Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:01, курсовая работа
Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений;
• Российские монополии в большинстве своем естественные и формировались по координально иному пути, нежели зарубежные;
• Прямое дробление монополий на мелкие предприятия ввиду объективных причин не лучший способ борьбы с монополией, тем более естественной;
• Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. ..3
I. Основные понятия и определения
1.1Монополия: ,сущность и виды…………………………...4
1.2 Необходимость антимонопольного законодательства…..…….6
1.3 Цели антимонопольного законодательства…………………….7
II. Зарубежный опыт антимонопольной политики
2.1 Особенности антимонопольной политики в России…………..10
2.2 Антимонопольная политика в странах Европейского Союза..13
2.3 Антимонопольная политика в Республике Беларусь………….17
III. Антимонопольная политика в США
3.1 Федеральное регулирование в США…………………………...22
3.2 Антитрестовская политика Федеральных органов………........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….27
Список используемой литературы…………………………………..30
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
I. Основные понятия и определения
1.1Монополия:понятия,сущность и виды…………………………...4
1.2 Необходимость антимонопольного законодательства…..…….6
1.3 Цели антимонопольного законодательства…………………….7
II. Зарубежный опыт антимонопольной политики
2.1 Особенности антимонопольной политики в России…………..10
2.2 Антимонопольная политика в странах Европейского Союза..13
2.3 Антимонопольная политика в Республике Беларусь………….17
III. Антимонопольная политика в США
3.1 Федеральное регулирование в США…………………………...22
3.2 Антитрестовская политика Федеральных органов………........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………..30
ВВЕДЕНИЕ
На совершенном конкурентном
рынке действует достаточно продавцов
и покупателей товара, и поэтому
ни один продавец или покупатель в
отдельности не может повлиять на
цену товара. Цена определяется рыночными
правилами предложения и
С начала 90-х годов эти
проблемы остро стали перед Россией:
без принятия твердых и последовательных
мер против монополизма нельзя надеяться
на успех экономической реформы
и переход к рыночной экономике.
Успех экономических
I. Основные понятия и определения
1.1 Монополия: понятие, сущность и виды
Существуют два вида антимонопольной
политики: антимонопольная политика
в отношении естественных монополий
и антимонопольная политика в
отношении искусственных
В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:
1. С точки зрения рыночной структуры
2. С точки зрения рыночного поведения
3. С точки зрения рыночных итогов.
Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью. Здесь, я считаю уместным привести ещё одно определение монополии:
Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.
Давая же определение монополии
с точки зрения рыночного поведения,
теория монополии изучает
Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:
• монопольно высокими ценами
• ограниченной
готовностью монополии к
Но так как понятие монополии очень важно для основного предмета моей работы – антимонопольной политики, необходимо, по-моему, описать это понятие более детально.
Итак, можно привести следующие признаки монополии:
1. Монополистический
рынок представлен одним
2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).
3. Вход
новых фирм на рынок
• Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.
• Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.
• Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).
• При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.
• Нечестная
конкуренция, то есть воздействие на
покупателей нечестными по отношению
к конкуренту способами за счёт большого
бюджета и масштабов
Сложность в получении полной информации обо всём рынке.
Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом.
Естественная монополия
возникает в отрасли, в которой
долгосрочные средние издержки достигают
минимума только тогда, когда одна фирма
обслуживает весь рынок целиком.
В такой отрасли минимальный
эффективный масштаб
Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
Но такое деление не
означает, что все предприятия-
Учёными выделяются несколько последствий монополизации, на которые я буду ссылаться в своей работе в дальнейшем, как-то:
1. недопроизводство товаров
2. завышение цен
3. предприятия-монополисты
не получали высокой
Х-неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.
1.2 Необходимость
Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно - высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.
1.3 Цели антимонопольного законодательства
Многие страны мира с целью
поддержания конкуренции в
Достижение цели антимонопольной политики предполагает:
1. Обеспечение единства
экономического пространства
Посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения, как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.)
2. Обеспечение «прозрачности»
процессов, связанных с
Выполнение поставленной задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности «безымянными» покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности оффшорных компаний, или физических). Кроме того, должно быть повышено качество применения существующих норм, относящихся к регламентации процессов экономической концентрации. В частности, статья 19 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» должна применяться не только в качестве санкции, то есть пресечения нарушения, но и в качестве средства предотвращения нарушений.
3. Снижение барьеров входа
на товарные рынки, а также
обеспечение более
В целях ограничения возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж. Биржевой механизм должен обеспечивать формирование такой цены, которая давала бы возможность блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль.
4. Создание эффективных
правовых механизмов,которые
5. Активизация работы
по профилактике и пресечению
недобросовестной конкуренции
Особое внимание при этом
предполагается уделять нарушениям
прав интеллектуальной собственности.
С этой целью должна быть также
разработана методическая база оценки
объектов интеллектуальной собственности
для более эффективного применения
судебных процедур, а также обеспечение
эффективной координации
6. Упорядочение оказания государственной помощи.
7. Создание условий для
развития производительной
В том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств.