Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:43, курсовая работа
Объектом исследования являются монополии в современной рыночной экономике.
Цель работы – рассмотреть роль и деятельность монополий и изучить антимонопольную политику.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……. 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И РОЛЬ МОНОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………….……. 5
1.1 Монополия: понятие, сущность, цели и механизмы
функционирования…………………………………………………..…….. 5
1.2 Виды монополий……………………………………………………..……. 6
1.3 Преимущества и недостатки монополий……………………………..….. 8
1.4 Антимонопольная политика: понятие, сущность…………………..…… 9
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНОПОЛИЙ И МОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ………………………………………….…. 13
2.1 Предпосылки формирования и развития современной
российской монополии…………………………………………….……... 13
2.2 Современное состояние монополий в России…………………….…….. 14
2.3 Проблемы функционирования монополий в России и способы
их решения………………………………………………………....……… 16
2.4 Основные направления антимонопольной политики
в современных условиях………………………...………………….…….. 17
2.5 Недостатки антимонопольной политики……………………………....... 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..24
ПРИЛОЖЕНИЕ
2.3. Проблемы функционирования монополий в России и способы их решения.
Несмотря
на очевидную необходимость
Государство уже осуществило некоторые шаги по либерализации естественных монополий. Это, главным образом, проявляется в регулировании тарифов, а также налаживании конкурентных отношений внутри данной сферы. Так, в настоящее время в стадии реформированию находятся электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный транспорт. Например, реформа российских железных дорог поставила ОАО «РЖД» в неравные конкурентные условия по сравнению с частными операторами железнодорожного транспорта.
Несмотря на некоторые успехи по либерализации рынка железнодорожных перевозок, на сегодняшний день в данной сфере остается много нерешенных проблем. Во-первых, в результате реформирования произошло смещение равновесия в объеме различных типов перевозок, т.е. наиболее доходные виды перевозок перешли в руки частных инвесторов, в то время как малорентабельные перевозки остались в компетенции ОАО«РЖД». В связи с вытеснением в низкодоходные сегменты рынка рентабельность деятельности ОАО «РЖД» постоянно снижается. (Так, средняя норма рентабельности в 2003г. составляла 31%, в 2004г. – 24%, в 2005г. – 22%, в 2006г. – 17%).
Помимо
снижения рентабельности к проблемам
реформирования можно отнести непродуманную
систему регулирования тарифов. Так, если
частные железнодорожные перевозчики
могут устанавливать тарифы на перевозки
по собственному усмотрению, то для ОАО
«РЖД» установлены тарифные лимиты, существенно
ограничивающие возможность компании
адекватно реагировать на изменение спроса.
Очевидно, что такие неравные условия
конкуренции на рынке отрицательно сказываются
на результатах финансово-хозяйственной
деятельности ОАО «РЖД». [6]
2.4.
Основные направления
Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). Её права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других странах с развитой рыночной экономикой. Деятельность монополий регулируется рядом законов в частности законами «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О естественных монополиях».
Российские
законы требуют осуществления
Высокий уровень монополизации российской экономики потребовал проведения целого комплекса мер, направленных на её снижение. Можно выделить четыре принципиальных пути осуществления этого комплекса:
Главная проблема и одновременно трудность демонополизации в России связана со спецификой постсоциалистического монополизма, а именно российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения. Российские монополисты сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на части без полного разрушения.
Поэтому применимость первого пути в российской реальности сильно ограничена. Единый завод на части не разделишь, а случаи, когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются. Тем не менее на уровне общенациональных естественных монополий такая работа ведется.
Понижению степени монополизации может способствовать и дерегулирование (второй путь). Дело в том, что еще одна специфическая российская разновидность монополизма состоит в диктате ведомств и государственных органов, продолжающих вплоть до настоящего времени активно вмешиваться в деятельность предприятий. Формально-юридических прав на это никто они не имеют, та как почти все предприятия находятся в
частной собственности. Но реальные рычаги давления у органов власти, а особенно у органов местной власти, есть. И, скажем, не допускать в регион стороннего производителя с помощью частокола инструкций, распоряжений и беспрерывных проверок они вполне могут.
В итоге под надежной защитой административных барьеров процветают многие местные (локальные) монополисты. Дерегулирование, т.е. законодательное ограничение прав органов власти на вмешательство в деятельность предприятий, способно серьезно уменьшить «низовой» уровень монополизации.
