Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:28, курсовая работа
Цель работы: провести исследование по вопросам возникновения, становления и развития антимонопольной политики в России.
Задачи:
1. Изучить экономическую литературу по вопросу антимонопольной политики государства.
2. Исследовать влияние антимонопольной политики в экономике России.
Введение……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы антимонопольной политики государства………………………………………………………………………...4
1.1. Монополия: понятие, сущность, виды ………………………………………4
1.2. Предпосылки формирования и развития современных российских монополий…………………………………………………………………………..6
1.3. Особенности антимонопольной политики и антимонопольного законодательства США и стран Западной Европы…………………………….8
ГЛАВА 2. Антимонопольная политика в РФ. ………………………..11
2.1. Система антимонопольных органов и порядок их формирования ……11
2.2. Становление антимонопольной политики в России……………………..15
2.3. Методы антимонопольной политики в России……………………………18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………27
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА
1. Теоретические основы
антимонопольной политики
государства…………………………………………………
1.1. Монополия: понятие, сущность, виды ………………………………………4
1.2.
Предпосылки формирования и развития
современных российских монополий………………………………………………………
1.3. Особенности антимонопольной политики и антимонопольного законодательства США и стран Западной Европы…………………………….8
ГЛАВА 2. Антимонопольная политика в РФ. ………………………..11
2.1. Система антимонопольных органов и порядок их формирования ……11
2.2. Становление антимонопольной политики в России……………………..15
2.3. Методы антимонопольной политики в России……………………………18
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………27
Введение
Антимонопольная
политика очень важна для экономики
России. Хорошо продуманные меры
по регулированию монополий
В своей работе я постаралась наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики.
Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Ещё в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.
В существующей литературе по проблеме представлены различные взгляды специалистов на антимонопольное регулирование и поддержку конкуренции. В основном исследователи подробно останавливаются на вопросе антитрестовской политики в России.
Цель. Провести исследование по
вопросам возникновения,
Задачи.
1.
Изучить экономическую
2.
Исследовать влияние
Глава 1. Теоретические основы антимонопольной политики государства.
Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.
Рынок,
на котором господствует монополия,
представляет собой полную противоположность
конкурентному рынку, где имеется
много конкурентов, предлагающих для
продажи стандартизированные
Различают три вида монополии.
Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.
Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополий, основанные на владении уникальными природными ресурсами.
Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.
Подобное
разграничение монополий носит
достаточно условный характер, поскольку
некоторые фирмы могут
Чистая монополия - это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях.
Чистые
монополии в настоящее время -
редкое явление. Чаще встречаются рынки,
на которых конкурируют друг с
другом несколько фирм. Чистые монополии,
как правило, могут существовать
только при покровительстве
Чистая
монополия характеризуется
а) одна фирма и много покупателей, т. е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству мелких покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двусторонней монополией;
б)
отсутствие товаров-заменителей (нет
совершенных заменителей
в) отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), т. е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе. Входные барьеры следующие:
-экономия
от масштаба (один из наиболее
распространенных видов
-правовые
ограничения: патенты, тарифы
и квоты в международной
-высокие
издержки входа - экономические
препятствия. В некоторых
-реклама
и дифференциация продуктов.
-контроль
монополистом источников
-высокие
транспортные расходы,
г) фирма-монополист устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, как рыночную реальность;
д)
совершенная информированность.
Главная
особенность монополизации
Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной структуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному двум заводам.4
Причин для такой концентрации выпуска продукции было несколько. Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов. Сырье для них нередко привозилось за тысячи километров, а готовая продукция развозилась по всему Союзу.
Другая
причина была связана с удобством
централизованного управления крупными
предприятиями. Когда все важнейшие
решения по развитию экономики страны
принимаются общенациональными
плановыми органами, управляемость
хозяйства тем выше, чем меньше
производственных единиц. В самом
деле, проконтролировать выпуск определенного
вида продукции на одном заводе гиганте
много проще, чем решить ту же задачу,
когда названное изделие
В
итоге народное хозяйство страны
в буквальном смысле напоминало единый
организм. Подобно тому, как в
человеческом организме существуют
специализированные органы обеспечения
жизнедеятельности всего
Причем дублирование было минимальным или вовсе отсутствовало. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%!!!) было подвержено сильной монополизации.
Таким
образом, если в странах рыночной
экономики монополизация обычно
проходила путем
Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.
Однако
гораздо большее значение имело
изменение условий
Анализ антимонопольного законодательства зарубежных стран позволяет выделить следующие антиконкурентные действия: горизонтальные ограничения конкуренции, вертикальные ограничения конкуренции, злоупотребление доминирующим положением на рынке и др.6
Горизонтальные
ограничения конкуренции