Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений;
• Российские монополии в большинстве своем естественные и формировались по координально иному пути, нежели зарубежные;
• Прямое дробление монополий на мелкие предприятия ввиду объективных причин не лучший способ борьбы с монополией, тем более естественной;
• Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. ..3
I. Основные понятия и определения
1.1Монополия: ,сущность и виды…………………………...4
1.2 Необходимость антимонопольного законодательства…..…….6
1.3 Цели антимонопольного законодательства…………………….7
II. Зарубежный опыт антимонопольной политики
2.1 Особенности антимонопольной политики в России…………..10
2.2 Антимонопольная политика в странах Европейского Союза..13
2.3 Антимонопольная политика в Республике Беларусь………….17
III. Антимонопольная политика в США
3.1 Федеральное регулирование в США…………………………...22
3.2 Антитрестовская политика Федеральных органов………........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….27
Список используемой литературы…………………………………..30

Файлы: 1 файл

курсовая мировая экономика.docx

— 62.85 Кб (Скачать)

8. Организация антимонопольного  контроля на финансовом рынке.

Необходимо разработать  процедуры определения продуктовых  и географических границ рынка, доминирующего  положения финансовых организаций, системы и порядка применения санкций к нарушителям. Повышение  качества и объемов предоставляемых  финансовых услуг как результат  эффективной антимонопольной политики будет важнейшим фактором привлечения  средств населения для финансирования инвестиционных проектов.

9. Организация систематического  наблюдения за основными товарными  рынками федерального и регионального  уровня.

 С этой целью необходимо  совершенствовать взаимодействие  с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную  статистику, отвечающую запросам  и соответствующую специфике  задач, поставленных перед антимонопольным  органом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Зарубежный опыт антимонопольной политики

2.1 Особенности антимонопольной политики в России.

Высокий уровень монополизации  и его резко отрицательное  влияние на экономику делает необходимым  проведение в нашей стране антимонопольной  политики. Более того, Россия нуждается  в демонополизации, т.е. радикальном  сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.На Западе демонополизация предприятий-гигантов возможна путем их разделения на части. Тамошние монополисты формировались путем объединения и поглощения независимых фирм. Последние, хотя бы теоретически, могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.

Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени  монополизации:

1)     прямое разделение  монопольных структур;

2)     иностранная  конкуренция;

3)     создание  новых предприятий.

Как уже сказано, возможности  первого пути в российской реальности сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи когда  производитель-монополист состоит  из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются. Тем не менее, на уровне надфирменных структур –  бывших министерств, главков, а также  областных властей – такая  работа отчасти уже сделана, а  отчасти может быть продолжена, принеся  пользу в деле понижения степени  монополизации. Дело в том, что еще одна специфическая российская разновидность монополизма состоит в диктате ведомств и госорганов, продолжающих и в наше время активно вмешиваться в деятельность предприятий. Формально-юридических прав на это они не имеют – предприятия находятся в частной собственности. Но реальные рычаги давления  органов власти есть. Например, не допустить в отрасль стороннего производителя с помощью частокола инструкций и распоряжений они вполне могут.

Второй путь – иностранная конкуренция – явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка Беда в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить  злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности. Очевидно, что использование столь сильнодействующего средства должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.

 

Третий путь – создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места.

Проблема в том, что  в сегодняшних условиях из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных  компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем  не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка  наиболее перспективных инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей  остроте финансовых проблем в  рамках центрального бюджета в последнее  время стали выделять так называемый бюджет развития, в который направляются средства на поддержку инвестиций. В долгосрочной перспективе все три пути снижения степени монополизации российской экономики, несомненно, будут использованы. Описанные огромные трудности продвижения по ним, однако, заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приобретает текущее регулирование деятельности монополий. Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других развитых рыночных экономиках. Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях». Центр тяжести государственной регулирующей деятельности в России в первые годы реформ был сосредоточен на регулировании монополистических цен. Государство устанавливает цены или их предельные уровни на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, транспортировку3 нефти, коммунальные услуги и другие продукты естественных монополий. Часть из этих цен определяется централизованно для всей страны, но в большинстве случаев решения принимаются региональными комиссиями для своих областей, краев или республик. Максимальный уровень цен в большинстве случаев тяготеет к покрытию издержек монополиста и обеспечению ему минимальной прибыли, т.е. реализуется описанная выше схема PREG = ATC = D. Поскольку при такой схеме монополисту выгодно занижать объем производства по сравнению с существующим спросом, установление максимальных цен сопровождается определением групп потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, что дает тем известную гарантию от сокращения поставок монополистом. Положение резко осложняется и запутывается в результате широкого распространения практики неплатежей. В этих условиях  монополисты добиваются установления цен с таки расчетом, чтобы все издержки можно было покрыть за счет реально поступающих средств. Государственные органы обычно считают этот уровень завышенным. Помимо цен на продукцию естественных монополий на начальных этапах реформы ограничивались и цены предприятий, занимающих доминирующее положение на отдельных товарных рынках, т.е. регулировались цены искусственных монополий. С этой целью для всех производителей, контролирующих более 35% рынка, устанавливались предельные нормы рентабельности. Российские законы требуют осуществления государственной политики недопущения формирования новых монополий. На Министерство по антимонопольной политике возложены задачи контроля за слияниями крупных предприятий, пересечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий и личной унии. Представляется, однако, что опасность всех этих новых форм монополизации еще недостаточно осознана обществом и работа в этих направлениях ведется недостаточно интенсивно. Во всяком случае, руководители российских предприятий не стесняются публично выступать с такими заявлениями, которые на Западе – даже если бы не были подкреплены практическими действиями – с гарантией привели бы их за тюремную решетку по обвинению в попытке создания картеля. Наконец, значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований,  далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей. В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования.

