Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Роль антимонопольной политики
1.1 Монополия, основные черты и виды…………………………………….5
1.2 Сущность и цели антимонопольной политики………………………...10
2. Антимонопольная политика на современном этапе
2.1 Антимонопольная политика в отношении разных видов монополий...13
2.2 Необходимость развития свободной конкуренции…………………….16
2.3 Антимонопольная политика РФ и стран зарубежья…………………...18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27

Файлы: 1 файл

курсовик 2.docx

— 58.71 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….. 3

1.  Роль антимонопольной политики

      1.1 Монополия, основные черты и виды…………………………………….5

      1.2 Сущность и цели антимонопольной политики………………………...10

2.  Антимонопольная политика на современном этапе

     2.1 Антимонопольная политика в отношении разных видов монополий...13

     2.2 Необходимость развития свободной конкуренции…………………….16

     2.3 Антимонопольная политика РФ и стран зарубежья…………………...18

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы выбранной  мною курсовой работы заключается в  том,

что антимонопольная политика является важным элементом государственной 

стратегии модернизации экономики  и развития конкурентоспособности

 отечественных фирм, поскольку  именно условия взаимодействия 

хозяйствующих субъектов  и их относительные размеры в  современной

рыночной экономике предопределяют склонность к инновациям. На

современном этапе развития мировой экономики, характеризующемся

формированием глобальных рынков, наблюдается всплеск интереса

государств к антимонопольной  политике, сравнимый с тем, который 

происходил в конце  XIX века, в момент ее зарождения и становления

законодательства, заложившего  основы регулирования конкуренции.

Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких  слоев населения, так как существование монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Поэтому все страны переходящие к экономике рыночного типа сталкиваются с этой проблемой. Вследствие чего возникает потребность государственного вмешательства, путем проведения комплекса экономических, законодательных и административных мер направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов. Другими словами необходимо проведение антимонопольной политики.

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна  для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию  монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию  экономики в целом.

Объектом исследования выступает  антимонопольная политика государства.

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной  политики государства.

В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить причины и необходимость антимонопольного регулирования;
  2. Изучить понятие и основные тенденции развития антимонопольной политики государства;
  3. Рассмотреть систему антимонопольного регулирования за рубежом;
  4. Исследовать необходимость антимонопольной политики;
  5. Рассмотреть эффективность антимонопольной политики. Рассмотреть возможности развития и совершенствования антимонопольной политики.

Без принятия твердых и  последовательных мер против монополизма  нельзя надеяться на успех экономической  реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических  преобразований в немалой степени  зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

 

Глав  1. Роль антимонопольной политики

    1. Монополия, основные черты и виды

 

Для того, чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.

Существует большое количество определений монополии, ведь это  – многоаспектное понятие. Монополия  представляет собой сложное, многоплановое  явление, поэтому при ее определении  целесообразно применять комплексный  подход. Как правило, используется троякое  определение монополии, а именно монополия определяется: 1)как рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество  покупателей (от греч. monos – один, polio - продаю); 2 ) как факт исключительного права какого-либо субъекта на что-либо (на производство или реализацию какого-либо товара, на те или иные действия, решения и т.п.); 3) как крупное предприятие (фирма) или объединение предприятий (фирм), сосредоточивающие в своих руках большую часть производства и продажи какого-либо товара и контролирующие в этой связи ситуацию в определенной сфере деятельности.

Но  так как понятие монополии  очень важно для основного  предмета моей работы – антимонопольной  политики, необходимо описать это  понятие более детально. Итак, можно  привести следующие основные черты  монополии:

  1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
  2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).
  3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров.

Могут быть разные причины  существования таких барьеров: крупные  размеры предприятий и экономия от масштабов производств; система  лицензий на выполнение отдельных типов  работ, избранно выдаваемых государством; монопольное право собственности  на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого  блага (к примеру, бриллиантов); нечестная  конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению  к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия  в целом.

  1. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.
  2. Высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или несколько объединившихся фирм, доминирующее положение этих фирм на рынке конкретных экономических благ.
  3. Установление монопольных цен (завышение при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и благодаря этому получение для себя сверхприбылей.

Существует следующие  виды монополии: закрытая, естественная, открытая, организационная. Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Так, во многих странах государство обладает исключительным правом на производство медицинских препаратов, продажу оружия и т.д. Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Организационная (рукотворная) монополия представляет собой крупные межотраслевые объединения, создаваемые с целью поддержания кого-либо уровня цен или дележа совместно полученной прибыли.

