Мотивация как функция менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Одной из главных целей любого человека является цель найти работу, чтобы обеспечивать свое существование, реализовать свои способности и применять полученные в процессе обучения знания. Все мы стремимся найти такую работу, которая удовлетворяла бы наши потребности. Однако потребности у всех совершенно разные. Для кого-то главным аргументом при выборе должности является высокая заработная плата, для кого-то хороший рабочий коллектив и приятная рабочая обстановка, для кого-то просто интересная работа.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы мотивации как функции управления
1.1 Понятие, виды и методы управленческой мотивации
1.2 Анализ современных теорий мотивации
1.3 Основные причины в расхождении целей и методов управления мотивации в организации с позиции сотрудника
Глава 2. Анализ деятельности ОАО «Уралсвязьинформ»
2.1 Анализ реализации функции мотивации на примере ОАО «Уралсвязьинформ»
2.2 Разработка рекомендаций по реализации функции мотивации для ОАО «Уралсвязьинформ»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Мотивация как функция менеджмента.doc

— 1.41 Мб (Скачать)

 

Функция планирования заключается  в определении целей организации (долго-, средне- и краткосрочных) и  разработке мер по их достижению. С  помощью планирования руководство  обеспечивает единое направление усилий всех членов организации. В рамках планирования осуществляются распределение ограниченных ресурсов фирмы, приспособление к внешней среде, координация действий подразделений, использование их сильных сторон и компенсация слабых, учет прошлого опыта деятельности фирмы.

 

Процесс выработки и постановки целей как важный элемент планирования способствует тому, чтобы действия работников были осмысленными и мотивированными. Для этого важно ставить перед  персоналом цели: напряженные, но реальные, достижимые, конкретные, выгодные, безопасные и справедливые. Привлечение подчиненных к процессу выработки целей побуждает их к более добросовестной работе.

 

Функция организации направлена на формирование стройной системы совместной деятельности людей. У этой функции два аспекта:

 

• создание (проектирование) организационной  структуры фирмы;

 

• организация эффективного взаимодействия элементов фирмы (уровней управления, подразделений, должностных лиц, руководителей  и подчиненных).

 

В рамках проектирования организационной структуры предприятия определяют основные направления его деятельности, создают органы управления, осуществляют департаментизацию, принимают решения о виде организационной структуры, количестве уровней управления, нормах управляемости, степени централизации в управлении, а также разрабатывают регламентирующие документы. Все перечисленные элементы проектирования существенно влияют на мотивацию менеджеров и работников фирмы, определяют приемлемые для руководства формы поведения и направления проявления активности персонала.

 

Рассмотрим, например, влияние на мотивацию  работников только одного элемента проектирования организации — количества уровней  управления.

 

При высокой (глубокой) структуре управления (большом количестве уровней управления) для организации характерны развитая иерархия системы власти; медленное, но обоснованное и скоординированное решение возникающих проблем; отдаленность высшего руководства от исполнителей; пассивность и инерционность мышления и действий персонала; организационный сепаратизм работников отдельных подразделений; ощущение сотрудниками чувства защищенности.

 

Совершенно иная мотивация у  руководителей и работников организации, имеющей небольшое количество уровней  управления (мелкую или плоскую организационную  структуру). В такой организации легче формируются вертикальные коммуникации; высшее руководство находится ближе к линейным подразделениям. Значительная нагрузка менеджеров, невозможность уследить за всеми подчиненными вынуждает их серьезно относиться к подбору работников, делегировать им задачи и полномочия. Персонал мотивирован на проявление самостоятельности, инициативы; в большей степени реализуются потребности людей в уважении, самовыражении, в меньшей — чувство защищенности, причастности, потому что работники вынуждены самостоятельно принимать решения по многим возникающим проблемам.

 

Функция контроля и оценки состоит  в сопоставлении реально достигнутых  результатов с запланированными, наблюдении за происходящими в управляемом  объекте процессами, сравнении его  параметров с заданной программой функционирования, выявлении отклонений и выполнении корректирующих действий.

 

Связь функций мотивации и контроля прослеживается на всех этапах выполнения задачи подчиненными, но особенно —  на предварительном и заключительном. Предварительный контроль осуществляется еще до начала выполнения задачи и предполагает разработку четких норм, стандартов и требований, регламентирующих документов; постановку конкретных целей и задач исполнителям; разработку систем вознаграждения; материальное обеспечение; подбор специалистов. С помощью перечисленных средств деятельности людей придается определенное содержание, определяются четкие ориентиры и стандарты их поведения, за следование которым они будут вознаграждены.

