Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Роль антимонопольной политики
1.1 Монополия, основные черты и виды…………………………………….5
1.2 Сущность и цели антимонопольной политики………………………...10
2. Антимонопольная политика на современном этапе
2.1 Антимонопольная политика в отношении разных видов монополий...13
2.2 Необходимость развития свободной конкуренции…………………….16
2.3 Антимонопольная политика РФ и стран зарубежья…………………...18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27

Файлы: 1 файл

курсовик 2.docx

— 58.71 Кб (Скачать)

 

 

    1. Сущность и цели антимонопольной политики

 

Сущность и особенности всех монополистических объединений  ярко проявляются в целях и  характере их поведения. Монополисты  завоёвывают рынок, чтобы с помощью  устанавливаемых ими цен собирать своеобразную дань с зависимых от них хозяйствующих субъектов. Как  известно, участники свободной конкуренции  воспринимают рыночную цену как образовавшуюся независимо от их участия. Но монополисты  сами и по своему усмотрению устанавливают  цены на производимую ими продукцию. Если монополия получает право на реализацию товаров, то она стремится продать как можно больше и получить при этом максимальное количество прибыли. Монополисты не принимают цену как данную, их можно охарактеризовать как ценопроизводителей, ибо они принимают рыночную кривую спроса как данную и сами выбирают как цену, так и объём выпуска.

Фирмы устанавливают монопольно высокие  цены на свою продукцию, превышающую  общественную стоимость или возможную  равновесную цену. Это достигается  тем, что монополисты преднамеренно  создают зону дефицита, сокращая объёмы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. Монополисты  преднамеренно сдерживают совершенствование  техники и технологии с тем, чтобы  не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишиться монополистических выгод. Они скупают  новейшие патенты на изобретения  и не допускают их применения в  производстве. Они поступают так  до тех пор, пока обострившаяся конкуренция  не вынудит их внедрять научно-технические  достижения.

Антимонопольная политика – комплекс мероприятий, предпринимаемых

государством для ограничения  деятельности существующих монополий  и 

недопущения формирования новых. При проведении антимонопольной

политики государство  стоит на защите интересов потребителей.

Для исследования антимонопольной  политики, необходимо ознакомиться с  её принципами:

  1. Изучение рынков, выявление среди них конкурентных и монопольных. Для выявления степени монополизации рынка можно использовать показатель, характеризующих долю четырех крупнейших корпораций в общем объёме предложения продукции, а также индекс Херфиндаля-Хиршмана и коэффициент Лернера.
  2. Выделение зоны естественной монополии, в принципе не подлежащей демонополизации и требующее особых форм государственного регулирования. Вмешательство государства в научно-техническую монополию должно быть минимальным и ограничиваться введением правовых норм, благоприятствующих свободному обмену научно-технической информацией.
  3. Выявление монополий, в отношении которых государство проводит жесткую антимонопольную политику. Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма.
  4. Сочетание антимонопольной политики, правовых норм и организационного механизма. Необходимы комитеты и комиссии по демонополизации в центральных и местных законодательных органах, соответствующие звенья исполнительной власти, обязанностью которых является реализация антимонопольных законов и поддержание конкурентного режима.
  5. Синхронное проведение демонополизации и либерализации цен, поскольку одна либерализация цен приведет к укреплению позиций монополий.
  6. Развитие и укрепление рыночных структур, противостоящих монополиям.

Целью антимонопольной политики является обеспечение условий для

свободной конкуренции; проведение контроля над предприятиями-

монополистами; контроль за процессами слияния, поглощения, обеспечение

защиты прав потребителей; поддержка малого и среднего бизнеса,

предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности

производства, перераспределение  монополистического богатства и

 сокращение совокупной  концентрации экономических ресурсов  в обществе.

