Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 22:09, контрольная работа
Антимонопольная политика является одним из основных направлений государственного макроэкономического регулирования в большинстве стран с рыночной экономикой. В современной России подобная политика активно проводится с 1991 г., когда был принят первый в истории нашей страны антимонопольный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
На современном этапе развития антимонопольной политики в России имеются как существенные достижения, так и определенные недостатки.
Антимонопольная политика является одним из основных направлений государственного макроэкономического регулирования в большинстве стран с рыночной экономикой. В современной России подобная политика активно проводится с 1991 г., когда был принят первый в истории нашей страны антимонопольный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
На современном этапе развития антимонопольной политики в России имеются как существенные достижения, так и определенные недостатки.
Объектом является антимонопольная политика, а предметом анализа являются институциональные основы антимонопольного регулирования в России. Принятие Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г.) стало важным шагом на пути государственного регулирования монополистической деятельности. Закон не только стал правовой основой такого регулирования, но и привел к созданию системы антимонопольных органов России.
Можно без преувеличения утверждать, что конкуренция правит рыночной экономикой. Однако конкуренция как движущая пружина развития производства и торговли действует не сама по себе. Она должна постоянно поддерживаться и направляться государством. В нашей российской ситуации из-за отсутствия конкуренции в качестве первоочередной стоит задача формирования конкурентной среды в торговле и других сферах бизнеса.
Социально-экономическая роль конкуренции, ее значимость в жизни общества много выше, чем обычно указывается в правовой и экономической литературе.
Реальное значение конкуренции вовсе не ограничивается стимулирующим воздействием на экономику. Так, отсутствие или недостаточность конкуренции выступает критерием для определения необходимости и степени вмешательства государства в регулирование экономической деятельности, осуществления защиты рыночных отношений. При слабости конкурентных процессов обостряется потребность в воздействии на хозяйственную жизнь со стороны государственных органов.
Не менее значимо и то, что конкуренция позволяет выявить реальное потребительское значение произведенных продуктов, их соответствие желаниям и предпочтениям людей. В данном отношении конкуренция служит одним из главных инструментов определения того, какие вещи следует считать благом, затрачивать на их производство общественные силы и средства. Через конкуренцию обеспечивается свобода выбора. А это весьма важный момент обеспечения личных свобод, формирования человеческой личности как иерархии ценностей.
В настоящее время ключевой задачей антимонопольного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов становится демонополизация и всемерное содействие развитию конкурентной среды как на отдельных товарных рынках, так и в масштабах региональных экономик. Известно, что в условиях переходного периода формирование конкурентной среды подвержено сложному взаимодействию экономических, социальных и политических факторов, действующих подчас в прямо противоположных направлениях на федеральном и региональном уровнях. Степень развития конкуренции может быть оценена по довольно широкому спектру характеристик, среди которых следует рассматривать и набор параметров товарных рынков, и концентрацию производства, и другие показатели.
Цель курсовой работы – изучить особенности антимонопольной политики в современной России.
Для выполнения данной цели поставлены задачи: раскрыть сущность, цели и задачи антимонопольной политики, показать модели и инструменты антимонопольного регулирования, рассмотреть развитие инструментов антимонопольной политики в России, представить стратегию развития конкуренции и антимонопольного регулирования, рассмотреть перспективы антимонопольного регулирования в 2015 г.
История любой страны показывает, что одним из важнейших элементов экономической политики является антимонопольная политика государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Антимонопольная политика - комплекс мероприятий, предпринимаемых государством для ограничения деятельности существующих монополий и недопущения формирования новых. При проведении антимонопольной политики государство стоит на защите интересов потребителей. К причинам монополизации большинство авторов относят следующие:
- тенденции к инерционности экономической системы, которая заключается в том, что, достигнув определенных преимуществ, хозяйствующий субъект не желает с ними расставаться и пытается защитить их от соперников;
- концентрация производства,
которая возникает вследствие наличия
производственно-
- дифференциация продукта потребителями, которая проявляется в том, что для потребителя не важно наименование производителя товара, в данной отрасли примерно однородного [14, c. 10].
Антимонопольная политика является частью государственной политики, которая оказывает сильное политическое влияние на развитие экономических процессов. Исходным началом антимонопольной политики выступает осмысление места и роли конкуренции в рыночной системе, а также внедрения в нее последствий рыночной власти. Объективные причины проведения антимонопольной политики связываются с появлением ряда эффектов рыночной власти, негативно влияющих на социально-экономические отношения.
В условиях рыночной экономики антимонопольное регулирование является одним из основных инструментов осуществления экономической политики государства.
Антимонопольная политика основывается на выводе, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополий. Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или прекращая ее деятельность там, где она уже существует.
Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Антипод конкуренции – монополия. Монополией называется такой тип рынка, на котором только один хозяйствующий субъект является продавцом товара, на который не существует близких заменителей. Чем неэластичнее спрос, тем сложнее найти замену для продукции монополиста и тем больше его рыночная власть. Однако, на практике под монополией подразумевают такую рыночную ситуацию, когда незначительное число хозяйствующих субъектов отрасли производят и продают основную долю каких-либо товаров и услуг. Эти хозяйствующие субъекты осуществляют монопольную власть на рынке, что означает осуществление ими контроля за ценой, объемом производства и направлениями продаж производимых ими товаров и услуг.
