Мотивация как функция менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Одной из главных целей любого человека является цель найти работу, чтобы обеспечивать свое существование, реализовать свои способности и применять полученные в процессе обучения знания. Все мы стремимся найти такую работу, которая удовлетворяла бы наши потребности. Однако потребности у всех совершенно разные. Для кого-то главным аргументом при выборе должности является высокая заработная плата, для кого-то хороший рабочий коллектив и приятная рабочая обстановка, для кого-то просто интересная работа.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы мотивации как функции управления
1.1 Понятие, виды и методы управленческой мотивации
1.2 Анализ современных теорий мотивации
1.3 Основные причины в расхождении целей и методов управления мотивации в организации с позиции сотрудника
Глава 2. Анализ деятельности ОАО «Уралсвязьинформ»
2.1 Анализ реализации функции мотивации на примере ОАО «Уралсвязьинформ»
2.2 Разработка рекомендаций по реализации функции мотивации для ОАО «Уралсвязьинформ»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Мотивация как функция менеджмента.doc

— 1.41 Мб (Скачать)

 

Социокультурные факторы — это  принятые в обществе стандарты поведения, сложившиеся ролевые стереотипы относительно мужчины и женщины, традиции, прежде всего семейные, влияющие на формирование ценностных ориентации, установок и ожиданий женщин. Роль этих факторов состоит в том, что подавляющее большинство женщин с детства ориентируются на сравнительно скромный общественный статус, ценности семьи и личной жизни, воспитание детей и помощь мужу. Общество, окружающие также ожидают от женщины выполнения прежде всего перечисленных социальных ролей.

 

Половые, биологические и психологические  факторы, воздействующие на мотивацию  организационного поведения женщины, проявляются в зависимости ее настроения и психического состояния в целом от физиологических циклов, в обремененности естественными заботами о семье, рождении и воспитании детей, меньшей эмоциональной уравновешенности и беспристрастности, более сильной, чем у мужчины, окрашенности рабочих отношений в личностные тона и восприятии сотрудников через призму симпатий и антипатий.

 

Рассмотрим значение разработанных  А. Маслоу основных мотивов поведения  для мужчин и женщин.

 

1. Удовлетворение физиологических потребностей (в пище, воздухе, сне, тепле) имеет одинаковое значение и для мужчины, и для женщины.

 

2. Обеспечение защищенности и  безопасности. Здесь уже проявляются  различия. Например, в одинаковой  ли степени для всех работающих  женщин важно сохранение рабочего места? Оказывается, нет. Всех работающих женщин можно подразделить на две категории:

 

а) независимые, т. е. работающие не из-за экономической необходимости, а  скорее для того, чтобы реализовать  свои профессиональные знания. Для  них сохранение рабочего места менее важно;

 

б) зависимые, которые вносят существенный или даже единственный вклад в  собственный бюджет или в бюджет семьи.

 

Незамужним женщинам, а также  тем, чей заработок жизненно важен  для семьи в условиях повышенной безработицы среди женщин в соответствующих профессиональных группах, уверенность в завтрашнем дне особенно необходима. Страх еред потерей рабочего места может способствовать у них развитию чувства покорности. Они будут молча терпеть обиды, работать с перенапряжением. Такое поведение женщин-подчиненных может порадовать разве что недалеких руководителей, так как ведет к накоплению отрицательного психического потенциала, что со временем может стать опасным.

 

3. Стремление человека к контактам,  принадлежности к той 

или иной группе обеспечивает чувство защищенности и социальное

признание. По этому признаку различают  две категории женщин:

 

а) социально защищенные, если они  счастливы в браке, придают меньшее  значение своим отношениям с коллегами;

 

б) если женщина живет одна, для нее более значительную роль играют профессия, досуг. Стремление к контактам с другими людьми, дающее человеку ощущение нужности, признания, приопределенных обстоятельствах может заметно сказаться на его поведении на рабочем месте.