 

 

Глав  2. Антимонопольная политика на современном     этапе

2.1 Антимонопольная  политика в отношении разных  видов монополий

Высокая экономическая эффективность  естественных монополий делает

абсолютно недопустимым их дробление. Это, однако, не означает, что

 государство может  воздержаться от регулирования  естественных

 монополий. Ведь их  бесконтрольная деятельность способна  принести

 значительный вред.

Как монополисты, данные структуры  пытаются решать свои проблемы,

прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для

экономики страны – самые  разрушающие. Увеличиваются издержки

производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются

межрегиональные связи.

Основной путь борьбы с  негативными сторонами естественных монополий 

состоит в государственном  контроле над ценообразованием на естественно-

монопольные товары и/или  за объемом их производства (скажем, путем 

определения круга потребителей, подлежащих обязательному

обслуживанию).

Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает

принудительное закрепление  максимальной величины цен на продукцию 

монополиста. При этом последствия  данной регулирующей меры прямо

 зависят от того  конкретного уровня, на котором  будут закреплены цены.

Кроме регулирования цен  определенную пользу – особенно в  нашей стране –

 может принести и  реформирование структуры естественных  монополий. 

Дело в том, что в  России в рамках единой корпорации часто объединяется

как производство естественно-монопольных  благ, так и производство таких 

благ, которые эффективней  изготовлять в конкурентных условиях. Это 

объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В 

результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу

национальной экономики.

Наконец, еще одна сложная  проблема, касающаяся естественных монополий,

относится к их статусу: следует  ли этим компаниям быть государственными

или частными? Истоки этой проблемы связаны с тем, что естественные

монополии, как мы убедились, являются весьма специфическим субъектом 

экономики, который никогда не функционирует по чисто рыночным

принципам. Если естественные монополии исключают конкуренцию; если

 цена и объемы производства  определяются не игрой рыночных  сил, а либо 

произволом монополиста, либо решениями государства; если нарушаются

многие другие механизмы  функционирования рынка. Если все это  так, то не

лучше ли управлять естественными  монополиями не как частными, а  как 

государственными предприятиями?

Экономическая наука не выбрала  однозначного ответа на этот вопрос. Во

многих развитых рыночных государствах естественные монополии  находятся 

в общенациональной собственности, но не меньше стран, где они являются

частными.

В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская)

 монополия складывается  в тех областях, где единственный  производитель не 

обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими 

конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка,

 поэтому не является  неизбежным для такой отрасли,  хотя на практике может 

и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить  конкурентов.

 

Главной целью всякой антимонопольной  политики является пресечение

монополистических злоупотреблений. Как мы убедились раньше,  по

отношению к естественным монополиям эти цели достигаются  путем 

прямого вмешательства государства  в их деятельность, в частности, путем 

принудительного установления цен.

В случае искусственного монополизма  основным направлением

регулирования является противодействие  формированию таких монополий, а 

порой и разрушение уже  сложившихся. Для этого государство использует

широкий   спектр санкций: это и предупредительные меры (скажем, запрет

слияния крупных фирм), и  разнообразные, причем часто очень  крупные 

штрафы за ненадлежащее поведение  на рынке (например, за попытку сговора 

с конкурентами), и прямая демонополизация, т.е. принудительное

раздробление монополиста  на несколько независимых фирм.

Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является

наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно:

·   либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы,

·   либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами.

При определении степени  концентрации в той или иной отрасли  государство 

обычно ориентируется  на три показателя деятельности крупнейших

компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее

важным из них с точки  зрения политики является доля оборота  фирмы на

конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего

предложения товара концентрирует  данная фирма.

 

2.2 Необходимость  развития свободной конкуренции 

 

Совершенная  конкуренция представляет собой идеальный образ

конкуренции, при которой на рынке  функционирует множество продавцов  и 

покупателей с равными возможностями  и правами. При этом влияние 

каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько

 мало, что им можно пренебречь. Рыночная структура совершенной

конкуренции имеет ряд неоспоримых  преимуществ по сравнению с другими 

моделями рынка. К позитивным чертам можно отнести следующие:

1.  Оптимальное ценообразование. Цена в условиях совершенной

конкуренции устанавливается не в  результате проявления рыночной власти

отдельной фирмы или административного  диктата. Только все фирмы,

действуя независимо и одновременно, могут повлиять на рыночную цену.

