Мотивация как функция менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Одной из главных целей любого человека является цель найти работу, чтобы обеспечивать свое существование, реализовать свои способности и применять полученные в процессе обучения знания. Все мы стремимся найти такую работу, которая удовлетворяла бы наши потребности. Однако потребности у всех совершенно разные. Для кого-то главным аргументом при выборе должности является высокая заработная плата, для кого-то хороший рабочий коллектив и приятная рабочая обстановка, для кого-то просто интересная работа.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы мотивации как функции управления
1.1 Понятие, виды и методы управленческой мотивации
1.2 Анализ современных теорий мотивации
1.3 Основные причины в расхождении целей и методов управления мотивации в организации с позиции сотрудника
Глава 2. Анализ деятельности ОАО «Уралсвязьинформ»
2.1 Анализ реализации функции мотивации на примере ОАО «Уралсвязьинформ»
2.2 Разработка рекомендаций по реализации функции мотивации для ОАО «Уралсвязьинформ»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Мотивация как функция менеджмента.doc

— 1.41 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

2.3. Классификация потребностей

 

 

Рис. 2.3. Классификация потребностей

 

 

 

 

Потребности людей классифицируют по различным признакам (рис. 2.3).

 

По происхождению потребности  бывают естественными и культурными.

 

. В естественных потребностях  выражается зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. Каждый человек испытывает естественные потребности в пище, питье, общении с противоположным полом, защите от холода, жары и т. д. Если какая-либо из этих потребностей не будет удовлетворена в течение определенного времени, человек может погибнуть. Естественные потребности человека имеют общественно-исторический характер.

 

Культурные потребности отражают зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры, их корни находятся в истоках человеческой истории.

 

К объектам культурных потребностей относятся предметы, которые являются средством удовлетворения какой-либо естественной потребности в условиях той или иной исторически сложившейся  культуры (например, вилка и ложка, палочки для еды) либо необходимы для культурного и трудового общения с другими людьми, общественной жизни человека.

 

В зависимости от уровня экономического развития, воспитания и усвоения принятых обычаев и традиций человек приобретает  различные культурные потребности.

 

По природе различают потребности  первичные и вторичные.

 

Первичные потребности являются физиологическими и, как правило, врожденными (например, потребности в пище, воде, воздухе, сне, сексе).

 

Вторичные — психологические (например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, принадлежности кому-либо или чему-либо). Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди приобретают различный опыт, их вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные.

 

Различают такие вторичные  потребности, которые проявляются  в той или иной степени у  большинства людей:

 

• доминантность — стремление контролировать, влиять, направлять поведение  словом или приказом, стремление отвергать попытки сближения;

 

• агрессия — стремление словом или действием опозорить, осудить, проклясть, унизить;

 

• поиск дружественных связей —  стремление к дружбе, любви, симпатия к другим, желание сблизить людей;

 

• автономия — бегство от всяческих  ограничений, желание освободиться от опеки, режима, порядка, регламентации;

 

• пассивное повиновение — стремление к пассивному подчинению силе, ожидание совета, помощи;

 

• потребность в уважении со стороны  других;

 

• потребность в достижении —  желание преодолеть, побороть, опередить  других, сделать что-то быстрее и  лучше, достичь высшего уровня в  каком-либо деле;

 

• потребность быть в центре внимания — желание завоевать

внимание других, удивлять их личными  достижениями и качествами;

 

• потребность в игре — стремление к развлечениям, предпочтение игры другой деятельности;

 

• эгоизм — стремление ставить  свои интересы превыше всего, быть довольным собой; чувствительность к унижениям;

 

• социальность — игнорирование  собственных интересов во имя  интересов группы, благородство, уступчивость;

 

• потребность в самозащите —  стремление к отстаиванию своих  прав, защите имиджа;

 

• потребность в порядке — тенденция к упорядочиванию, аккуратности, точности;

 

• потребность избегания опасности  — желание исключить опасность, стремление к осторожности, уклонению  от борьбы;

 

• потребность в преодолении  поражений — желание компенсировать прошлые неудачи, потери.

