Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Основной целью исследования является изучение основ государственного антимонопольного регулирования, практики работы Антимонопольных органов, осуществляющих надзорные функции за соблюдением законодательства во всех сферах экономики, раскрытие механизма реализации антимонопольного законодательства.
Реализация намеченной цели осуществляется путем решения следующих задач:
1) Исследование основ антимонопольного законодательства Республики Казахстан и зарубежных стран;
2) Раскрытие сущности и содержания антимонопольной политики Республики Казахстан;
3) Исследование деятельности антимонопольных органов Республики Казахстан;

Оглавление

1.1 Антимонопольная политика Казахстана
1.2 Задачи и роль антимонопольной политики
2 АО «KEGOC» как естественная монополия
2.1 Характеристика предприятия
3 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий

Файлы: 1 файл

курсач предпринимательсвто.docx

— 27.97 Кб (Скачать)

содержание

 

 

1 Антимонопольная политика

1.1 Антимонопольная политика Казахстана

1.2 Задачи и роль антимонопольной политики

2 АО «KEGOC» как естественная монополия

2.1 Характеристика  предприятия

 

3 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

              Переход к рыночной экономике  привел к существенным изменениям. Для повышения эффективности  рыночной экономики необходимо  антимонопольное регулирование  со стороны государства, без  которого невозможно достичь  свободы предпринимательства и  конкуренции. В этих целях в  1991 г. Верховным Советом Казахской  ССР принят Закон «О развитии  конкуренции и ограничении монополистической  деятельности», во второй половине 1998 г. Парламентом Республики  Казахстан приняты Законы «О  естественных монополиях» и «О  недобросовестной конкуренции».

Актуальность  темы заключается в появление  антимонопольного законодательства в  нашей республике обусловлено необходимостью создания прочной юридической базы для реализации комплекса мер  по предотвращению и ограничению  монополистической деятельности, поощрения  конкуренции и закреплению механизмов, позволяющих регулировать деятельность субъектов естественных монополий. Антимонопольное регулирование  включает в себя весь комплекс экономических, административных и законодательных  мер, осуществляемых государством. Такое  законодательство призвано регулировать отношения между субъектами предпринимательской  деятельности всех сфер экономики и  между субъектами и государственными органами.

Реализация антимонопольного законодательства возложена на специально созданный государственный орган  – Агентство Республики Казахстан  по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке  малого бизнеса и его территориальные  органы – Департаменты, деятельность которых носит функциональный характер.

Государственная политика перехода к  рыночным отношениям предопределила изменение  форм и методов управленческой деятельности. Вместо прямого властного воздействия  стали применяться методы согласования и контроля за исполнением нормативных актов общегосударственного значения. В формах управления антимонопольной деятельностью важная роль отводится государственным отраслевым и межотраслевым программам и планам развития. Поэтому в сфере антимонопольной деятельности и конкурентной политики предполагалось осуществить ряд мер, нацеленных на демонополизацию торговли, грузоперевозок, внешней торговли.

В программе стратегического  развития 2030 Президент Казахстана Н.А. Назарбаев определил одним из приоритетных направлений - создание  конкурентных рынков и надежных средств  антимонопольного регулирования  как  один из важных факторов стабилизации цен и повышения качества товаров  и услуг.

Цели и задачи исследования. Основной целью исследования является  изучение основ государственного антимонопольного регулирования, практики работы Антимонопольных  органов, осуществляющих надзорные  функции за соблюдением законодательства во всех сферах экономики, раскрытие механизма реализации антимонопольного законодательства.

Реализация намеченной цели осуществляется путем решения следующих  задач:

1) Исследование основ антимонопольного  законодательства Республики Казахстан  и зарубежных стран;

2) Раскрытие сущности и содержания  антимонопольной политики Республики  Казахстан;

3) Исследование деятельности антимонопольных  органов Республики Казахстан;

  4) Раскрытие механизма  реализации антимонопольного законодательства.

Предмет и метод исследования. Предметом  настоящего исследования является анализ основ государственного антимонопольного регулирования с точки зрения теории и практики.

В работе использованы нормативные  акты, регулирующие деятельность монополий  в Республике Казахстан, среди которых  основными являются - Конституция  Республики Казахстан (30.08.1995г.), Гражданский  Кодекс Республики Казахстан (1.04.1995г.), Законы "О развитии конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности" (11.06.1991г.), "О естественных монополиях" (9.07.1998г.), "О недобросовестной конкуренции" (9.07.1998г), "О защите прав потребителей" (5.06.1991г.), Постановления  Правительства Казахстана, постановления  и приказы Антимонопольного Агентства Республики Казахстан, носящие межведомственный характер. Помимо нормативных документов использовались официальные документы Комитета Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.

