Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Роль антимонопольной политики
1.1 Монополия, основные черты и виды…………………………………….5
1.2 Сущность и цели антимонопольной политики………………………...10
2. Антимонопольная политика на современном этапе
2.1 Антимонопольная политика в отношении разных видов монополий...13
2.2 Необходимость развития свободной конкуренции…………………….16
2.3 Антимонопольная политика РФ и стран зарубежья…………………...18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27

Файлы: 1 файл

курсовик 2.docx

— 58.71 Кб (Скачать)

Второй путь – иностранная  конкуренция – явился, вероятно, самым действенным и эффективным  ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста  на рынке находится превосходящий  его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические  злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о  том, как бы вообще не оказаться вытесненным  с рынка.

Беда в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция  в очень многих случаях оказалась  избыточно сильной. Вместо того чтобы  ограничить  злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности.

Очевидно, что использование  столь сильнодействующего средства должно быть очень осторожно. Импортные  товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину  массовой ликвидации отечественных  предприятий.

Третий путь – создание новых предприятий, конкурирующих  с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста  как предприятие. К тому же новые  предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие  места.

Проблема в том, что  в сегодняшних условиях из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных  компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем  не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка  наиболее перспективных инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей  остроте финансовых проблем в  рамках центрального бюджета в последнее  время стали выделять так называемый бюджет развития, в который направляются средства на поддержку инвестиций.

В долгосрочной перспективе  все три пути снижения степени  монополизации российской экономики, несомненно, будут использованы. Описанные  огромные трудности продвижения  по ним, однако, заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство  нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в  этих условиях приобретает текущее  регулирование деятельности монополий.

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства. Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению  аналогичных органов в других развитых рыночных экономиках. Основными  законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» и  закон «О естественных монополиях».

Центр тяжести государственной  регулирующей деятельности в России в первые годы реформ был сосредоточен на регулировании монополистических  цен. Государство устанавливает  цены или их предельные уровни на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, транспортировку3 нефти, коммунальные услуги и другие продукты естественных монополий. Часть из этих цен определяется централизованно для всей страны, но в большинстве случаев решения принимаются региональными комиссиями для своих областей, краев или республик.

Максимальный уровень  цен в большинстве случаев  тяготеет к покрытию издержек монополиста  и обеспечению ему минимальной  прибыли, т.е. реализуется описанная  выше схема PREG = ATC = D. Поскольку при такой схеме монополисту выгодно занижать объем производства по сравнению с существующим спросом, установление максимальных цен сопровождается определением групп потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, что дает тем известную гарантию от сокращения поставок монополистом.

Положение резко осложняется  и запутывается в результате широкого распространения практики неплатежей. В этих условиях  монополисты добиваются установления цен с таки расчетом, чтобы все издержки можно было покрыть за счет реально поступающих средств. Государственные органы обычно считают этот уровень завышенным.

Помимо цен на продукцию  естественных монополий на начальных  этапах реформы ограничивались и  цены предприятий, занимающих доминирующее положение на отдельных товарных рынках, т.е. регулировались цены искусственных  монополий. С этой целью для всех производителей, контролирующих более 35% рынка, устанавливались предельные нормы рентабельности.

Российские законы требуют  осуществления государственной  политики недопущения формирования новых монополий. На Министерство по антимонопольной политике возложены  задачи контроля за слияниями крупных предприятий, пересечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий и личной унии. Представляется, однако, что опасность всех этих новых форм монополизации еще недостаточно осознана обществом и работа в этих направлениях ведется недостаточно интенсивно. Во всяком случае, руководители российских предприятий не стесняются публично выступать с такими заявлениями, которые на Западе – даже если бы не были подкреплены практическими действиями – с гарантией привели бы их за тюремную решетку по обвинению в попытке создания картеля.

Наконец, значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных  властей. В условиях нестабильной экономической  ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом  запретить ввоз конкурирующих товаров  из других областей. Это создает  местным производителям монопольное  положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной  политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики  и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований,  далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.

В целом система антимонопольного регулирования в России находится  пока в стадии становления и требует  радикального совершенствования.

В США главную работу по государственному контролю над монополистической  деятельностью проводит антитрестовский  отдел Министерства юстиции, который  наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля над соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия. Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорах или методах хозяйственной деятельности.

