Монополии и антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 01:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - раскрыть сущность вопроса, связанного с источниками монопольной власти и способы ее регулирования.
Задачи работы:
- Раскрыть сущность, виды монополии
- Определить экономический механизм функционирования монополии
- Рассмотреть антимонопольную политику в отношении различных видов монополий
- Опередить особенности антимонопольной политики в России.

Оглавление

Введение 3
1. Монополия: понятие, виды, экономический механизм 5
1.1 Сущность и виды монополий 5
1.2 Экономический механизм функционирования монополии 10
1.2.1. Краткосрочный период 9
1.2.2. Долгосрочный период 11

2. Необходимость, сущность и направления антимонопольной политики 14
2.1 Особенности российского монополизма 14
2.2. Методы антимонопольной политики 16
3. Государственное регулирование монополии 21
3.1 Антимонопольная политика в отношении различных видов монополий 21
3.2 Особенности антимонопольной политики в России 30
Заключение 34
Библиографический список 36

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование монополий.docx

— 16.90 Кб (Скачать)

Содержание

 
Введение 3  
1. Монополия: понятие, виды, экономический механизм 5  
1.1 Сущность и виды монополий 5  
1.2 Экономический механизм функционирования монополии 10

1.2.1. Краткосрочный  период 9

1.2.2. Долгосрочный  период 11

 
2. Необходимость,  сущность и направления  антимонопольной  политики 14  
2.1 Особенности российского монополизма 14  
2.2. Методы антимонопольной политики 16  
3. Государственное регулирование монополии 21  
3.1 Антимонопольная политика в отношении различных видов монополий 21  
3.2 Особенности антимонопольной политики в России 30  
Заключение 34  
Библиографический список 36
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

На совершенном  конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или  покупатель в отдельности не может  повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения  и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько  производить продавать, а потребители  принимают её как заданную, решая, сколько купить.  
Монополии - крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополия оказывает на все сферы жизни страны.  
Монополия - исключительное право в определённой области государства, организации, фирмы.  
При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина "монополия". Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова "моно" - один, "полио" - продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала одна единственная фирма - производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно в использовании термина "монополия" всегда присутствует известная доля условности.  
Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привёл к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и "чистая" абсолютная монополия - это теоретические абстракции, выражают две полярные ситуации, два логических предела.  
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.  
В Российской Федерации процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как, присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой, командно-административная система, по своей сути, исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.  
Цель работы - раскрыть сущность вопроса, связанного с источниками монопольной власти и способы ее регулирования.  
Задачи работы:  
- Раскрыть сущность, виды монополии  
- Определить экономический механизм функционирования монополии  
- Рассмотреть антимонопольную политику в отношении различных видов монополий  
- Опередить особенности антимонопольной политики в России.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  
На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить продавать, а потребители принимают её как заданную, решая, сколько купить.  
Монополии - крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополия оказывает на все сферы жизни страны.  
Монополия - исключительное право в определённой области государства, организации, фирмы.  
При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина "монополия". Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова "моно" - один, "полио" - продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала одна единственная фирма - производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно в использовании термина "монополия" всегда присутствует известная доля условности.  
Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привёл к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и "чистая" абсолютная монополия - это теоретические абстракции, выражают две полярные ситуации, два логических предела.  
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.  
В Российской Федерации процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как, присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой, командно-административная система, по своей сути, исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.  
Цель работы - раскрыть сущность вопроса, связанного с источниками монопольной власти и способы ее регулирования.  
Задачи работы:  
- Раскрыть сущность, виды монополии  
- Определить экономический механизм функционирования монополии  
- Рассмотреть антимонопольную политику в отношении различных видов монополий  
- Опередить особенности антимонопольной политики в России.
 

Информация о работе Монополии и антимонопольная политика