 

3. Потребность в уважении, признании по-разному проявляется у различных категорий женщин:

 

а) женщина, удачно вышедшая замуж, может  вообще не ощущать потребности выделяться в работе среди коллег. Но она  же может страстно стремиться к повышению  своей квалификации, чтобы на работе признавали ее социальный статус. Иногда такая женщина будет просто пытаться доказать своему мужу, что и она в состоянии сделать хорошую карьеру, приобрести собственный статус;

 

б) незамужняя женщина нередко стремится  к тому, чтобы на работе добиться должного признания, особенно если она считает отсутствие мужа серьезным недостатком. Она очень переживает, если ей это не удается;

 

в) немолодые женщины. Руководители часто обвиняют таких работников в том, что они язвительны, злобны, склонны к интригам и т. д. Часто причина подобного поведения кроется в том, что мужчины-руководители предпочитают более молодых сотрудниц, а немолодым дают менее важную работу, хотя престижная работа, возможно, была для них единственной надеждой на приобретение социального статуса и признания.

 

Мужчины и женщины по-разному  относятся к потребности уважения и признания: для мужчин это более  значимо (признание необходимо им, как  воздух). Если в коллективе, где работают и мужчины, и женщины, женщины  добились большего, а тем более, если они руководят, мужчины, чувствуют себя очень неуверенно в психологическом плане.

 

5. Потребность в самовыражении.  Женщины, являющиеся матерями  по призванию, вряд ли будут  добиваться полной реализации  на работе. Те из них, кто  не может или пока не может  или не хочет иметь детей, испытывают потребность в самовыражении в какой-либо другой области, возможно, на работе (то же касается женщин, у которых взрослые, отдельно живущие дети).

 

Подводя итоги, надо отметить, что  в мотивации между мужчинами  и женщинами действительно существуют различия.

 

Как видим, реализация потребностей более  высоких уровней (согласно пирамиде А. Маслоу) менее доступна женщинам, и поэтому у них быстрее  наступает разочарование. Те из них, кто в силу воспитания не в состоянии "отвоевать" право на реализацию своих потребностей, могут прийти к осознанию своего бессилия, поискам солидарного партнера или стремиться уйти от неразрешимых проблем. Из-за этого они часто не выходят на работу по болезни и другим уважительным причинам.

 

Для того чтобы успешно руководить женщинами, нужно понимать особую ситуацию, в которой они находятся, их биологические  особенности. Если женщина почувствует, что начальник активно стремится  помочь ей реализовать ее основные потребности, она будет работать с полной отдачей, ни в чем не уступая мужчинам.

 

 

 

 

 

 

4.7. Мотивация начинающих специалистов

 

Мотивация начинающих работников в  значительной степени зависит от их успешной адаптации в новой  организации, усвоения и принятия ими  характерных для организации системы ценностей, правил, норм и поведенческих стереотипов.

 

Поэтому первой ступенью задействования начинающего специалиста является его Введение в должность, цель которого — ускорить освоение новичком работы, сократить период его адаптации  в коллективе, помочь установить контакты с окружающими. Такие процедуры позволяют человеку ощутить, что его ждали, к его приходу готовились. Они позволяют также избежать на первых порах многих ошибок, вызванных слабым знанием организации и ее особенностей, уменьшить психологическую боязнь провала и тем самым снизить вероятность разочарования и досрочного ухода, сформировать позитивное отношение к новым обязанностям и окружению.

 

Введение в должность новых  сотрудников проводят с помощью  специального курса ориентации; общей — информирование об организации в целом и специальной — информирование о подразделениях.

 

Общую ориентацию обычно проводят сотрудники кадровой службы, которые знакомят новичков с организацией, ее политикой, условиями труда, правилами, основными  требованиями к работе. При этом в зарубежных фирмах новичкам сообщают такие сведения:

 

• об организации в целом —  виды деятельности, структура, руководство, продукция, потребители, традиции, приоритеты, проблемы, тенденции, нормы, стандарты, процедуры, внутренние отношения;

 

• об оплате труда — нормы и  способы оплаты, оплаты за работув  выходные дни и сверхурочную, условия  премирования и пр.;

 

• о режиме труда и отдыха —  порядок предоставления отпусков и  отгулов;

 

• о дополнительных льготах —  страхование, выходные пособия, возможности обучения, наличие столовых, буфетов, оздоровительных центров;

 

• об охране труда и технике  безопасности — риск и опасность, связанные с выполнением работы, меры предосторожности, места оказания медицинской помощи, оздоровительные  и спортивные центры, возможности занятия физической культурой, поведение при несчастных случаях и способы оповещения о них,

требования к здоровью и запреты, связанные с его охраной (например, курение);

 

• о вопросах, связанных с управлением  персоналом — условия назначения на должность, перемещения, увольнения, испытательный срок, права и обязанности, отношения с непосредственным руководителем и другими менеджерами, оценка работы, дисциплина, поощрения и взыскания;

 

• об отношениях с профсоюзами;

 

• о решении бытовых проблем — комнаты отдыха, условия парковки машин и пр.;

 

• об экономическом положении организации  — стоимость оборудования, прибыль, убытки от прогулов, опозданий и  несчастных случаев.

