Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:47, курсовая работа
На совершенно конкурентном рынке имеется огромное множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы влиять на рыночную цену. Вследствие этого участники такого рынка рассматривают цену, как величину, заданную «извне» и находящуюся вне их контроля.
Однако такая ситуация характерна лишь для абстрактной модели, для системы совершенной конкуренции, рассмотренной нами выше. На реальных рынках отдельные продавцы могут влиять на цену, которую они устанавливают на свою продукцию; причем степень контроля над ценой может быть различной. Рассмотрим основные случаи несовершенных конкурентных рынков.
Введение
Теоретическая основа монополизма
Сущность и виды монополий
Монополистическая конкуренция
Антимонопольная политика
Монополизм и антимонопольное регулирование в России
История возникновения и развитие монополий в России
Становление антимонопольной политики в России
Текущая деятельность ФАС
Заключение
Список литературы
Понимая важность развития Федеральной антимонопольной службы 26 июля 2006 года, был принят новый закон «О защите конкуренции» N 135-ФЗ.8 Принятие закона давно требовало развитие рынка, и поэтому особых препятствий в утверждении он не испытал, но все же в законе множество недоработок, и возникают определенные прения по поводу терминологии.
Также 27.07. 06 был одобрен Федеральный закон от 27.07.2006 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».9 Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Совершенно законодательства не существует и поэтому будем надеяться, что оно будет развиваться, подстраиваясь под рыночные изменения.
Но как сказал один из известных политиков:«Зачем принимать новый закон, если мы старый соблюсти не можем»10. Поэтому главным вопросом остается деятельность ФАС, сможет ли этот государственный орган регулировать предписанную ему сферу.
На данный момент деятельность ФАС имеет несколько направлений:
Заключение.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что естественная монополия - это довольно-таки устойчивая форма хозяйствования, и вряд ли он изживёт себя, пока существуют отрасли, потребность населения в продукции которых столь велика, и пока существует дифференциация общества. Существует много споров о способах регулирования естественных монополий, и это понятно, ведь, и потребители, и монополисты, и сами комиссии по регулированию стремятся получить максимальную прибыль. Однако это не единственная причина разногласий, ведь на самом деле систем регулирования естественных монополий далеко не совершенна. Поэтому, вероятнее всего, что методы государственного регулирования естественных монополий будут постоянно совершенствоваться, хотя вряд ли подобного род перемены смогут удовлетворить всех, следовательно, этот вопрос будет одним из основных в поисковом плане, и интерес общества к нему никогда не угаснет.
Нашу экономическую
политику все время кидает
из административного
Список литературы
Интеренет ресурсы
Приложение
Монополистические объединения
Противоречия между естественным стремлением к экономическому доминированию, как способу сохранения и приумножения преимуществ, и препятствующими этому требованиями оптимальности решается путем объединения предприятий. Представляя собой как бы ассоциацию оптимальных предприятий, концентрация такого рода регулируется уже иными критериями оптимальности - уровень хозяйственной устойчивости и конкурентоспособности, степень контроля над рынком. В тоже время реализуется главная цель - смягчение отраслевой конкуренции и недопущение в отрасль новых конкурентов.
Объединения предприятий возникает в результате различного типа слияний: горизонтальных, вертикальных и конгломератных.
Горизонтальные слияния представляют собой способ концентрации производства путем объединения родственных предприятий и по сути ведут лишь к перераспределению производственных мощностей. Главной их целью является снижение уровня конкуренции и получение выигрыша от «экономии на масштабах производства».
Вертикальное слияние нацелены на объединение звеньев технологической цепочки от добычи сырья до сбыта готовой продукции под одним контролем, чем обеспечивается надежность доступа к источникам ресурсов, каналам снабжения и сбыта. Чем менее стабильными являются эти условия, тем сильнее стремление предприятий к вертикальной интеграции. Способствуя созданию замкнутых производственных комплексов, вертикальное влияние способствует монопольным проявлениям, и поэтому требуют особого внимания со стороны государства.
Конгломератные слияния представляют собой объединения предприятий различной отраслевой принадлежности совершенно не связанных между собой технологически. По сути это способ диверсификации производства, цель которого - смягчит влияние колебаний рыночной конъюнктуры и облегчить проникновение на новые рынки. Слияния могут происходить как на основе добровольного объединения предприятий, так и путем поглощения одного предприятия другим. В результате в зависимости от особенностей структурной организации, управления и контроля формируются самые разные формы объединений.
Трест – форма отраслевой организации, при которой одна крупная компания сосредотачивала либо все производство отрасли, либо его преобладающую часть.11
Концерн – многоотраслевой комплекс предприятий, в котором структурные единицы сохраняют свою производственную и хозяйственную самостоятельность, но подчинены единому руководству посредством финансового контроля через систему участий.
Конгломерат – полиотраслевая, многопрофильная структура, основанная на объединении автономных в оперативном отношении предприятий, несущих хозяйственную ответственность за результаты своей деятельности.
Кроме того, существует ряд объединений временного типа, создаваемых для решения определенных задач.
Консорциум – форма временного объединения предприятий, создаваемого для осуществления совместной деятельности с целью решения определенной задачи. Входящие в консорциум предприятия сохраняют полную самостоятельность, подчиняясь общему руководству только в части деятельности, касающийся целей консорциума.
Хозяйственная ассоциация – создаваемая на добровольной основе по территориальному, отраслевому или иному признаку объединение юридических лиц с целью координации хозяйственной деятельности или защиты своих интересов и прав в различного рода органах.
Высокая степень концентрация
производства и возникающая в
связи с этим экономическое доминирование
ведет к затруднению
В советской экономике
объединения предприятий
1 Самуэльсон П. Экономика. М., 1964. С. 541
2 Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. С. 296.
3 Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования: Учебное пособие. – М.: Юристь, 1996. – С. 108.
4 Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой – М.: Издательство “Экзамен”, 2003. С. 151
5 Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” “МЭ и МО”, 1999 г., №7
Информация о работе Монополизм и эффективность антимонопольной политики