 

По характеру предмета потребности  бывают материальные и духовные.

 

В материальных потребностях проявляется  зависимость человека от предметов  материальной культуры (потребность  в пище, одежде, жилище, предметах  быта и т. д.), в духовных — от продуктов общественного сознания (они выражаются в усвоении духовной культуры).

 

Человек испытывает потребности поделиться с другими мыслями и чувствами, читать газеты, книги и журналы, смотреть кинофильмы и спектакли, слушать  музыку и т. д. Следует особо выделить духовную потребность человека в общении.

 

Духовные и материальные потребности  неразрывно связаны.

 

По степени осознания человеком  потребности могут быть осознанными  и неосознанными. В первом случае человек знает, чего хочет, и думает над тем, как этого добиться. Во втором случае потребности проявляются как влечения. При этом человек лишь ощущает, чуввствует, что ему чего-то недостает, он испытывает беспричинное беспокойство, напряженность, но не представляет, что нужно сделать для снятия напряжения. Усиление потребности увеличивает вероятность ее осознания, понимания того,, как ее можно удовлетворить.

 

По степени важности для человека различают потребности доминирующие и второстепенные. Первые могут подавлять  все остальные и в этой связи  определять основные направления поведения и деятельности.

 

По отнесенности потребностей ко внутренней или внешней сфере развития их классифицируют на индивидуальные, социальные и смешанные (индивидуально-социальные).

 

Несмотря на разнообразие потребности  имеют общие свойства:

 

• они всегда предметны, т. е. направлены на нечто конкретное;

 

• им присуще многообразие и способность  к развитию;

 

• большинство из них цикличны, т. е. периодически возникают снова (очень трудно назвать потребность, которую можно удовлетворить раз и навсегда);

 

• большинство своих потребностей удовлетворяют только с помощью  определенных предметов.

 

 

 

 

 

 

2.4. Понятие о мотивах деятельности

 

Для успешного руководства людьми менеджер должен хотя бы в общих  чертах знать желания подчиненных, основные мотивы их поведения, взаимоотношения, рычаги воздействия и возможные результаты. В литературе существует несколько значений понятия "мотив" (от лат. movere — приводить в движение, толкать):

 

• это преимущественно осознанные внутренние побуждения личности к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей;

 

• совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность человека и определяющих ее направленность;

 

• осознаваемые причины выбора действий и поступков человека.

 

 

 

Мотивы и потребности

 

Мотивы возникают, развиваются  и формируются на основе потребностей, однако они относительно самостоятельны, так как потребности точно  не определяют совокупность мотивов, их силу и устойчивость. При одной  и той же потребности у разных людей могут возникать различные мотивы (например, естественная потребность в пище присуща всем, но люди покупают разные продукты).

 

Если потребности составляют сущность, "механизм" всех видов человеческой активности, то мотивы являются конкретными  проявлениями этой сущности.

 

Потребность человека — это испытываемая им нужда в чем-либо, мотивы, т. е. его побуждения в связи с этой нуждой. Мотивы появляются почти одновременно с потребностями и проходят определенные стадии, аналогичные стадиям формирования потребностей.

 

Связь потребностей и мотивов проявляется  также в том, что потребности  реализуются в поведении и  деятельности посредством мотивов.

 

Мотив порождается определенной потребностью, являющейся конечной причиной человеческих действий. Хотя мотив выражает готовность к действию, побуждает к нему, он может и не перерасти в действие или в поведение. В этом случае происходит борьба мотивов, в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них.

 

Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким взаимодействующим мотивам, образующим разветвленную систему мотивации действий и поступков человека (например, потребность в учебе человек реализует в учебной деятельности, которую выбирает под влиянием сформировавшихся мотивов). В процессе возникновения и формирования они оказывают взаимное влияние. Развиваясь и укрепляясь, мотивы способствуют укреплению потребности. В свою очередь, развитие потребностей способствует более эффективному формированию мотивации, возникновению и развитию новых мотивов.