 

Специальную ориентацию нового сотрудника осуществляет руководитель подразделения; к ней относится доведение до его сведения такой информации и осуществление таких действий:

 

• цели, технологии и особенности  работы подразделения;

 

• внутренние и внешние отношения  и связи;

 

• персональные обязанности и ответственность; предписания, касающиеся выполнения работы; ожидаемые результаты, нормативы оценки; продолжительность и распорядок рабочего дня, сверхурочные работы, замены;

 

• конкретные вопросы: где и что  взять, у кого просить помощи;

 

• правила поведения при пожарах  и авариях; правила техники безопасности и гигиены; организация отдыха, перерывов, приема пищи; порядок личных телефонных разговоров;

 

• осмотр подразделения, комнат отдыха, душевых, мест для курения, различных  специальных служб;

 

• знакомство с новыми коллегами.

 

При индивидуальном введении в должность  непосредственный руководитель поздравляет  нового сотрудника с началом работы, представляет его коллективу (рассказывает биографию, особо отмечая достоинства), знакомит с подразделением и обстановкой  в нем, подробно перечисляет требования (в том числе и неписаные), сообщает о трудностях, которые могут возникнуть, и о наиболее распространенных ошибках в работе, о будущих коллегах (особенно тех, у кого трудный характер, а также тех, на кого всегда можно положиться, у кого можно просить совета).

 

Каждый начинающий сотрудник должен знать общие правила, требования к работе, стандарты ее выполнения, процедуры подачи жалоб; действия в  случае опоздания или болезни, при  необходимости взять отгул, отпроситься; как принято одеваться, какое поведение считается неприемлемым и т. д.

 

Руководитель контролирует первые шаги нового сотрудника, выявляет сильные  и слабые стороны его подготовки, определяет реальную потребность в  дополнительном обучении, оказывает  всестороннюю помощь в адаптации.

 

Для эффективной мотивации нового сотрудника нужно обеспечить успешное прохождение им процесса профессиональной, психофизиологической и социально-психологической  адаптации.

 

Профессиональная адаптация заключается  в активном освоении профессии, ее специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений (для начала в стандартных ситуациях). Начинается адаптация с того, что после выяснения опыта, знаний и характера

 

новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например направляют на курсы или прикрепляют наставника.

 

Сложность профессиональной адаптации  зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических качеств  личности.

 

Психофизиологическая адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха не представляет особой сложности. Она происходит достаточно быстро и в большей мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики этих условий. Тем не менее большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за отсутствия такой адаптации.

 

Социально-психологическая адаптация  к коллективу и его нормам, к  руководству и коллегам, к экономическим  реалиям может быть связана с  большими трудностями. Человек может пережить разочарование из-за обманутых ожиданий быстрого успеха, обусловленных недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций.

 

На мотивацию начинающих сотрудников влияет также адаптация работы к человеку. Она предполагает организацию рабочих мест в соответствии с требованиями эргономики, гибкое регулирование ритма и продолжительности рабочего времени, распределение трудовых функций и конкретных заданий исходя из личных особенностей и способностей работников, индивидуализацию системы стимулирования.

 

Большинство людей в первые дни работы больше всего опасаются  не справиться с новой должностью, обнаружить недостаток опыта и знаний, показать некомпетентность, не найти общего языка с руководителем и коллегами и их расположения, не быть воспринятым в целом и в итоге потерять работу или перспективы продвижения.

 

Если человек сильно мотивирован  на членство в организации, он старается  преодолеть трудности вхождения  и адаптироваться к организационному окружению. Если мотивация вхождения не очень высокая, то он может прекратить процесс обучения и адаптации и уволиться из организации.

Информация о работе Мотивация как функция менеджмента