поведения в коллективе.

 

4. Критериальная база поощрения  и наказания сотрудников. 

На формирование организационной  культуры, а через этот процесс  — 

и на мотивацию сотрудников существенно  влияют критерии поощрения персонала. Члены организации, осознав, за что они получают вознаграждение либо наказание, достаточно быстро формируют представление, что хорошо, а что плохо в организации. Усвоив это, они становятся носителями определенных ценностей, закрепляя тем са

мым определенную организационную  культуру.

 

5. Критериальная база отбора, назначения, продвижения и

увольнения из организации. Как  и в случае с поощрением, критерии, используемые руководством при отборе на работу в организацию, продвижении  сотрудников и их увольнении, существенно  влияют на ценности, которые будут разделяться сотрудниками организации и, следовательно, влиять на их мотивацию.

 

Ко вторичным факторам организационной  культуры, которые влияют на мотивацию  коллектива, относятся следующие:

 

1. Структура организации. В зависимости  от того, как сконструирована организация, как распределяются задачи и функции между ее подразделениями и отдельными сотрудниками, насколько широко практикуется делегирование полномочий, у членов организации складывается определенное представление, в какой мере они пользуются

доверием у руководства, насколько  в организации присутствует дух 

свободы и ценится инициатива сотрудников.

 

2. Система передачи информации  и организационные процедуры.  В организации поведение сотрудников  регламентируется различными процедурами  и нормами. Люди взаимодействуют определенным образом и по определенным схемам, заполняют опре

деленные циркуляры и формы  отчетности, с определенной периодичностью и в определенной форме отчитываются о проделанной работе. Все эти  процедурные моменты в силу регулярности и повторяемости создают определенный климат в коллективе, который глубоко проникает в поведение его членов.

 

3. Внешний и внутренний дизайн  и оформление помещения, 

в котором размещается организация, принципы размещения сотрудников, стиль  декорирования и многое другое создают у членов организации определенное представление о ее стиле, об их позиции в организации и в конечном счете — о присущих организации ценностных ориентирах.

 

4. Мифы и истории о важных  событиях и лицах, игравших  и 

играющих ключевую роль в жизни организации. Бытующие в коллективе легенды и рассказы, как создавалась организация, какие значительные события были в ее истории, кто из людей и как повлиял на ее развитие, способствуют тому, что система устойчивых представле

ний о духе организации сохраняется во времени и доводится до

коллектива в яркой эмоциональной  форме.

 

5. Формализованные положения о  философии и смысле существования  организации, сформулированные в  виде принципов ее работы, набора  ценностей, заповедей, которым  необходимо следовать, чтобы сохранять и поддерживать дух организации (если они должным образом доводятся до всех ее членов), способствуют мотивации коллектива.

Информация о работе Мотивация как функция менеджмента