Третий путь – иностранная конкуренция – явилась, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. В отраслях, попавших под пресс иностранной конкуренции, монополистические злоупотребления стали невозможными. Скорее прежним монополистам пришлось думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненными с рынка.
Беда в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления, она фактически уничтожила целые отрасли промышленности, не готовые к мгновенному отпору сильнейшим корпорациям мира. Импортные товары бесспорно должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.
Четвертый путь- создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как фирму. Благоприятен он и в силу своей естественности – новые предприятия буквально «притягиваются» повышенным уровнем прибылей, существующим в монополизированных секторах. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места.
В современных условиях большое значение имеет полное или частное перепрофилирование производства. Была узкая специализация советских времен, к настоящему моменту практически исчезла. И острая конкуренция приватизированных предприятий идет как раз по наиболее ходовым продуктам традиционного советского ассортимента, выпуск которых кроме прежних монополистов постепенно наладили и другие предприятия.
В долгосрочной перспективе все пути снижения степени монополизации российской экономики несомненно будут использованы. Огромные трудности продвижения по ним, однако, заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем более значение в этих условиях приобретает текущее регулирование деятельности монополий. [12, С.364]
Современная антимонопольная политика направлена на:
В этих
целях принимаются меры против чрезмерной
концентрации экономической мощи, искусственных
дефицитов, ценовых злоупотреблений, стимулируется
конкуренция в экономике и т. п. [2]
2.5. Недостатки антимонопольной политики в России.
Даже сколь угодно развитое антимонопольное законодательство не свободно от недостатков. Некоторые проблемы, связанные с неэффективностью антимонопольной политики вне зависимости от особенностей национального законодательства, а также механизмов, обеспечивающих его соблюдение, были суммированы Р. Крэндаллом и К. Уинстоном.
В их числе:
- слишком большая длительность судебных
процессов по антимонопольным делам (проблема
дисконтирующих эффектов, особенно в специфических
во времени видах трансакций);
- большие трудности с определением мер,
которые предотвращали бы негативные
последствия монополизации, что отчасти
связано с проблематичностью идентификации
соответствующих шагов для того или иного
случая;
- значительные издержки разграничения
слияний (сделок экономической концентрации),
повышающих эффективность использования
ресурсов, и слияний, ограничивающих конкуренцию,
ведущих к снижению благосостояния потребителей;
- сложности, связанные с формулированием
и реализацией мер антимонопольного регулирования
в условиях "новой экономики", которая
характеризуется динамичной конкуренцией,
быстрыми технологическими изменениями,
высоким значением интеллектуальной собственности;
- существенное влияние политической составляющей
на дела, связанные с нарушением антимонопольного
законодательства (в том числе злоупотребление
правом);
- неширокое поле для антимонопольной
политики, если учесть силу рынков в развитии
конкуренции и блокировании антиконкурентных
злоупотреблений. [1]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Монополии это достаточно устойчивое явление в современной экономике Российской Федерации. Особенно, естественная монополия, которая вряд ли изживет себя, пока есть сферы потребления природных ресурсов. Вследствие того, что в России наиболее развиты естественные монополии, которые являются жизненно важными для страны, государство должно контролировать цены, и с помощью законодательства не давать монополистам полной власти при установлении цены на данный вид ресурса. Так что мы можем сказать, что в свете развития монополий, должно происходить развитие антимонопольной политики.
Подводя итог, можно сделать выводы о том, что:
Монополия – фирма, являющаяся единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов.
Основные признаки монополий:
Главной целью монополиста является- максимизация прибыли.
Существует много классификаций монополии, но мы акцентировали внимание на:
Российский монополизм, сложился как наследник государственного монополизма социалистической экономики.
В проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют два подхода, имеющие свои достоинства и недостатки: поведенческий критерий применения санкций, структурный критерий применения санкций;
Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами;
Высокий
уровень монополизации и его
резко отрицательное влияние
на экономику делает необходимым
проведение в нашей стране антимонопольной
политики. Более того, Россия нуждается
в демонополизации, т.е. радикальном
сокращении числа секторов экономики,
где установилась монополия.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Особенности функционирования монополий. Антимонопольная политика