Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:43, курсовая работа
Объектом исследования являются монополии в современной рыночной экономике.
Цель работы – рассмотреть роль и деятельность монополий и изучить антимонопольную политику.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……. 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И РОЛЬ МОНОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………….……. 5
1.1 Монополия: понятие, сущность, цели и механизмы
функционирования…………………………………………………..…….. 5
1.2 Виды монополий……………………………………………………..……. 6
1.3 Преимущества и недостатки монополий……………………………..….. 8
1.4 Антимонопольная политика: понятие, сущность…………………..…… 9
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНОПОЛИЙ И МОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ………………………………………….…. 13
2.1 Предпосылки формирования и развития современной
российской монополии…………………………………………….……... 13
2.2 Современное состояние монополий в России…………………….…….. 14
2.3 Проблемы функционирования монополий в России и способы
их решения………………………………………………………....……… 16
2.4 Основные направления антимонопольной политики
в современных условиях………………………...………………….…….. 17
2.5 Недостатки антимонопольной политики……………………………....... 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..24
ПРИЛОЖЕНИЕ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ
В Г.КОГАЛЫМЕ
Курсовая работа
По дисциплине «Микроэкономика»
«Особенности
функционирования монополий. Антимонопольная
политика»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И РОЛЬ МОНОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………….……. 5
функционирования……………………………………
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНОПОЛИЙ И МОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ………………………………………….…. 13
2.1 Предпосылки
формирования и развития
российской монополии…………………………………………….…….
2.2 Современное состояние монополий в России…………………….…….. 14
2.3 Проблемы функционирования монополий в России и способы
их решения……………………………………………………
2.4 Основные направления антимонопольной политики
в современных условиях………………………...………………….……
2.5 Недостатки
антимонопольной политики………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Монополии - древняя форма материальных отношений. В Древней Греции цари обладали монополией на некоторые промыслы, ремесла. В настоящее время монополия на изобретение приобретает решающее значение в экономическом развитии.[5, С. 117]
Монополии существуют во всем мире. Но монополии России имеют свои особенности. Во-первых, монополизация рынка в России сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. Во-вторых, в российской экономике очень распространено такое явление как “локальный” монополизм. Вследствие не насыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. В общем, российские монополисты федерального уровня – это узкоспециализированные производства. [14]
Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось в условиях формирующихся рыночных отношений при «сильных» монополиях, доставшихся по наследству, с несомненным умением лоббировать интересы в коридорах власти. [10, С.25]
Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения и государство, чтобы воспрепятствовать ухудшению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю. [11]
Все вышесказанное не вызывает сомнений в актуальности рассматриваемой нами темы.
Объектом исследования являются монополии в современной рыночной экономике.
Цель
работы – рассмотреть роль и деятельность
монополий и изучить
Задачи:
Теоретическая
часть рассматривает общую
В практической
части проанализировано современное
состояние монополий на примере ОАО «Газпром».
Рассмотрены основные направления антимонопольной
политики и определены её недостатки.
Монополия – это овладение одним лицом, предприятием или хозяйственным объединением частью или всем рыночным пространством и установление на нем своего экономического господства.[4, С.63] Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста.[17, С.240]
Осмысливая сущность монополии, как особой формы материальных отношений, необходимо учесть следующий аспект. Для монополии характерно не то, что она одна производит тот или иной товар, а то, что она получает возможность диктовать цены и на этой основе присваивать сверхприбыль. Монополия обладает монопольной силой, которая препятствует другим проникать на её рынок. Если не учесть этого, то тогда надо присоединяться к тем, кто насчитал в СССР 200 монопольных предприятий, на которых были заняты исключительно заключенные. В целом, монополии свойственны следующие отличительные признаки:
Монополизация
экономики привела к
Цель
монополии — получение
Максимизация прибыли (П) определяется поиском максимума функции прибыли:
П(Q)=TR(Q) – TC(Q),
где TR – общая выручка, TC – общие издержки.
Тогда производная:
dП(Q)/d(Q)
= d/ d(Q) [TR(Q) – TC(Q) ] = 0,
т.е. d/
d(Q) TR(Q) = d/ d(Q) TC(Q),
где d/ d(Q) TR(Q) = MR – предельный доход;
d/ d(Q) TC(Q) = МС – предельные издержки.
Получаем:
фирма максимизирует прибыль, когда
предельный доход равен предельным
издержкам (MR=MC). В условиях конкурентного
рынка предельный доход равен цене (P)
единицы товара (MR=P). Отсюда фирма максимизирует
прибыль при такой величине выпуска, когда
предельные издержки будут равны цене
единицы товара (MC=P). [7, С.25]
Монопольная власть фирмы может базироваться на каком-то одном источнике, а может и на нескольких одновременно. Чем больше таких источников, тем более устойчивым будет монопольное положение фирмы. Вместе с тем рассматриваемые во временном аспекте, источники
монопольной власти обладают разной степенью устойчивости, что, в конечном счете, определяет и устойчивость монополии. Поэтому в зависимости от устойчивости действия формирующих монопольную власть факторов выделяют несколько видов монополий.
Закрытая монополия имеет место тогда, когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции. В этом смысле закрытая монополия представляет собой наиболее устойчивую форму монопольной власти, которая, однако, чаще всего не обусловливает получения монопольно высоких прибылей, так как предоставление исключительных прав всегда сопровождается ограничениями как в отношении уровня цен, так и нормы прибыли.
Открытая монополия обнаруживает себя в том случае, когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, достижения в маркетинге). Специфика этого типа монополии состоит в том, что она всегда имеет временный характер, поскольку связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть превзойдены или скопированы конкурентами. Тем не менее, именно в условиях открытой монополии фирма может наиболее полно реализовать имеющуюся у нее рыночную власть и получить монопольно высокую прибыль.[13, С.334]
Естественная монополия характерна для отраслей, в которых присутствие единственного производителя обусловливает минимальные средние издержки производства при обеспечении всего рыночного спроса. Поскольку причиной возникновения естественных монополий является проявляющаяся в положительном эффекте масштаба корреляция между объемом рыночного спроса и эффективным размером предприятия, то такого рода монополии находятся под патронатом государства, регулирующего их деятельность.
Монопсония представляет собой тип рыночной структуры, для которой характерна концентрация монопольной власти у покупателя. Монопсония
возникает в
том случае, когда одна фирма выступает
единственным покупателем на отраслевом
рынке при отсутствии возможностей
альтернативного сбыта для
Преимущества:
- Совершенная конкуренция требует от каждого производителя использовать наиболее эффективную технику и технологию из уже существующих. Необходимы значительные средства для финансирования НИОКР, которых не может быть у мелкой фирмы, не получающей стабильную экономическую прибыль;
- Высокие барьеры, которые существуют для выхода новых фирм в отрасль, дают олигополиям и монополиям уверенность в том, что экономическая прибыль сохранится долгое время, и инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу;
Информация о работе Особенности функционирования монополий. Антимонопольная политика