 

Оценка руководителем процесса выполнения персоналом поставленной задачи также оказывает на людей мотивирующее воздействие. Интерес руководителя к тому, что делает работник, похвала, замечание, помощь и другие формы управленческого воздействия стимулируют подчиненного к лучшему выполнению своих обязанностей.

 

В наибольшей мере стимулирует людей  заключительный этап контроля, по результатам  которого определяют качество работы и степень поощрения или наказания.

 

Функция принятия решений состоит  в выборе альтернативы, одного варианта действий из нескольких для выполнения поставленных задач и достижения определенных целей. Это основная функция руководителя.

 

Связь функций принятия решений  и мотивации проявляется при  рассмотрении следующих вопросов:

 

• как быстро и своевременно принимаются  в организации решения по возникающим проблемам;

 

• выполнимы ли, законны и правомочны принимаемые решения (в противном  случае мотивация подчиненных на их выполнение значительно ослаблена);

 

• соблюдается ли справедливость в процессе принятия решений (особенно это важно для решений по проблемам персонала);

 

• привлекаются ли подчиненные к  принятию решений.

 

Влияние степени привлечения подчиненных  к принятию решений на их мотивацию  рассмотрим отдельно, так как оно  неоднозначно. С одной стороны, участие  в принятии решений удовлетворяет потребность персонала в принадлежности, причастности к организации, уменьшает возможность конфликтов, сплачивает коллектив и повышает продуктивность работы в целом. Но наряду с положительными моментами могут проявиться и негативные последствия, которые демотивирующе воздействуют на работников:

 

• может возникнуть угроза серьезного подрыва формальных полномочий менеджера (если коллектив узнает, что менеджер принял неэффективное решение, и  предложит более эффективное);

 

• подчиненные могут преждевременно узнать о неприятных для них событиях (предстоящем сокращении штатов, увольнении и т. п.);

 

• может произойти утечка информации в конкурирующие фирмы;

 

• малообразованные, равнодушные  и безынициативные сотрудники не поймут таких действий менеджеров.

 

Поэтому менеджеры должны привлекать подчиненных к принятию решений  только в определенных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Классификация мотивации

 

Мотивацию классифицируют по нескольким признакам (рис. 1.1).

 

 

 

Рис. 1.1. Классификация потребностей

 

В зависимости от основных групп потребностей различают мотивацию материальную, трудовую и статусную [27].

 

Материальная мотивация — стремление к достатку, более высокому уровню жизни — зависит от уровня личного  дохода, его структуры, дифференциации доходов в организации и обществе, действенности системы материальных стимулов, применяемых в организации.

 

Трудовая мотивация порождается  непосредственно работой, ее содержанием, условиями, организацией трудового  процесса, режимом труда. Это внутренняя мотивация человека, совокупность его внутренних движущих сил поведения, связанных с работой как таковой. Безусловно, каждый работник испытывает потребность в содержательной, интересной, полезной работе, заинтересован в определенности перспектив должностного роста, чувствует самоуважение, если результаты его труда оцениваются высоко. В целом трудовая мотивация связана, с одной стороны, с содержательностью, полезностью непосредственно труда, а с другой — с самовыражением, самореализацией работника.

 

Статусная мотивация является внутренней движущей силой поведения человека, связанного с его стремлением занять более высокую должность, выполнять более сложную и ответственную работу, работать в престижных, социально значимых сферах организации. Кроме того, человеку может быть свойственно стремление к лидертву в коллективе, более высокому неофициальному статусу, а также стремление стать признанным специалистом, пользоваться авторитетом.

 

По используемым способам различают  мотивацию нормативную, принудительную и стимулирование.

 

Нормативная мотивация — это  побуждение человека к определенному  поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т. п.

 

Принудительная мотивация основывается на использовании власти и угрозе неудовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований.

 

Стимулирование — воздействие  не на личность как таковую, а на внешние обстоятельства с помощью  благ — стимулов, побуждающих работника  к определенному поведению.

 

Первые два вида мотивации прямые, так как предполагают непосредственное воздействие на подчиненных, третий — косвенный, так как в его  основе лежит воздействие внешних  факторов — стимулов.

