Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 14:05, курсовая работа
Целью данной работы является анализ основных мотивационных моделей, раскрытие их достоинств и недостатков, области применения на практике, а также возможностей совершенствования механизма мотивации и применяемых на практике моделей мотивации работников.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты задачи:
1. Изучить сущность мотивации как функции управления.
2. Охарактеризовать виды и формы мотивации, раскрыть их структуру и содержание.
3. Проанализировать мотивацию работников на ООО «ГК Перспектива»
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы мотивации персонала…………………….5
1.1 Понятие, виды и значение мотивации в управлении………………..5
1.2 Механизмы использования мотивации в практике управления……7
1.3 Основные теории мотивации……………………………………………12
Глава 2. Анализ мотивации персонала ООО «ГК Перспектива»…….......24
2.1 Общая характеристика организации……………………………….24
2.2 Анализ ОСУ и численности персонала ООО «ГК Перспектива»..26
2.3 Оценка системы мотивации персонала ООО «ГК Перспектива»…...30
Заключение…………………………………………………………………….......36
Список литературы………………………………………………………………..37
Приложения…………………………………………………………………………39
Сберегательные фонды, в т. ч. льготные режимы накопления средств.
Организация питания – выплата субсидий на питание.
Продажа товаров, выпускаемых организацией или получаемых по бартеру, – выделение средств на скидку при продаже этих товаров.
Стипендиальные программы – выделение средств на образование (покрытие расходов на образование на стороне)
Программы обучения персонала – покрытие расходов на организацию обучения (переобучения, повышения квалификации). Корпоративный университет для бесплатного внутрифирменного обучения персонала.
Оказание материальной помощи при госпитализации, бесплатная путевка в санаторий, дом отдыха.
Программы жилищного строительства – выделение средств на собственное строительство жилья или строительство на паевых условиях.
Программы, связанные с воспитанием и обучением детей, - выделение средств на организацию дошкольного и школьного (колледжей) воспитания детей, внуков сотрудников организации; именные стипендии.
Оплаченный продолжительный отпуск.
Программы спортивных, культурных и туристических мероприятий, путешествия за счет организации.
Гибкие социальные выплаты – организация устанавливает специальную сумму на «приобретение» необходимых льгот и услуг.
Страхование жизни – страхование за счет средств организации жизни работника и за символическое отчисление – членов его семьи.
Программы выплат по временной нетрудоспособности – покрытие расходов по временной нетрудоспособности. Оказание материальной помощи при госпитализации.
Медицинское страхование – как самих работников, так и членов их семей.
Отчисления в пенсионный фонд.
Ассоциации получения кредитов – льготные кредиты на строительство жилья, приобретение товаров, услуг.
Оплаченный обед для семьи в ресторане и пр.
Так же следует отметить и механизмы морального стимулирования трудовой деятельности.
Важным механизмом мотивации к трудовой деятельности является такой способ вознаграждения, как признание. Человеку доставляет огромное удовлетворение общественное признание, когда его работу отмечают в присутствии остальных членов коллектива. Это также повышение в должности, звании, получение награды.
Следующий мотивационный механизм - свобода. Для некоторых людей постоянный контроль и опека - только помеха в работе. Если такой человек справляется с работой, ему можно предоставить больше свободы, например, разрешить часть работы делать дома.
Перспектива – следующий мотивационный механизм. Карьера, профессиональный рост или новая, более сложная и ответственная работа с соответствующей оплатой являются важным вознаграждением для многих работников.
1.3 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
Существует множество теорий, объясняющих мотивации участников организации. Они разделяются на две группы: содержательные теории мотивации и процессуальные теории мотивации.
Содержательные теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка ответить на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория иерархии потребностей Маслоу, теория ERG Альдерфера, теория приобретенных потребностей Макклелланда, теория двух факторов Герцберга.
Первую научную теорию мотивации в рамках содержательного подхода обосновал Ф. Тейлор, выступивший с ее классическим вариантом. Он предположил, что людьми движет желание удовлетворять возрастающие потребности, для чего нужно дать им возможность зарабатывать деньги.
В основу своей модели Тейлор положил систему норм расходования времени на каждый вид работ или выполнение отдельных операций. Как уже говорилось, такие нормы были получены опытным путем из наблюдений за действиями наиболее сильных и сноровистых исполнителей. При достижении более высокой производительности труда, чем та, которую они предусматривали, работники оплачивались по повышенному тарифу и получали премии. Это и давало им возможность более полно удовлетворять свои потребности. В то же время невыполнение задания влекло за собой оплату по пониженным расценкам. Все это заставляло большинство людей работать на пределе своих возможностей.
Теория иерархии потребностей Маслоу.
В 1942 г. известный американский социолог А. Маслоу создал концепцию иерархии потребностей, которую изложил в 1943 г. в статье «Теория человеческой мотивации », помещенной в журнале «Психология общения». Концепция возникла под впечатлением от общения с племенем индейцев, где он некоторое время жил, изучая вопросы этической психологии. Маслоу выделил пять групп потребностей, постоянно присущих людям, и расположил их в виде иерархической пирамидальной структуры (приложение 1).
Модель имеет такую форму, поскольку чем более высокое место занимают потребности в иерархии, тем для меньшего числа людей они становятся реальными мотиваторами поведения.