В зависимости от степени монопольной власти, которой располагают хозяйствующие субъекты в своей отрасли, выделяют следующие рыночные структуры: совершенная конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия – чистая конкуренция. Но в реальной жизни эти структуры почти не встречаются, а преобладают промежуточные структуры: монополистическая конкуренция как более конкурентная рыночная структура и олигополия. Несколько хозяйствующих субъектов, делящих рынки, образуют рыночную структуру типа олигополии. Олигополия – наиболее распространенный тип отраслевой структуры в промышленности. Договоры о сотрудничестве позволяют им образовать монополистическое объединение (картель).
Сравнительный опыт функционирования различных рыночных структур свидетельствует о том, что усиление монопольной власти отдельных хозяйствующих субъектов в рыночных отраслевых структурах приводит к общественным экономическим потерям. Эти потери проявляются, во первых, в более высоких ценах, которые платят потребители за продукцию фирм – монополистов. Во вторых приобретение фирмой монопольной власти часто приводит к сознательному ограничению производства отдельных видов товаров и услуг для поддержания высоких цен. Это приводит к неэффективному распределению ресурсов между различными отраслями, к их недоиспользованию в монополизированных отраслях. В третьих, монополия часто ведет к техническому застою производства, к ухудшению условий производства и качества продукции.
Исходя из этого, основной целью контроля и надзора в сфере конкуренции является создание условий для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию экономики.
В связи с этим основными задачами являются выявление и пересечение фактов злоупотребления монополистическим положением хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, последствия которых наиболее негативно отражаются на развитии конкуренции и предпринимательства, препятствуют выравниванию условий конкуренции и в конечном счете, являются сдерживающим фактором развития экономики.
Цели и методы конкурентной борьбы сегодня очень изменились, поведение хозяйствующих субъектов направлено на приспособление к изменяющимся условиям конкурентной среды. Конкуренция разворачивается за долю на рынке, а также за ее расширение путем завоевания различных сегментов, т.е. за получение монопольной позиции. В этих целях предприятия используют, наряду с ценовыми методами конкурентной борьбы (применение монопольно высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискриминации, демпинг), неценовые методы, которые можно разделить на две группы: конкуренция по продукту (диверсификация продукции и повышение качества при сохранении одной и той же цены) и конкуренция по условиям продаж (реклама торговых марок, услуги послепродажного обслуживания, система скидок и льгот, продажа в рассрочку и лизинг). Не исключаются также и силовые внеэкономические методы конкурентной борьбы, такие как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, сбивание цен, скупка патентов, захват рынков рабочей силы и т.д.
В силу вышеприведенных причин сегодня антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование определяют как реализацию государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов.
В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию экономики принято различать две основные его модели.
Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий ее деятельности. В этой модели антимонопольного регулирования предполагаются в основном формы правоприменительного процесса и судебное преследование нарушителей.
Европейская модель делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. В этой модели используется правило разумного подхода, которое определяет незаконной не всякую монополию, а лишь ту, социально-экономические последствия которой имеют для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках. Эти органы в случае необходимости используют корректирующие, регулирующие и запретительные меры преимущественно административного характера.
Российская практика антимонопольного регулирования приближена к европейской модели. Это находит выражение в содержании антимонопольного законодательства, в полномочиях и практической деятельности Федеральных антимонопольных органов.
Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. Оно выступает одной из форм непосредственного вмешательства государства в рыночные отношения.
Причинами принятия законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и способствующих развитию конкуренции, стали:
- необходимость защиты фирм от незаконных действий друг друга (например, от недобросовестной конкуренции) и предотвращения их проявлений;
- потребность в защите потребителей от недобросовестной деловой практики;
- необходимость защиты интересов общества от некоторых предпринимателей.
В основу государственной антимонопольной политики, реализуемой более чем в 100 странах мира, положено конкурентное или антимонопольное законодательство, целью которых является содействие развитию рыночных структур в рамках отдельного государства, ограничение монополии одного или нескольких хозяйствующих субъектов на определенном рынке, регулирование отношений между участниками рынка в различных государствах [13, c. 18].
Инструментами государственной антимонопольной политики, регулирующими деятельность хозяйственных субъектов и органы государственной власти на финансовых и товарных рынках, служат нормативно-правовые акты.
К началу 90-х гг. ХХ в. в России развитие антимонопольного законодательства рассматривалось как один из центральных шагов по пути перехода к рынку, провозглашалось как политическая цель и было закреплено в Конституции. Статья 17 Конституции РСФСР в редакции Закона от 15 декабря 1990 г. гласила: “Государство регулирует хозяйственную деятельность, обеспечивает развитие рыночного механизма, не допускает монополизма”.
Многие исследователи сходятся во мнении, что российское антимонопольное законодательство было заимствовано из западноевропейского и американского законодательства.
Первые варианты советских антимонопольных законов основывались на польском законодательстве о конкуренции и американских антитрестовых законах. Дальнейшая разработка правовой базы велась по трем направлениям: стимулирование предпринимательства, стимулирование конкуренции, правовой контроль за деятельностью предприятий.