Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:50, курсовая работа
Цели и задачи исследования. Основной целью исследования является изучение основ государственного антимонопольного регулирования, практики работы Антимонопольных органов, осуществляющих надзорные функции за соблюдением законодательства во всех сферах экономики, раскрытие механизма реализации антимонопольного законодательства.
Реализация намеченной цели осуществляется путем решения следующих задач:
1) Исследование основ антимонопольного законодательства Республики Казахстан и зарубежных стран;
2) Раскрытие сущности и содержания антимонопольной политики Республики Казахстан;
3) Исследование деятельности антимонопольных органов Республики Казахстан;
1.1 Антимонопольная политика Казахстана
1.2 Задачи и роль антимонопольной политики
2 АО «KEGOC» как естественная монополия
2.1 Характеристика предприятия
3 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий
1 Антимонопольная политика
1.1 Антимонопольная политика Казахстана
1.2 Задачи и роль антимонопольной политики
2 АО «KEGOC» как естественная монополия
2.1 Характеристика предприятия
3 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий
Переход к рыночной экономике
привел к существенным
Актуальность
темы заключается в появление
антимонопольного законодательства в
нашей республике обусловлено необходимостью
создания прочной юридической базы
для реализации комплекса мер
по предотвращению и ограничению
монополистической
Реализация антимонопольного
законодательства возложена на специально
созданный государственный
Государственная политика перехода к рыночным отношениям предопределила изменение форм и методов управленческой деятельности. Вместо прямого властного воздействия стали применяться методы согласования и контроля за исполнением нормативных актов общегосударственного значения. В формах управления антимонопольной деятельностью важная роль отводится государственным отраслевым и межотраслевым программам и планам развития. Поэтому в сфере антимонопольной деятельности и конкурентной политики предполагалось осуществить ряд мер, нацеленных на демонополизацию торговли, грузоперевозок, внешней торговли.
В программе стратегического развития 2030 Президент Казахстана Н.А. Назарбаев определил одним из приоритетных направлений - создание конкурентных рынков и надежных средств антимонопольного регулирования как один из важных факторов стабилизации цен и повышения качества товаров и услуг.
Цели и задачи исследования. Основной целью исследования является изучение основ государственного антимонопольного регулирования, практики работы Антимонопольных органов, осуществляющих надзорные функции за соблюдением законодательства во всех сферах экономики, раскрытие механизма реализации антимонопольного законодательства.
Реализация намеченной цели осуществляется путем решения следующих задач:
1) Исследование основ
2) Раскрытие сущности и
3) Исследование деятельности
4) Раскрытие механизма
реализации антимонопольного
Предмет и метод исследования. Предметом настоящего исследования является анализ основ государственного антимонопольного регулирования с точки зрения теории и практики.
В работе использованы нормативные
акты, регулирующие деятельность монополий
в Республике Казахстан, среди которых
основными являются - Конституция
Республики Казахстан (30.08.1995г.), Гражданский
Кодекс Республики Казахстан (1.04.1995г.),
Законы "О развитии конкуренции
и ограничении
1 Антимонопольная политика
1.1 Антимонопольная политика Казахстана
Наличие монополий в отрасли
свидетельствует, что доступ в нее
конкурентов затруднен или
Во-первых, барьером может стать технология. Примерами служат энергетика, металлургия, железнодорожный транспорт, городское коммунальное хозяйство (газа- и водоснабжение, канализация) и т.п., в которых сама технология допускает весьма ограниченное количество предприятий или даже одно. Действительно, трудно представить образование конкурентного рынка с участием десятков тысяч предприятий черной металлургии или гидроэлектростанций, строительство рядом с действующей железной дорогой нескольких других, конкурирующих с ней.
Таким образом, технология в ряде отраслей естественным образом порождает технологические монополии.
Во-вторых, естественным барьером, запрещающим
или ограничивающим проникновение
в отрасль, являются патенты и
лицензии. Изобретатели, имеющие патент,
в течение некоторого времени
являются монопольными производителями.
Государство с помощью лицензий
(разрешений) ограничивает доступ в
отрасль или занятие какой-либо
деятельностью. Следовательно, на основе
патентов и лицензий возникает естественная
научно-техническая монополия. Она
носит временный характер, исчезая
по мере распространения коммерческого
освоения результатов научных
В-третьих, естественным барьером служит
монополия государства в ряде
областей. Так, естественной является
монополия государства на организацию
и регулирование предложения
центральных денег. Она придает
своеобразие денежному рынку, где
государству-монополисту
Государство устанавливает монополию на рынках товаров неэластичного спроса, которые составляют неотъемлемые и незаменимые элементы любого потребительского набора.
Вполне оправданно, когда государство,
заменяя рынок, берет на себя всю
полноту ответственности за снабжение
населения общественными
В-четвертых, искусственным барьером может стать значительное расширение производства корпорацией (концентрация) или слияние нескольких корпораций в одну (централизация), что позволяет им завладеть преобладающей долей рынка продукта и потеснить конкурентов. Монополия, основанная на концентрации и централизации производства и капитала, представляет наибольшую угрозу для рыночной экономики и постоянно находится под контролем государства.
В-пятых, искусственным барьером, препятствующим производству продукта, может стать монопольное владение месторождениями исходного сырья, например бокситами для производства алюминия, алмазными рудниками и др.
Отмеченные выше барьеры и порождаемые
ими монополии характерны для
рыночной экономики. Однако существует
монополия, превосходящая по силе и
мощи все перечисленные. Это, в-шестых,
тотальная монополия
Государственному
монополизму свойственна особая
внутренняя структура. Если обратиться
к истории нашего народного хозяйства,
то можно разглядеть контуры трехступенчатого
монолита. В его основании находился
государственный сектор, далее располагались
ведомственные гиганты, контролировавшие
отдельные сферы
Демонополизация относится к постоянной
функции государства в рыночной
экономике, является одним из основных
направлений его деятельности. Приступая
к демонополизации
1. Изучение рынков, выявление среди
них конкурентных и
2.Дифференцированный подход к
монопольным рынкам. Антимонопольная
политика не должна
3. Выделение зоны естественной
монополии, в принципе не
В частности,
для эффективного управления технологическими
монополиями нужны
Вмешательство
государства в научно-
Что касается
государственной монополии в
отношении товаров
В довольно
сложные ситуации попадают предприятия,
прежде всего оборонных отраслей,
обслуживающие государство как
монопольного потребителя (монополиста).
Они в значительной степени лишены
самостоятельности в
4. Выявление монополий, в
Пока
существуют монопольные рынки, их нельзя
оставлять без
5. Сочетание антимонопольной
6. Синхронное проведение
7. Развитие и укрепление