Монополизм и эффективность антимонопольной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

На совершенно конкурентном рынке имеется огромное множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы влиять на рыночную цену. Вследствие этого участники такого рынка рассматривают цену, как величину, заданную «извне» и находящуюся вне их контроля.
Однако такая ситуация характерна лишь для абстрактной модели, для системы совершенной конкуренции, рассмотренной нами выше. На реальных рынках отдельные продавцы могут влиять на цену, которую они устанавливают на свою продукцию; причем степень контроля над ценой может быть различной. Рассмотрим основные случаи несовершенных конкурентных рынков.

Оглавление

Введение
Теоретическая основа монополизма
Сущность и виды монополий
Монополистическая конкуренция
Антимонопольная политика
Монополизм и антимонопольное регулирование в России
История возникновения и развитие монополий в России
Становление антимонопольной политики в России
Текущая деятельность ФАС
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

monopolizm_i_effektivnost'_antimonopol'noi_politiki.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

Понимая важность развития Федеральной антимонопольной службы 26 июля 2006 года, был принят новый закон «О защите конкуренции» N 135-ФЗ.8 Принятие закона давно требовало развитие рынка, и поэтому особых препятствий в утверждении он не испытал, но все же в законе множество недоработок, и возникают определенные прения по поводу терминологии.

Также 27.07. 06 был одобрен Федеральный закон от 27.07.2006 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».9 Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Совершенно законодательства не существует и поэтому будем  надеяться, что оно будет развиваться, подстраиваясь под рыночные изменения.

Но как сказал один из известных политиков:«Зачем принимать новый закон, если мы старый соблюсти не можем»10. Поэтому главным вопросом остается деятельность ФАС, сможет ли этот государственный орган регулировать предписанную ему сферу.

 

 

 

 

Текущая деятельность ФАС

На данный момент деятельность ФАС имеет несколько направлений:

  1. Контроль над деятельностью естественных монополий. 
    Работа ФАС России в сфере контроля над деятельностью естественных монополий направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

  1. Контроль над размещением госзаказов. 
    Постановлением правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных» Федеральная антимонопольная служба уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов, за размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, контроль над которыми осуществляет Федеральная служба по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации. 
    Функции и полномочия ФАС России в сфере контроля над размещением госзаказов определены Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

 

  1. Контроль рекламной деятельности. 
    Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. 
    Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. 
    К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:  
    – предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. 
    – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, 
    – привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе; 
    – взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

 

  1. Контроль экономической концетрации. 
    Федеральная антимонопольная служба осуществляет государственный контроль экономической концентрации в соотвествии с главой 7 Федерального Закона «О защите конкуренции».

 

  1. Анализ Рынков. 
    Анализ рынков необходим для подготовки ежегодного доклада Федеральной антимонопольной службы о состоянии конкуренции – в соответствии со ст.23 23 ФЗ «О защите конкуренции», а также при контроле экономической концентрации - согласно ФЗ «О защите конкуренции», ФАС России осуществляет предварительный контроль лишь крупных сделок, действительно оказывающих влияние на конкуренцию, поэтому каждое из рассматриваемых ходатайств требует тщательного анализа рынка.

 

Заключение.

     Подводя итог сказанному, следует отметить, что естественная монополия - это довольно-таки  устойчивая  форма хозяйствования, и вряд ли он изживёт себя, пока существуют отрасли, потребность населения в продукции которых столь велика, и пока существует дифференциация общества. Существует много споров о способах  регулирования  естественных монополий, и это понятно, ведь, и потребители, и монополисты, и сами комиссии по регулированию стремятся получить максимальную прибыль. Однако это не единственная причина  разногласий, ведь  на самом деле систем  регулирования естественных монополий  далеко не совершенна. Поэтому, вероятнее  всего, что методы  государственного  регулирования  естественных монополий будут постоянно совершенствоваться, хотя вряд ли подобного род  перемены смогут удовлетворить  всех, следовательно, этот  вопрос будет одним из основных  в  поисковом плане, и  интерес  общества к нему никогда не угаснет.

     Нашу экономическую  политику все время кидает  из административного произвола  по управлению производством  к стихии самостоятельности хозяйственных ячеек. Но в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, а во втором – несогласованность работы. Идеальное решение не в том кому предоставлять право решать, а в обеспечении должной направленности этой деятельности, достигаемом путем более тщательной экономической и правовой регулировки. Необходимы соответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и хозяйственным отношениям.