Неудовлетворенные потребности, по мнению Маслоу, побуждают людей к активным действиям, а удовлетворенные перестают мотивировать, и их место занимают другие неудовлетворенные потребности. При этом потребности, находящиеся ближе к основанию пирамиды, требуют первостепенного удовлетворения. Лишь после того как оно будет в основном достигнуто, начинают действовать потребности более высокого уровня.
К первому уровню Маслоу отнес физиологические потребности (в пище, жилье, отдыхе и пр.). Их удовлетворение, обеспечивающее человеку элементарное выживание, требует минимальной заработной платы и сносных условий труда.
Ко второму уровню были причислены
потребности в безопасности и уверенности
в будущем. Их удовлетворение возможно
с помощью заработной платы, превышающей
минимальный уровень (что позволяет приобретать
страховой полис, делать дополнительные
взносы в пенсионный фонд, отдыхать), а
также работы организации, предоставляющей
сотрудникам определенные социальные
гарантии.
На третьем уровне Маслоу
поместил социальные потребности в поддержке
со стороны окружающих, принадлежности
к той или иной общности. Для их удовлетворения
необходимо участие в фупповой работе,
внимание со стороны руководителя, уважение
товарищей.
Четвертый уровень образуют
потребности в признании. Они удовлетворяются
путем завоевания авторитета, известности,
высокого статуса. Управление обладателями
этих потребностей облегчает присвоение
им титулов, званий, вручение наград.
Наконец, на пятую ступень иерархии,
которой, по мнению Маслоу, достигает один
процент людей, он поставил потребности
в самореализации (в самопризнании, обретении
уверенности), самоутверждении относительно
независимо от внешнего признания.
Понятно, что в деле удовлетворения потребностей высших уровней деньги практически никакого значения не имеют.
Теория ERG Альдерфера
Так же, как и Маслоу, Клейтон Альдерфер
исходит в своей теории из того, что потребности
человека могут быть объединены в отдельные
группы. Однако в отличие от теории иерархии
потребностей Маслоу, он считает, что таких
групп потребностей существует три:
- потребности связи;
- потребности роста.
Группы потребностей данной теории достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей теории Маслоу. Потребности существования как бы включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребности безопасности, за исключением групповой безопасности, и физиологические потребности. Группа потребностей связи наглядно корреспондирует с группой потребностей принадлежности и причастности. Потребность связи, по Альдерферу, отражает социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к данной группе можно отнести также часть потребностей признания и самоутверждения из пирамиды Маслоу, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности пирамиды Маслоу, которые связаны с групповой безопасностью. Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию и т.п (приложение 2).
Эти три группы потребностей, так же, как и в теории Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие, состоящее в том, что, по Маслоу, происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх. Удовлетворил потребность нижнего уровня, перешел к следующей и т.д. Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны. Наверх, если неудовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом Альдерфер считает, что в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Например, если человек никак не смог удовлетворить потребности роста, у него опять «включаются» потребности связи, и это вызывает процесс регрессии с верхнего уровня потребностей на нижний. В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность. И этот процесс определяет наличие обратного хода сверху вниз.
Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз — процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность.
Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивировании людей в организации. Например, если у организации нет достаточных возможностей для удовлетворения потребности человека в росте, то, разочаровавшись, он может с повышенным интересом переключиться на потребность связи. И в данном случае организация сможет предоставлять ему возможности для удовлетворения данной потребности, увеличивая тем самым свой потенциал мотивирования данного человека.
Теория приобретенных потребностей Макклелланда.
Широко распространенной концепцией потребностей, определяющих мотивацию человека к деятельности, является концепция МакКлелланда, связанная с изучением и описанием влияния соучастия и потребности властвования. В соответствии с идеями МакКлелланда, эти потребности, если они достаточно сильно присутствуют у человека, оказывают заметное воздействие на поведение человека, заставляя его предпринимать усилия и осуществлять действия, которые Должны привести к удовлетворению этих потребностей. При этом МакКлелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.
Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал ранее. Люди с высоким уровнем потребности достижения предпочитают самостоятельно ставить свои цели. При этом они обычно выбирают умеренно сложные цели и задачи, исходя из того, чего они могут достичь и что они могут сделать. Люди с выраженной потребностью достижения склонны делать умеренно рискованные решения и ожидают немедленной обратной связи от осуществленных ими действий и принятых решений. Им нравится принимать решения и отвечать за решение задачи, они одержимы теми задачами, которые решают, и легко берут на себя персональную ответственность. Считается, что наличие у работников высокой потребности достижения оказывает влияние на их активность и результативность. Поэтому полезно оценивать уровень потребности достижения у членов организации при их продвижении по службе, а также у претендентов на вхождение в организацию. Оценка уровня потребности достижения может быть использована также и для приведения характера и содержания работы в соответствие с потребностями достижения работников.
Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, стремятся получить одобрение и поддержку со стороны окружающих, обеспокоены тем, как о них думают другие. Для них очень важным является тот факт, что они нужны кому-то, что их друзья и коллеги не безразличны к ним и их действиям.
Информация о работе Мотивация деятельности в менеджменте предприятий торговли и сферы услуг