В ФРГ государственным  регулированием рыночных отношений, которое  ведет к смягчению отрицательных  последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам  относятся Федеральное ведомство  по делам картелей, федеральный министр  экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в  ФРГ. Деятельность промышленных и профессиональных ассоциаций по составлению для своих  отраслей правил конкуренции можно  признать в качестве саморегуляции конкурентных отношений частным бизнесом. Органы по делам картелей могут проводить в отношении предприятий, картелей, промышленных или профессиональных ассоциаций административное производство, производство по взысканию административных штрафов или осуществлять расследование. В ходе административного делопроизводства, в частности, решаются вопросы разрешения или запрета картельных договоров, признания договоров о слиянии предприятий недействительными, запрета незаконного поведения доминирующих на рынке предприятий.

Во Франции контроль над  монополистической деятельностью  возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей  юрисдикции. Совет по вопросам конкуренции  считается независимым административным органом, на решения которого министр  экономики не может налагать “вето”. Он выполняет консультативные функции  по заказу различных учреждений и  организаций, а в определенных случаях  сам налагает соответствующие санкции. Важной составляющей частью контроля над монополистической практикой  во Франции является проверка экономической  концентрации на рынке. По инициативе министра экономики советом по вопросам конкуренции может быть проверен любой проект о концентрации или  любая концентрация предприятий, способная  нанести вред конкуренции, в частности  создание или усиление доминирующего  положения на рынке.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги, автор пришел к самостоятельным и логическим выводам:

  1. Нельзя игнорировать существенные социально-экономические издержки монополий, связанные с обладанием монопольной властью. Фирмы-монополисты устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объёмы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. Монополисты сдерживают совершенствование техники и технологии с тем, чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишиться монополистических выгод. Они скупают новейшие патенты на изобретения и не допускают их применения в производстве. Все это определяет необходимость постоянного контроля со стороны государства за состоянием секторов и отраслей экономики, динамикой уровня концентрации и стратегиями ценообразования крупных бизнес-структур.
  2. В ходе написания работы было выявлено, что антимонопольная политика это необходимый комплекс мероприятий, осуществляемый государством для ограничения деятельности существующих монополий и недопущения формирования новых. Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений.
  3. Антимонопольная политика в развитых странах представляет собой гибкую систему постоянно действующих, мобильно перестраиваемых мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный и поощрительный характер. В целом можно выделить два основных типа антимонопольного законодательства - американское и западноевропейское. Американский тип законодательства отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип законодательства является более либеральным - в нем объектом противодействия выступают не всякие монополии, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе рынка. В последние годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне. Регулирование конкуренции в Европейском Союзе (ЕС) в настоящее время происходит в рамках Единой согласованной политики в области конкуренции.

 Проведение в жизнь  антимонопольного законодательства  осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке.  Органы, проводящие антимонопольную  политику, действуют, как правило,  через судебную систему. Во  всех странах антимонопольную  политику проводят органы центральной  исполнительной власти. Иногда это  специальные агентства и комиссии. Законы предусматривают процедуры  расследования дел, правила посредничества  в решении конфликтов, штрафные  санкции, а также передачу дел  в суды, если конфликт не удается  разрешить в административном  порядке.

Российские монополии  в большинстве своем естественные, которые остались в наследство от государственного монополизма социалистической экономики, и формировались по координально иному пути, нежели зарубежные. Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий в РФ состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства. Наряду с естественными монополии существуют и искусственно созданные. Самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1) Барышева А.В., Сухотин Ю.В., Богачев В.Н. и др. «Монополизм и антимонопольная политика». М.: Наука,1993 г.

2) Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В.: «Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика, германский опыт и российский путь» – СП б: Издательство «Питер», 2000г.

3) Государственная антимонопольная политика: практический опыт и

задачи совершенствования  законодательства. - Российский экономический

журнал, 2000, №3.

4) «Государственная антимонопольная политика: практический опыт Законодательства» (рекомендации парламентских слушаний, проведенных Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству). Российский экономический журнал №3 – 2003г.

5) Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М. : Дело, 1993

6) Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и

политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т. 2. - М.: Республика, 1992.

7) Пилипцов Н. Ценовое соглашение с монополистами как новое оружие антимонопольных органов. // «Налоговый вестник» №20 2009, стр. 13-14.

8) Райзенберга Б.А.: «Курс экономики». Учебник – ИНФРА-М, 1997г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Антимонопольная политика