 

Мотивы и направленность личности

 

Мотивы связаны также с направленностью  личности, т. е., по существу, с совокупностью  ее важнейших жизненных целей. Однако направленность — понятие более  широкое, чем мотив. Направленность влияет на возникновение мотивов, хотя и мотивы способствуют формированию направленности. Система устойчивых мотивов может свидетельствовать о сформировавшейся направленности. Если направленность выражает устремленность к цели, то мотивами определяется ее постановка (например, профессиональная направленность человека — стремление овладеть той или иной профессией — возникает под влиянием совокупности мотивов, связанных с популярностью, престижностью, доходностью этой профессии).

 

Рассматривая поведение человека, анализируя его поступки, необходимо стремиться выяснить мотивы. Только в этом случае можно судить, случаен или закономерен для него тот или иной поступок, предотвратить возникновение одних черт личности и поощрить развитие других.

 

 

 

 

 

 

2.5. Классификация мотивов

 

 

Рис. 2.4. Классификация мотивов

 

 

 

 

Мотивы классифицируют по группам (рис. 2.4).

 

В первую группу входят мотивы, связанные  с важнейшими общественными потребностями  личности по критерию их содержания. В  этом случае различают мотивы идейные (связанные с мировоззрением), политические (обусловленные позицией личности по отношению к политике), нравственные (основанные на нравственных нормах и принципах) и эстетические (отражающие потребность в прекрасном).

 

По источнику возникновения, обусловленности (а также по особенности регуляции) различают мотивы социальные (патриотические), коллективистские, деятельностные (деятельностно-процессуальные) и поощрительные (стимульно-поощрительные). Источником возникновения патриотических мотивов является страна, где родился и живет человек. Коллективистские мотивы, имея источником коллектив, возникают вследствие готовности человека руководствоваться в поведении интересами конкретного коллектива, к которому он принадлежит. Осознание личностью ответственности перед коллективом побуждает такое поведение, которое строится в соответствии с нормами его жизни, взаимоотношениями в нем, общественным мнением и традициями, его микроклиматом. Деятельностные мотивы возникают •на основе конкретной деятельности человека. Они являются следствием особенностей трудовой деятельности, условий конкретного труда. Источник возникновения поощрительной мотивации — в материальном и моральном стимулировании, вознаграждении, получаемом человеком в виде заработной платы, премий, надбавок или похвал.

 

В отдельную группу объединяются мотивы по видам деятельности: общественно-политические, профессиональные, учебно-познавательные.

 

По времени проявления различают  мотивы постоянные, длительные и кратковременные. Первые действуют на протяжении всей жизни человека (например, связанные с удовлетворением естественных потребностей), вторые — в течение многих лет (например, связанные с познавательной потребностью личности), третьи — в течение ограниченного временного интервала (например, в связи с познанием нового).

 

По силе проявления мотивы подразделяют на сильные, составляющие особо действенную мотивацию, умеренные, характеризующиеся средней силой их проявления, и слабые, несущественно влияющие на деятельность, хотя и побуждающие ее.

 

По проявлению в поведении различают  мотивы реальные (актуальные) и потенциальные. Реальными (актуальными) называются мотивы, побуждающие поведение и деятельность. Под потенциальными понимают мотивы, сформировавшиеся у личности, но не проявляющиеся в данный момент по двум причинам: или человек готовится к будущей деятельности, или он ею занимался ранее, но переключился на другую.

 

По степени осознанности мотивы бывают осознанными и неосознанными (последние обычно называют побуждениями). Существуют различные точки зрения на проблему осознанности мотивов человеком. Приведем некоторые из них. Например, А. Леонтьев полагает, что мотивы актуально не осознаются [29]. С точки зрения А. Петровского, мотивы далеко не полностью осознаются человеком [47]. Согласно 3. Фрейду, люди не отдают себе полного отчета об истоках собственной мотивации [65]. Из приведенных рассуждений очевидны утверждения о существовании неосознаваемых мотивов.

Информация о работе Мотивация как функция менеджмента