В процессе монополизации  проявляются две основные тенденции:

1) появление  крупных предприятий или фирм  на основе концентрации производства  и их доминирующего положения  в отрасли;

          2) образование монополистических союзов или достижение соглашений ряда крупных фирм.

Возможность таких союзов возрастает вслед за уменьшением  числа хозяйствующих субъектов  отрасли. Необходимость монополистического союза вытекает из идеи координации  деятельности для уменьшения издержек конкурентной борьбы.

Выделяются низшие и высшие формы монополистических союзов. Низшие - временные союзы или соглашения, которые достигаются для реализации конкретного проекта (пулы, ринги, корнеры и т.д.). Высшие же формы монополий или монополистических союзов - это картель, синдикат, трест и концерн.

Картель - это объединение (союз) ряда предприятий одной отрасли, участники которого сохраняют свою самостоятельность производственной и сбытовой деятельности, но договариваются об объеме производства, ценах, делят рынки сбыта продукции.

Синдикат - объединение ряда предприятий одной отрасли производства, участники которого теряют коммерческую, сбытовую самостоятельность, обеспечивая совместную реализацию продукции, закупки исходного сырья и т.д.

Трест - объединение собственности и управления ряда предприятий при полной ликвидации их самостоятельности. В этом случае формируется корпоративная собственность, что позволяет монополизировать источники сырья, перевозку производства и др.

Концерн - объединение предприятий разных отраслей экономики, включая промышленные предприятия, банки, транспортные и торговые компании. В настоящее время основной формой монополии является концерн. Концерн - это наиболее устойчивая форма организации экономической деятельности.

Есть несколько причин существования монополий.

Первая причина: «естественная  монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится  дешевле, чем его производство двумя  или более фирмами, то говорят, что  отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено  продукции, тем меньше ее стоимость.

Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над  некоторыми редкими и чрезвычайно  важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.. Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.

Монополизм - это такой тип экономических отношений, когда хозяйствующий субъект навязывает контрагентам выгодные для себя действия, "эксплуатируя" в своих интересах рыночный спрос через получение высоких прибылей. Формами проявления монополизма выступают: взвинчивание цен и сокращение производства, уменьшение внимания к издержкам производства, рост зарплаты и премий на предприятиях-монополистах, рост рентабельности и сокращение расходов на рекламу, упрощение маркетинга, снижение качества продукции.

Для определения доминирующего  положения монополии на рынке  используют разные показатели:

  • доля фиксированного числа предприятий;
  • коэффициент Лернера;
  • индекс Херфиндаля-Хиршмана;
  • предельная сумма приобретенных активов, принцип "разумности" и др.

При определенных условиях разным группам потребителей могут  назначаться разные цены. Такая практика, присущая естественным монополиям, называется ценовой дискриминацией.

Для возможности осуществления  ценовой дискриминации рынок  должен отвечать двум условиям: покупатели не могут перепродавать приобретенную  продукцию; продавец имеет возможность  разделять покупателей на группы исходя из учета эластичности спроса на товар.

Разделив покупателей  на группы, фирма-монополист устанавливает  более высокую цену тем покупателям, спрос которых неэластичен, и  более низкую цену покупателям с  эластичным спросом. Так, электростанция назначает разные цены на электроэнергию для промышленных предприятий и  населения. Могут быть установлены разные цены на входные билеты в кинотеатр для детей и взрослых. Существуют дифференцированные тарифы на телефонные разговоры в зависимости от времени суток и т.п. В результате ценовой дискриминации монополист увеличивает доход и прибыль, а также объем выпуска.

Учёными выделяются несколько  последствий монополизации: 1) недопроизводство товаров; 2) завышение цен; 3) нерациональное распределение ресурсов общества; 4) возможность застоя и торможение научно-технического прогресса; 5) «Х-неэффективность», имеющая место тогда, когда фактические  издержки фирмы больше минимально возможных. Причинами «Х-неэффективности» являются отсутствие конкуренции и расходы, связанные с сохранением монополии; 6) снижение качества продукции и  отсутствие потребительского выбора.

Несмотря на потери для  общества от монополии за счет более  высоких цен и ограниченных объемов  продаж при одних и тех же издержках, монополия играет ведущую роль в  совершенствовании технологии и  экономического развитии. Монополии  благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают  возможности для ускорения технического прогресса. Полученная ее сверхприбыль позволяет проводить научно-исследовательские  работы, изучать общественные потребности, оплачивать услуги, обеспечивающие экономическую  безопасность. К тому же монополист имеет возможность идти на большой  риск, вкладывать деньги в развитие производства, не опасаясь чрезмерно  высоких инвестиций в отрасль. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно - высоких прибылей. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

Информация о работе Антимонопольная политика