Равновесная цена устанавливается на уровне, определяемом предельной

полезностью блага для потребителя  и предельными издержками для

производителя. Каждый товар будет  потребляться до уровня, при котором 

предельная полезность уравнивается с рыночной ценой (MU = Р). При этом

 потребитель максимизирует  полученную полезность. Предприниматель, 

руководствуясь принципом максимизации прибыли, будет производить 

продукцию до такого объема, при котором  цена сравняется с предельными

издержками. Это означает, что одновременно соблюдаются интересы производителей и потребителей.

2.  Производственная эффективность. Равенство цены и

минимальных средних издержек показывает, что производство в условиях

совершенной конкуренции организуется технологически наиболее

эффективным способом. Конкуренция  вынуждает фирмы минимизировать

 издержки (иначе они будут  вытеснены с рынка) и устанавливать  цену,

соответствующую этим издержкам. Это, очевидно, весьма благоприятная

 ситуация для потребителей. К тому же, поскольку товары  в конкурирующих

отраслях гомогенны (однотипны), в них отсутствуют торговые и рекламные

издержки, которые обычно включаются в издержки производства при

определении цены продукта.

3.Оптимальное распределение ресурсов. Вспомним, что кривая спроса при

совершенной конкуренции совпадает  с кривой предельного дохода, а кривая

предложения — с кривой предельных издержек. Поэтому условие равновесия

конкурентной отрасли равносильно  тождеству спроса и предложения на

данный продукт. Значит, фирмы и отрасли работают без излишков и

дефицитов. Ресурсы вовлекаются  в производство ровно в таком  объеме,

который необходим для

покрытия платежеспособного спроса.  

4.Способность к саморегулированию.  Рыночный механизм совершенной

конкуренции, как было рассмотрено  выше, способен восстанавливать

эффективность в использовании  ресурсов, когда она нарушается

приводит экономику в состояние оптимума, осуществляя регулировку путем

переливов труда и капиталов  из одного производства в другой. В  результате

не требуется государственное  вмешательство в хозяйственную  жизнь,

экономятся общественные издержки управления.

Совокупность перечисленных достоинств бесспорно делает совершенную

конкуренцию одним из самых эффективных  типов рынка. 

 

2.3 Антимонопольная политика  РФ и стран зарубежья

 

Высокий уровень монополизации  и его резко отрицательное  влияние на экономику делает необходимым  проведение в нашей стране антимонопольной  политики. Более того, Россия нуждается  в демонополизации, т.е. радикальном  сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика  унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты  по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.

На Западе демонополизация  предприятий-гигантов возможна путем  их разделения на части. Тамошние монополисты  формировались путем объединения  и поглощения независимых фирм. Последние, хотя бы теоретически, могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.

Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени  монополизации:

1)   прямое разделение монопольных структур;

2)   иностранная конкуренция;

3)   создание новых предприятий.

Как уже сказано, возможности  первого пути в российской реальности сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи когда  производитель-монополист состоит  из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются. Тем не менее, на уровне надфирменных структур – бывших министерств, главков, а также областных властей – такая работа отчасти уже сделана, а отчасти может быть продолжена, принеся пользу в деле понижения степени монополизации.

Дело в том, что еще  одна специфическая российская разновидность  монополизма состоит в диктате  ведомств и госорганов, продолжающих и в наше время активно вмешиваться  в деятельность предприятий. Формально-юридических  прав на это они не имеют –  предприятия находятся в частной  собственности. Но реальные рычаги давления у органов власти есть. Например, не допустить в отрасль стороннего производителя с помощью частокола  инструкций и распоряжений они вполне могут.

Информация о работе Антимонопольная политика