Особенности функционирования монополий. Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются монополии в современной рыночной экономике.

Цель работы – рассмотреть роль и деятельность монополий и изучить антимонопольную политику.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……. 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И РОЛЬ МОНОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………….……. 5
1.1 Монополия: понятие, сущность, цели и механизмы
функционирования…………………………………………………..…….. 5
1.2 Виды монополий……………………………………………………..……. 6
1.3 Преимущества и недостатки монополий……………………………..….. 8
1.4 Антимонопольная политика: понятие, сущность…………………..…… 9
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНОПОЛИЙ И МОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ………………………………………….…. 13
2.1 Предпосылки формирования и развития современной
российской монополии…………………………………………….……... 13
2.2 Современное состояние монополий в России…………………….…….. 14
2.3 Проблемы функционирования монополий в России и способы
их решения………………………………………………………....……… 16
2.4 Основные направления антимонопольной политики
в современных условиях………………………...………………….…….. 17
2.5 Недостатки антимонопольной политики……………………………....... 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..24
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ  В Г.КОГАЛЫМЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине «Микроэкономика»

«Особенности функционирования монополий. Антимонопольная политика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                          Стр. 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……. 3

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И РОЛЬ МОНОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………….……. 5

    1. Монополия: понятие, сущность, цели и механизмы

      функционирования…………………………………………………..……..  5

    1. Виды монополий……………………………………………………..…….  6
    2. Преимущества и недостатки монополий……………………………..…..  8
    3. Антимонопольная политика: понятие, сущность…………………..……  9

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНОПОЛИЙ И МОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ………………………………………….…. 13

2.1 Предпосылки  формирования и развития современной

      российской монополии…………………………………………….……... 13

2.2 Современное  состояние монополий в России…………………….…….. 14

2.3 Проблемы функционирования  монополий в России и способы 

      их решения………………………………………………………....……… 16

2.4 Основные направления  антимонопольной политики

      в современных условиях………………………...………………….…….. 17

2.5 Недостатки  антимонопольной политики……………………………....... 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..24

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 

 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Монополии - древняя форма материальных отношений. В Древней Греции цари обладали монополией на некоторые промыслы, ремесла. В настоящее время монополия на изобретение приобретает решающее значение в экономическом развитии.[5, С. 117]

     Монополии существуют во всем мире. Но монополии  России имеют свои особенности. Во-первых, монополизация рынка в России сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. Во-вторых, в российской экономике очень распространено такое явление как “локальный” монополизм. Вследствие не насыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. В общем, российские монополисты федерального уровня – это узкоспециализированные производства. [14]

     Российское  законодательство о конкуренции  разрабатывалось в условиях формирующихся рыночных отношений при «сильных» монополиях, доставшихся по наследству, с несомненным умением лоббировать интересы в коридорах власти. [10, С.25]

     Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения и государство, чтобы воспрепятствовать ухудшению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю. [11]

     Все вышесказанное не вызывает сомнений в актуальности рассматриваемой нами темы.

     Объектом  исследования являются монополии в современной рыночной экономике.

     Цель  работы – рассмотреть роль и деятельность  монополий и изучить антимонопольную  политику.

     Задачи:

  1. Дать общую характеристику монополии.
  2. Рассмотреть и дать характеристику видам монополий.
  3. Определить преимущества и недостатки монополий.
  4. Дать общую характеристику антимонопольной политике.
  5. Определить предпосылки формирования и развития современной российской монополии.
  6. Проанализировать современное состояние монополий.
  7. Рассмотреть основные направления антимонопольной политики в современных условиях.
  8. Выявить недостатки антимонопольной политики.

   Теоретическая часть рассматривает общую характеристику монополии, её особенности функционирования и роль в современных условиях.

   В практической части проанализировано современное  состояние монополий на примере ОАО «Газпром». Рассмотрены основные направления антимонопольной политики и определены её недостатки. 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И РОЛЬ МОНОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

 
    1. Монополия: понятие, сущность, цели и механизмы функционирования.
 

   Монополия – это овладение одним лицом, предприятием или хозяйственным  объединением частью или всем рыночным  пространством и установление на нем своего экономического господства.[4, С.63] Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста.[17, С.240]

   Осмысливая  сущность монополии, как особой формы  материальных отношений, необходимо учесть следующий аспект. Для монополии характерно не то, что она одна производит тот или иной товар, а то, что она получает возможность диктовать цены и на этой основе присваивать сверхприбыль. Монополия обладает монопольной силой, которая препятствует другим проникать на её рынок. Если не учесть этого, то тогда надо присоединяться к тем, кто насчитал в СССР 200 монопольных предприятий, на которых были заняты исключительно заключенные. В целом, монополии свойственны следующие отличительные признаки:

    • Единственный продавец;
    • Получает большую прибыль;
    • Обладает силой против конкурентов;
    • Часть сильного государства;

   Монополизация экономики привела к возникновению  империализма – появлению новых  признаков состояния рынка. В  XX веке главным из них можно считать:

  1. Господство на рынке промышленных монополий;
  2. Возникновение финансовых монополий;
  3. Вывоз капитала;
  4. Экономический раздел мира;
  5. Территориальный раздел мира.[5, С.253]

   Цель  монополии — получение сверхприбыли посредством контроля за ценой и  объемом производства на монополизированном рынке.[18, С.115] Чтобы определить цену и объем выпуска, которые принесут ему наибольшую прибыль, монополист должен перебрать все точки на кривой спроса, рассчитать прибыль в каждой из них и выбрать точку, в которой прибыль максимальна.[15]

       Максимизация  прибыли (П) определяется поиском максимума функции прибыли:

     П(Q)=TR(Q) – TC(Q),

где TR – общая выручка, TC – общие издержки.

Тогда производная:

(Q)/d(Q) = d/ d(Q) [TR(Q) – TC(Q) ] = 0, 

т.е. d/ d(Q) TR(Q) = d/ d(Q) TC(Q), 

где  d/ d(Q) TR(Q) = MR – предельный доход;

        d/ d(Q) TC(Q) = МС – предельные издержки.

      Получаем: фирма максимизирует прибыль, когда  предельный доход равен предельным издержкам (MR=MC). В условиях конкурентного рынка предельный доход равен цене (P) единицы товара (MR=P). Отсюда фирма максимизирует прибыль при такой величине выпуска, когда предельные издержки будут равны цене единицы товара (MC=P). [7, С.25] 

    1. Виды монополий

   Монопольная власть фирмы может базироваться на каком-то одном источнике, а может и на нескольких одновременно. Чем больше таких источников, тем более устойчивым будет монопольное положение фирмы. Вместе с тем рассматриваемые во временном аспекте, источники

монопольной власти обладают разной степенью устойчивости, что, в конечном счете, определяет и устойчивость монополии. Поэтому в зависимости от устойчивости действия формирующих монопольную власть факторов выделяют несколько видов монополий.

   Закрытая  монополия имеет место тогда, когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции. В этом смысле закрытая монополия представляет собой наиболее устойчивую форму монопольной власти, которая, однако, чаще всего не обусловливает получения монопольно высоких прибылей, так как предоставление исключительных прав всегда сопровождается ограничениями как в отношении уровня цен, так и нормы прибыли.

   Открытая  монополия обнаруживает себя в том случае, когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, достижения в маркетинге). Специфика этого типа монополии состоит в том, что она всегда имеет временный характер, поскольку связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть превзойдены или скопированы конкурентами. Тем не менее, именно в условиях открытой монополии фирма может наиболее полно реализовать имеющуюся у нее рыночную власть и получить монопольно высокую прибыль.[13, С.334]

   Естественная  монополия характерна для отраслей, в которых присутствие единственного производителя обусловливает минимальные средние издержки производства при обеспечении всего рыночного спроса. Поскольку причиной возникновения естественных монополий является проявляющаяся в положительном эффекте масштаба корреляция между объемом рыночного спроса и эффективным размером предприятия, то такого рода монополии находятся под патронатом государства, регулирующего их деятельность.

Монопсония  представляет собой тип рыночной структуры, для которой характерна концентрация монопольной власти у покупателя. Монопсония

возникает в  том случае, когда одна фирма выступает  единственным покупателем на отраслевом рынке при отсутствии возможностей альтернативного сбыта для продавцов. Рыночная власть монопсонии состоит  в том, что монопсонист способен оказывать влияние на цены закупаемых им благ. Причем если монополист употребляет свою рыночную власть, чтобы производить меньшее количество блага по более высокой цене, то монопсонист использует имеющуюся у него рыночную власть для того, чтобы меньше покупать по более низким ценам. Нечасто встречающиеся случаи монопсонии можно наблюдать в сфере государственных закупок вооружений и на локальных рынках труда, где отдельная фирма является единственным работодателем на данной территории. [9, С.220] 

    1.  Преимущества и недостатки монополий

    Преимущества:

- Совершенная конкуренция требует от каждого производителя использовать наиболее эффективную технику и технологию из уже существующих. Необходимы значительные средства для финансирования НИОКР, которых не может быть у мелкой фирмы, не получающей стабильную экономическую прибыль;

- Высокие барьеры, которые существуют для выхода новых фирм в отрасль, дают олигополиям  и монополиям уверенность в том, что экономическая прибыль сохранится долгое время, и инвестиции  в НИОКР дадут долговременную отдачу;

Информация о работе Особенности функционирования монополий. Антимонопольная политика