 

По источникам возникновения  мотивов различают мотивацию  внутреннюю и внешнюю.

 

Внутренняя мотивация проявляется  тогда, когда человек, решая задачу, формирует мотивы. Например, это  может быть стремление к достижению определенной цели, завершению работы, познанию, желание бороться, страх.

 

На основе внутренней мотивации люди действуют спокойнее; они добросовестнее выполняют работу, затрачивают меньше сил, лучше понимают задания и овладевают знаниями. Внутреннее побуждение к действию является результатом взаимодействия сложной совокупности изменяющихся потребностей, поэтому руководитель для осуществления мотивации должен определить эти потребности и найти способы их удовлетворения.

 

При внешней мотивации воздействие  на субъект происходит извне, например через оплату за работу, распоряжения, правила поведения и т. д.

 

Внутренняя и внешняя мотивации  четко не разграничены, поскольку  в различных ситуациях мотивы могут возникать как по внутренним, так и по внешним причинам. Руководителям  очень важно знать о наличии  этих двух видов мотивации, так как  эффективно управлять можно, только опираясь на внешнюю мотивацию, но при этом принимать во внимание и возможное возникновение определенных внутренних мотивов.

 

По направленности на достижение целей фирмы различают мотивацию  положительную, способствующую эффективному достижению целей, и отрицательную, препятствующую этому.

 

К основным видам положительной  мотивации относятся материальное поощрение в виде персональных надбавок к окладам и премий, повышение  авторитета работника и доверия  к нему в коллективе, поручение  особо важной работы и т. п. Отрицательная мотивация — это прежде всего материальные взыскания (штрафные санкции), снижение социального статуса в коллективе, психологическая изоляция работника, создание атмосферы нетерпимости, понижение в должности. Система штрафных санкций должна быть непрерывной, не иметь "запретных зон", последствия санкций должны доводиться до всех работников и быть понятны.

 

 

 

 

 

 

1.4. Сложность управления мотивацией

 

Перечислим основные факторы, усложняющие процесс управления мотивацией подчиненных.

 

1. Неочевидность мотивов поведения  человека. Можно только предполагать, догадываться о воздействующих  мотивах, но их трудно выявить.  Необходимо длительное время  наблюдать для того, чтобы достоверно  выяснить ведущие, движущие мотивы  поведения человека.

 

2. Изменчивость мотивационного  процесса. Содержание и характер  мотивационного процесса зависят  от того, какие потребности инициировали  его. Однако эти потребности  находятся в сложном динамическом  взаимодействии. В зависимости от  конкретной ситуации потребности человека изменяются, что может привести к непредвиденной реакции работников на мотивирующее воздействие со сто

роны руководства.

 

3. Различия мотивационных структур  работников. Сила мотивов, их устойчивость, структурированность уникальны  для каждого человека и по-разному воздействуют на его поведение. То, что эффективно для мотивации одних людей, оказывается неэффективно для других. Это делает процесс управления мотивацией слабо предсказуемым.

 

4. Наличие множества путей и  способов удовлетворения каждой отдельной потребности человека.

 

5. Взаимозависимость работ в  организациях, недостаточная информированность  о результатах работы сотрудников,  частые перемены в служебных  обязанностях вследствие совершенствования  технологии.

 

6. К сожалению, во многих отечественных организациях люди, их потребности, мотивы, интересы находятся не на первом месте у руководства. Для них у менеджеров часто не остается времени.

 

 

 

 

 

 

1.5. Эволюция мотивационного менеджмента

 

Проблема мотивации людей к  труду всегда была актуальной. Попытки найти способы повышения продуктивности работы людей посредством их мотивации предпринимались с древних времен. Еще около 2 тыс. лет до н. э. царь Вавилона Хаммурапи законодательно установил для некоторых подданных уровень заработной платы. А возможность стимулирования с помощью заработной платы работников спустя тысячу лет доказал правивший там же Навуходоносор II. За 400 лет до н. э. персидский царь Кир выдвигал идеи о необходимости исследования причин мотивации людей.

 

Как видим, руководители, в том числе высшие, осознанно или неосознанно пытались осуществлять функцию мотивации работников. В древние времена для этого служили наказания, а для избранных — награды.

Информация о работе Мотивация как функция менеджмента