 

 

1 Антимонопольная политика

 

 

1.1 Антимонопольная политика Казахстана

 

Наличие монополий в отрасли  свидетельствует, что доступ в нее  конкурентов затруднен или невозможен. Нередко барьеры, препятствующие вступлению конкурентов в отрасль, порождены  объективными причинами, иногда создаются  искусственно. Рассмотрим их.

Во-первых, барьером может стать  технология. Примерами служат энергетика, металлургия, железнодорожный транспорт, городское коммунальное хозяйство (газа- и водоснабжение, канализация) и т.п., в которых сама технология допускает весьма ограниченное количество предприятий или даже одно. Действительно, трудно представить образование конкурентного рынка с участием десятков тысяч предприятий черной металлургии или гидроэлектростанций, строительство рядом с действующей железной дорогой нескольких других, конкурирующих с ней.

Таким образом, технология в ряде отраслей естественным образом порождает  технологические монополии.

Во-вторых, естественным барьером, запрещающим  или ограничивающим проникновение  в отрасль, являются патенты и  лицензии. Изобретатели, имеющие патент, в течение некоторого времени  являются монопольными производителями. Государство с помощью лицензий (разрешений) ограничивает доступ в  отрасль или занятие какой-либо деятельностью. Следовательно, на основе патентов и лицензий возникает естественная научно-техническая монополия. Она  носит временный характер, исчезая  по мере распространения коммерческого  освоения результатов научных исследований и технологических разработок

В-третьих, естественным барьером служит монополия государства в ряде областей. Так, естественной является монополия государства на организацию  и регулирование предложения  центральных денег. Она придает  своеобразие денежному рынку, где  государству-монополисту противостоят остальные субъекты экономической  системы, предъявляющие спрос на деньги.

Государство устанавливает монополию  на рынках товаров неэластичного  спроса, которые составляют неотъемлемые и незаменимые элементы любого потребительского набора.

Вполне оправданно, когда государство, заменяя рынок, берет на себя всю  полноту ответственности за снабжение  населения общественными товарами. Поступая так, государство часто  оказывается в роли монопольного потребителя (монополиста) некоторых  товаров и услуг, например военной  техники и иных услуг стратегического  назначения

В-четвертых, искусственным барьером может стать  значительное расширение производства корпорацией (концентрация) или слияние  нескольких корпораций в одну (централизация), что позволяет им завладеть преобладающей долей рынка продукта и потеснить конкурентов. Монополия, основанная на концентрации и централизации производства и капитала, представляет наибольшую угрозу для рыночной экономики и постоянно находится под контролем государства.

В-пятых, искусственным барьером, препятствующим производству продукта, может стать  монопольное владение месторождениями  исходного сырья, например бокситами  для производства алюминия, алмазными  рудниками и др.

Отмеченные выше барьеры и порождаемые  ими монополии характерны для  рыночной экономики. Однако существует монополия, превосходящая по силе и  мощи все перечисленные. Это, в-шестых, тотальная монополия государства  в экономике, характерная для  Казахстана, как бывшей социалистической страны, Советского Союза, и являвшаяся непреодолимым препятствием развития рынка в стране.

Государственному  монополизму свойственна особая внутренняя структура. Если обратиться к истории нашего народного хозяйства, то можно разглядеть контуры трехступенчатого монолита. В его основании находился  государственный сектор, далее располагались  ведомственные гиганты, контролировавшие отдельные сферы воспроизводства, затем предприятия и организации, монополизировавшие выпуск определенных товаров и услуг.

Демонополизация относится к постоянной функции государства в рыночной экономике, является одним из основных направлений его деятельности. Приступая  к демонополизации казахстанской  экономики, полезно иметь в виду некоторые принципы антимонопольной  политики.

1. Изучение рынков, выявление среди  них конкурентных и монопольных.

2.Дифференцированный подход к  монопольным рынкам. Антимонопольная  политика не должна направляться  против монополизма вообще. Конечная  цель антимонопольной политики  состоит в том, чтобы в экономике  осталась только зона естественной  монополии.

