Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Роль антимонопольной политики
1.1 Монополия, основные черты и виды…………………………………….5
1.2 Сущность и цели антимонопольной политики………………………...10
2. Антимонопольная политика на современном этапе
2.1 Антимонопольная политика в отношении разных видов монополий...13
2.2 Необходимость развития свободной конкуренции…………………….16
2.3 Антимонопольная политика РФ и стран зарубежья…………………...18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27
Второй путь – иностранная
конкуренция – явился, вероятно,
самым действенным и
Беда в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности.
Очевидно, что использование
столь сильнодействующего средства
должно быть очень осторожно. Импортные
товары, бесспорно, должны присутствовать
на российском рынке, являясь реальной
угрозой для наших
Третий путь – создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места.
Проблема в том, что в сегодняшних условиях из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей остроте финансовых проблем в рамках центрального бюджета в последнее время стали выделять так называемый бюджет развития, в который направляются средства на поддержку инвестиций.
В долгосрочной перспективе
все три пути снижения степени
монополизации российской экономики,
несомненно, будут использованы. Описанные
огромные трудности продвижения
по ним, однако, заставляют прогнозировать,
что в близком будущем
Главным органом, осуществляющим
антимонопольную политику в России,
является Министерство по антимонопольной
политике и поддержке
Центр тяжести государственной
регулирующей деятельности в России
в первые годы реформ был сосредоточен
на регулировании
Максимальный уровень цен в большинстве случаев тяготеет к покрытию издержек монополиста и обеспечению ему минимальной прибыли, т.е. реализуется описанная выше схема PREG = ATC = D. Поскольку при такой схеме монополисту выгодно занижать объем производства по сравнению с существующим спросом, установление максимальных цен сопровождается определением групп потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, что дает тем известную гарантию от сокращения поставок монополистом.
Положение резко осложняется и запутывается в результате широкого распространения практики неплатежей. В этих условиях монополисты добиваются установления цен с таки расчетом, чтобы все издержки можно было покрыть за счет реально поступающих средств. Государственные органы обычно считают этот уровень завышенным.
Помимо цен на продукцию естественных монополий на начальных этапах реформы ограничивались и цены предприятий, занимающих доминирующее положение на отдельных товарных рынках, т.е. регулировались цены искусственных монополий. С этой целью для всех производителей, контролирующих более 35% рынка, устанавливались предельные нормы рентабельности.
Российские законы требуют осуществления государственной политики недопущения формирования новых монополий. На Министерство по антимонопольной политике возложены задачи контроля за слияниями крупных предприятий, пересечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий и личной унии. Представляется, однако, что опасность всех этих новых форм монополизации еще недостаточно осознана обществом и работа в этих направлениях ведется недостаточно интенсивно. Во всяком случае, руководители российских предприятий не стесняются публично выступать с такими заявлениями, которые на Западе – даже если бы не были подкреплены практическими действиями – с гарантией привели бы их за тюремную решетку по обвинению в попытке создания картеля.
Наконец, значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований, далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.
В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования.
В США главную работу по государственному контролю над монополистической деятельностью проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, который наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля над соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия. Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорах или методах хозяйственной деятельности.
В ФРГ государственным
регулированием рыночных отношений, которое
ведет к смягчению
Во Франции контроль над
монополистической
Заключение
Подводя итоги, автор пришел к самостоятельным и логическим выводам:
Проведение в жизнь
антимонопольного
Российские монополии
в большинстве своем
Список использованной литературы
1) Барышева А.В., Сухотин Ю.В., Богачев В.Н. и др. «Монополизм и антимонопольная политика». М.: Наука,1993 г.
2) Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В.: «Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика, германский опыт и российский путь» – СП б: Издательство «Питер», 2000г.
3) Государственная антимонопольная политика: практический опыт и
задачи совершенствования законодательства. - Российский экономический
журнал, 2000, №3.
4) «Государственная антимонопольная политика: практический опыт Законодательства» (рекомендации парламентских слушаний, проведенных Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству). Российский экономический журнал №3 – 2003г.
5) Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М. : Дело, 1993
6) Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и
политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т. 2. - М.: Республика, 1992.
7) Пилипцов Н. Ценовое соглашение с монополистами как новое оружие антимонопольных органов. // «Налоговый вестник» №20 2009, стр. 13-14.
8) Райзенберга Б.А.: «Курс экономики». Учебник – ИНФРА-М, 1997г.