Особенности функционирования монополий. Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются монополии в современной рыночной экономике.

Цель работы – рассмотреть роль и деятельность монополий и изучить антимонопольную политику.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……. 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И РОЛЬ МОНОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………….……. 5
1.1 Монополия: понятие, сущность, цели и механизмы
функционирования…………………………………………………..…….. 5
1.2 Виды монополий……………………………………………………..……. 6
1.3 Преимущества и недостатки монополий……………………………..….. 8
1.4 Антимонопольная политика: понятие, сущность…………………..…… 9
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНОПОЛИЙ И МОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ………………………………………….…. 13
2.1 Предпосылки формирования и развития современной
российской монополии…………………………………………….……... 13
2.2 Современное состояние монополий в России…………………….…….. 14
2.3 Проблемы функционирования монополий в России и способы
их решения………………………………………………………....……… 16
2.4 Основные направления антимонопольной политики
в современных условиях………………………...………………….…….. 17
2.5 Недостатки антимонопольной политики……………………………....... 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..24
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

- Получение монопольной прибыли за счет более высоких цен является стимулом инновационной деятельности;

- Монополия стимулирует конкуренцию;

- В отдельных случаях монополия способствует снижению издержек и реализации эффекта масштаба.[17, С.252] 
 

    Недостатки:

- Объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена – выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Максимальная производственная эффективность не достигается;

- Являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек;

- Барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а так же огромные силы и средства, которые монополисты тратят за сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.[17, С.251] 

    1. Антимонопольная политика: понятие, сущность.

  Монополия влечет целый ряд отрицательных  последствий для экономики страны. Недопроизводство, высокие цены, неэффективное  производство, низкое качество продукции, ее устарелость– все это свойственно предприятию монополисту.

  Кроме того, монополия полностью блокирует  механизмы саморегуляции рынка. Низкокачественная и дорогостоящая  продукция может появиться и  в немонополизированной отрасли. Но там подобные явления могут носить лишь временный характер. Конкуренция быстро расставит все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.

  Монополисту в силу непреодолимости барьеров входа в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Но и самостоятельно рынок не в состоянии разрешить данную проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводя антимонопольную политику. [19, С.96] 

  Антимонопольная политика – совокупность методов, инструментов, мер, направленных на ограничение монополистических злоупотреблений. [12, С.624]

  Антимонопольная политика государства, запрещающая  антиконкурентное поведение и предотвращающая  образование монопольных структур, является основным способом ограничения злоупотреблений рыночной силой крупными фирмами.

  Основными целями антимонопольной  политики являются:

    • запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой дискриминации;
    • связывающие соглашения;
    • разделение монопольных структур. [16]

  Регулирование естественных монополий.

  В целом  ряде отраслей избежать образования  монополий невозможно. Нельзя иметь  в квартире два газопровода от двух конкурирующих компаний, несколько  линий теплопередачи, альтернативные источники электроэнергии и т. д. В большинстве отраслей инфраструктуры образование монополий происходит естественным образом, и государство вынуждено осуществлять по отношению к ним прямое или косвенное регулирование.

  В 30—40-е  гг. в США активно обсуждался вопрос об уровне цен в условиях естественной монополии. При совершенной конкуренции Р = МС; такая цена (Рь) оптимальна с точки зрения общества, так как обеспечивает наиболее эффективное распределение ресурсов (Рис.1).

 Однако  при такой цене у ряда производителей производство может оказаться убыточным. Поскольку у разных производителей различны издержки, то и цены тоже были бы разными. В этих условиях потребитель беззащитен перед шантажом производителя, который может завышать цену под самыми различными (реальными или надуманными) предлогами до уровня Рс. Поскольку государство стремится умерить "аппетит" естественных

монополий, оно устанавливает равную для всех цену на уровне средних  издержек (Ра).

Хотя такая  цена ведет к сокращению объема предоставляемых благ в сравнении с оптимальным случаем (Qa < Qb), потребители получают все же больше в сравнении со случаем нерегулируемой естественной монополии (Qa > Qc). Цену, устанавливаемую на уровне средних издержек, называют "ценой, обеспечивающей справедливую прибыль". [8, С.266]

  Главное направление борьбы с негативными  сторонами деятельности естественных монополий состоит в государственном  контроле за ценами например естественно-монопольные  товары и (или) за объемом их производства (скажем, путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию). Последствия данной регулирующей меры прямо зависят от того конкретного уровня, например котором будут закреплены цены. При этом наиболее желательно создание таких условий, при которых монополисты сами теряют интерес к злоупотреблениям. [12, С.349]

  Регулирование искусственных монополий.

  Такие монополии (обычно именуемые искусственными, или предпринимательскими) складываются в тех отраслях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Поэтому установление монополистического типа рынка не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту устранить конкурентов.