Список литературы

  • Самуэльсон П. Экономика. М., 1964. С. 541
  • Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. С. 296
  • Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии”  “МЭ и МО”, 1999 г., №7
  • Комментарий к закону о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. А. П. Ткачев. – М.: Юстицинформ 2002.
  • Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования: Учебное пособие. – М.: Юристь, 2004.
  • Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой – М.: Издательство “Экзамен”, 2003.
  • Журавлева Г.П. «Экономика: учебник»,  Москва, «Юристъ», 2001.
  • Макконел К.Р.,  Брю С.Л. «Экономикс», Москва, «Инфра-М», 2000.
  • Юданов А. Ю. «Конкуренция. Теория и практика. Учебно-практическое пособие», Москва, «Гном-ПРЕСС», 1998.
  • Абрамишвили Г. Г. «Конкуренция: анализ, стратегия и тактика конкурентной борьбы монополий», Москва, «Экономика», 1998.
  • Габиш Г., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. «Микроэкономика. Электронный учебник», Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов http://www.amp.aknet.kg/microeconomics/
  • Блауг М. «Экономическая мысль в ретроспективе», Москва, 1994.
  • Сафрончук М. В. «Микроэкономика. Полный курс», Москва, Эксмо, 2006
  • Криппендорф К. «36 стратегий для победы в эпоху конкуренции», Санкт-Петербург, Питер, 2005.
  • Б. В. Салихов «Экономическая теория», Дашков и Ко, Москва, 2005.
  • М. И. Чепурин, Е. А. Кипелова «Курс экономической теории», Киров, «Аса», 2005.
  • И. В. Липсиц «Экономика. Учебник», Москва, Омега-Л, 2006
  • И. В. Липсиц «Введение в экономику и бизнес», Москва, Вита-Пресс, 2003
  • Р. М. Нуреев «Курс микроэкономики», Москва, Норма, 2006

Интеренет ресурсы

    • http://www.ceem.ru/ - Официальный сайт института экономики естественных монополий
    • http://fas.gov.ru/ - официальный сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации
    • http://www.glossary.ru служба тематических толковых словарей

Приложение 

Монополистические объединения

 

Противоречия между  естественным стремлением к экономическому доминированию, как способу сохранения и приумножения преимуществ, и препятствующими этому требованиями оптимальности решается путем объединения предприятий. Представляя собой как бы ассоциацию оптимальных предприятий, концентрация такого рода регулируется уже иными критериями оптимальности - уровень хозяйственной устойчивости и конкурентоспособности, степень контроля над рынком. В тоже время реализуется главная цель - смягчение отраслевой конкуренции и недопущение в отрасль новых конкурентов.

Объединения предприятий  возникает в результате различного типа слияний: горизонтальных, вертикальных и конгломератных.

Горизонтальные  слияния представляют собой способ концентрации производства путем объединения родственных предприятий и по сути ведут лишь к перераспределению производственных мощностей. Главной их целью является снижение уровня конкуренции и получение выигрыша от «экономии на масштабах производства».

Вертикальное  слияние нацелены на объединение звеньев технологической цепочки от добычи сырья до сбыта готовой продукции под одним контролем, чем обеспечивается надежность доступа к источникам ресурсов, каналам снабжения и сбыта. Чем менее стабильными являются эти условия, тем сильнее стремление предприятий к вертикальной интеграции. Способствуя созданию замкнутых производственных комплексов, вертикальное влияние способствует монопольным проявлениям, и поэтому требуют особого внимания со стороны государства.

Конгломератные  слияния представляют собой объединения предприятий различной отраслевой принадлежности совершенно не связанных между собой технологически. По сути это способ диверсификации производства, цель которого - смягчит влияние колебаний рыночной конъюнктуры и облегчить проникновение на новые рынки. Слияния могут происходить как на основе добровольного объединения предприятий, так и путем поглощения одного предприятия другим. В результате в зависимости от особенностей структурной организации, управления и контроля формируются самые разные формы объединений.

Трест – форма отраслевой организации, при которой одна крупная компания сосредотачивала либо все производство отрасли, либо его преобладающую часть.11

Концерн – многоотраслевой комплекс предприятий, в котором структурные единицы сохраняют свою производственную и хозяйственную самостоятельность, но подчинены единому руководству посредством финансового контроля через систему участий.

Конгломерат – полиотраслевая, многопрофильная структура, основанная на объединении автономных в оперативном отношении предприятий, несущих хозяйственную ответственность за результаты своей деятельности.

Кроме того, существует ряд  объединений временного типа, создаваемых для решения определенных задач.

Консорциум – форма временного объединения предприятий, создаваемого для осуществления совместной деятельности с целью решения определенной задачи. Входящие в консорциум предприятия сохраняют полную самостоятельность, подчиняясь общему руководству только в части деятельности, касающийся целей консорциума.

Хозяйственная ассоциация – создаваемая на добровольной основе по территориальному, отраслевому или иному признаку объединение юридических лиц с целью координации хозяйственной деятельности или защиты своих интересов и прав в различного рода органах.

Высокая степень концентрация производства и возникающая в  связи с этим экономическое доминирование  ведет к затруднению конкуренции  и возникновению монопольных проявлений в форме ценового диктата. Усиливается вероятность сговора между немногими производителями. Это требует установление особого контроля за деятельностью объединений предприятий.

В советской экономике  объединения предприятий существовали в виде производственных и научно - производственных объединений. Поскольку в основе их образования лежали не общность экономических и финансовых интересов участников, а потребности централизованного управления экономикой, с переходом к рыночной экономике они требуют серьезной трансформации. Однако, учитывая характерные для них кооперационные связи, было бы ошибкой ликвидировать их под флагом борьбы с монополизмом. При выборе способов реформирования этих объединений следует руководствоваться прежде всего такими критериями, как изменение трансакционных издержек и влияние на уровень конкуренции.

1 Самуэльсон П. Экономика. М., 1964. С. 541

2 Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. С. 296.

3 Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования: Учебное пособие. – М.: Юристь, 1996. – С. 108.

4 Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой – М.: Издательство “Экзамен”, 2003. С. 151

5  Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” “МЭ и МО”, 1999 г., №7

Информация о работе Монополизм и эффективность антимонопольной политики