3. Выделение зоны естественной  монополии, в принципе не подлежащей  демонополизации. Везде, где действует  монополия, рыночные механизмы  функционируют слабо или не  работают вообще. Не составляет  исключения и зона естественного  монополизма, требующая особых  форм государственного регулирования.

В частности, для эффективного управления технологическими монополиями нужны преимущественно  административные методы, включая текущее  и перспективное планирование производства и инвестиций, контроль над ценами, качеством продукции и т.п. В  нашей экономике, которая обязательно  станет рыночной, министерствам транспорта, металлургии и энергетики пригодится многолетний опыт административного  регулирования, чтобы обеспечить эффективную  работу отраслей, относящихся к зоне естественного монополизма.

Вмешательство государства в научно-техническую  монополию должно быть минимальным  и ограничиваться введением правовых норм, благоприятствующих свободному обмену научно-технической информацией как внутри отдельных стран, так и между ними.

Что касается государственной монополии в  отношении товаров неэластичного  спроса, то государство национализирует  их производства, устанавливает административный контроль над ценами, фиксированные  ставки акцизного налогообложения.

В довольно сложные ситуации попадают предприятия, прежде всего оборонных отраслей, обслуживающие государство как  монопольного потребителя (монополиста). Они в значительной степени лишены самостоятельности в определении  объемов и структуры производства, потребительских свойств продукции, цен, выборе поставщиков. При этом предъявляемые им требования весьма изменчивы, зависят от Поворотов военно-политической стратегии и прочих непредсказуемых обстоятельств. Такие предприятия необходимо обеспечить материальными, информационными и другими ресурсами, осуществить долгосрочное планирование объемов государственных заказов и т.д., чтобы компенсировать им потери, связанные с изоляцией от открытого рынка.

4. Выявление монополий, в отношении  которых государство проводит  жесткую антимонопольную политику. Казахстан стремится не допустить  превращения крупного бизнеса,  возникшего на основе концентрации  и централизации производства  и капитала, в монополию, нарушающую  нормальное функционирование рыночного  механизма. Государство контролирует  процессы слияния корпораций, и  далеко не каждое из них  признается законным и допустимым. Именно против таких монополий  в первую очередь направлено  антимонопольное законодательство.

Пока  существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного, преимущественно административного, контроля. Экономические регуляторы малоэффективны, ибо на их применение монополия отреагирует дальнейшим повышением цен и свертыванием производства, решая свои проблемы за счет потребителей. Имея дело с монополией, необходимо одновременно регулировать цену, количество и качество продукции. Контроль какого-то одного из этих параметров при свободном  формировании других не даст желаемого  результата. Монополия все равно  реализует свой экономический интерес, отыгравшись на потребителях. Государство, защищая интересы граждан, вправе снимать  административный контроль лишь по мере демонополизации рынков.

5. Сочетание антимонопольной политики, правовых норм (антимонопольного  законодательства) и организационного  механизма, обеспечивающего их  реализацию. Если в развитых странах  такая триада действует давно,  то у нас она находится еще  в стадии формирования, причем  самым слабым звеном является  организация выполнения. Необходимы  комитеты и комиссии по демонополизации  в центральных и местных законодательных  органах, соответствующие звенья  исполнительной власти, обязанностью  которых является осуществление  на практике антимонопольных  законов и поддержание конкурентного  режима на контролируемых рынках. При демонополизации экономики с тотальным огосударствлением, т.е. государственного социализма, к отмеченным выше принципам следует добавить еще два.

6. Синхронное проведение демонополизации  и либерализации цен, поскольку  одна либерализация цен приведет  к укреплению позиций монополий,  которые смогут свободно назначать  свои цены.

7. Развитие и укрепление рыночных  структур, противостоящих монополиям. Судя по опыту развитых стран,  антимонопольная политика ведется  по двум направлениям. К первому  из них относятся формы и  методы регулирования, назначение  которых состоит в последовательной  либерализации рынков. Не затрагивая  монополию как таковую, они  нацелены на то, чтобы сделать  монополистическое поведение невыгодным  для крупного бизнеса. Это снижение  таможенных налогов, отмена количественных  ограничений (квот), улучшение инвестиционного  климата для зарубежных вкладчиков  капитала, поддержка малого бизнеса,  упрощение процедуры лицензирования, стимулирование производств, продукция  которых может конкурировать  с товарами монополий, и др. Указанные методы образуют как  бы антимонопольную профилактику.

Информация о работе Антимонопольная политика