Употребление термина «искусственная,  или предпринимательская, монополия» в контексте антимонопольной политики отличается важной

особенностью: этим понятием объединяют и достаточно редко  встречающееся на рынке господство единственного монополиста, и более  распространенную ситуацию преобладания на нем нескольких в той или иной форме сотрудничающих фирм.  То есть речь сразу идет о чистой монополии и двух разновидностях олигополии – о картеле и картелеподобной структуре рынка. Такое расширенное толкование термина «монополия» оправдано тем, что во всех перечисленных случаях доминирующие на рынке фирмы в той или иной мере способны действовать как единое целое.

  Главной целью всякой антимонопольной политики является пересечение монополистических  злоупотреблений. Как мы убедились раньше, по отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем регулирования их деятельности без попыток устранения монополистической структуры рынка. Напротив, в случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся.

  Для этого  государство использует широкий  спектр санкций:

    • предупредительные меры (скажем, запрет слияний крупных фирм);
    • штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами);
    • прямая демонополизация ( принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм). [12, С.357]
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНОПОЛИЙ И МОНОПОЛЬНОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ 

2.1. Предпосылки формирования и развития современной российской монополии. 

     Российский  монополизм, сложился как наследник  государственного монополизма социалистической экономики. Социалистическая экономика представляла единый народнохозяйственный комплекс, в котором ни одно предприятие не было вполне автономно,  а являлось составной частью некой общенациональной суперструктуры. При этом весьма широко была распространена практика, когда удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукции поручалось всего одному-двум заводам.

     Причин  для такой концентрации выпуска  продукции было несколько. Большое  значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов. Сырье для них нередко привозилось за тысячи километров, а готовая продукция развозилась по всему Союзу.

     Другая  причина заключалась в удобстве централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйства тем выше, чем меньше производственных единиц. Проконтролировать выпуск определенного вида продукций на одном заводе-гиганте много проще, чем решить ту же задачу, когда названное изделие выпускают две-три сотни мелких заводов.

     В итоге народное хозяйство страны в буквальном смысле напоминало единый организм. Подобно тому, как в  человеческом организме существуют специализированные органы обеспечения  жизнедеятельности всего организма (какие-то функции возложены на сердце, какие-то – на печень, какие-то – на желудок), так и в социалистическом хозяйстве одни заводы

удовлетворяли потребность всей страны в одной, другие – в другой продукции. При  этом советские монополисты были узкоспециализированными, а взаимное дублирование было минимальным или вовсе отсутствовало.

     Таким образом, если в странах рыночной экономики монополизация обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых  компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя. При этом монополизм в социалистической экономике был распространен значительно шире, чем в рыночной.

     Начало  рыночных реформ в нашей стране привело  к резкому усилению монополистических  тенденций. Отчасти это было связано  с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.

     Гораздо большее значение имело изменение условий хозяйствования, резко усилившее не столько саму монополизацию, сколько её влияние на экономику. Однако деятельность советских гигантов не вызывала хотя бы стандартных негативных последствий монополизации.

     Переход российских заводов в частные руки создал мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дала в руки фирм средства достижения этой цели.[19, С.362] 

      2.2. Современное состояние монополии  в России.

     Структура экономики современной России, сложившаяся, в основном, в условиях планово-распределительной  системы и изоляции от мирового рынка, характеризуется высоким уровнем  монополизации, низкой конкурентоспособностью большинства промышленных изделий, глубокими деформациями. Критическое состояние экономики на современном этапе объективно требует высокого участия государства в области регулирования основных процессов в экономике страны и, прежде всего, в области регулирования этих жизнеобеспечивающих отраслей.

     Три главных естественных монополиста  России:

    • РАО «ЕЭС»;
    • ОАО «Газпром»;
    • МПС России.[10, С.517]

     Компания  ОАО «Газпром» - уникальное явление  в отечественной и мировой  практике. Это вертикально интегрированная  компания, имеющая в своей структуре  предприятия, составляющие единую технологическую цепочку по добыче, производству и транспортировке газа.

     ОАО «Газпром» контролируется 95% производства российского газа. Компания обеспечивает 50% потребности России в энергоносителях. ОАО «Газпром» - крупнейшая газовая компания не только в России, но и в мире. (Приложение 1) [3, С.376-377]

     ОАО «Газпром» располагает 33 трлн. кубометров газа, что составляет

75% всех разведенных  запасов, большинство из которых  приходится на Западную Сибирь. (Приложение 2) Основными потребителями газа являются крупные промышленные предприятия.[10, С.522]

      Естественными факторами сложившейся монополии  в российской газовой промышленности являются:

    • Удаленность месторождений от центров газопотребления (более 2000км), что стимулировало развитие высокопроизводительных систем магистрального трубопроводного транспорта;
    • Значительная единичная мощность газопроводов(по одой нитке перекачивается свыше 30 млрд м3 в год);
    • Чрезвычайно высокая стоимость прокладки газопроводов, исчисляемая миллиардами долларов;
    • Приоритет крупных промышленных предприятий в потреблении газа.[3, С.377]

Информация о работе Особенности функционирования монополий. Антимонопольная политика