2.2 Антимонопольная политика в странах Европейского Союза.

Антимонопольная политика в европейских  странах в большей мере направлена на регулирование уже сложившихся  монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причем данное регулирование  не предполагает структурных изменений, т.е. не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на самостоятельные  предприятия. Одной из причин преобладания в европейских странах именно “регулирующего” подхода по отношению  к монополиям является то, что данные страны в отличие от США располагаются  на сравнительно малых территориях. В таких условиях для достижения минимально эффективного масштаба производства в рамках национальной экономики  бывает необходимо разрешать ведущим  фирмам укрупнять своё производство до такого уровня, когда они начинают определять собой целые отрасли.

К особенностям государственного регулирования  отраслевых структур экономик Западной Европы следует отнести следующие  общие характеристики:

1) запрет монополий в Европе  мало распространен;

2) в основном происходит регулирование  монополий и доминирующих фирм. Монополия рассматривается в  качестве другой формы конкуренции;  прогресс в монополии идет  через совершенствование методов  производства и дифференцирование  товара, что расширяет возможности  потребительского выбора и указывает  новые направления технологических  поисков;

3) при проведении отраслевой  политики активно используется  концепция «эффективной конкуренции» - конкуренции, которая способствует  структурной перестройке национальной  экономики.

В ФРГ к органам проведения отраслевой политики относятся Министерство экономики (осуществляет общее руководство), Федеральный  орган по картелям (разбирает конкретные дела), Антимонопольный комитет (комитет  экспертов, дающих советы по выработке  конкурентной политики, действует как  консультативный орган).

Здесь контролю подвергаются: 1. приобретения активов предприятия полностью; 2. приобретение долей 25, 50 и более  процентов акций фирмы; 3. любая  сделка, в результате которой фирма  приобретает прямой или косвенный  контроль над предприятием; 4. любая  сделка, включая приобретение менее 25 процентов акций предприятия, если это дает возможность фирме-покупателю влиять на конкурентное поведение другой фирмы.

Антимонопольный закон ФРГ включает рассмотрение дел о создании холдинга или кооператива из других предприятий (при условии координации поведения  фирмы-матери и фирмы-дочери). При  этом используются такие критерии оценки фирмы, как создание или усиление доминирующего положения. Доминирующее положение фирмы представляет собой  ситуацию на рынке, когда у фирмы  нет конкурентов или сильных  конкурентов; когда фирма располагает  большей властью на рынке по сравнению  со своими конкурентами. План анализа  фирмы с точки зрения ее доминирующего  положения включает следующие факторы: доля рынка; финансовые показатели (прибыль, выручка, затраты); доступ к каналам  распределения; связи с другими  предприятиями; барьеры входа на рынок; наличие товаров-субститутов; возможность обращения клиентов к другим поставщикам.

При этом фирмы могут рассматриваться  как находящиеся в состоянии  коллективного доминирования, если конкуренция между ними незначима  или если у них есть сильная  власть над третьей стороной на рынке.

Количественные показатели, при  которых фирма (или группа фирм) рассматривается  как доминирующая на рынке (или обладающая излишней рыночной властью), характеризуются  следующим образом: 1)1/3 рынка для  одной фирмы; 2)не менее 50 процентов  рынка для трех фирм; 3)не менее 2/3 рынка для пяти фирм.

Антимонопольное законодательство в  Германии предполагает четкие процедуры  недопущения ограничения конкуренции  и отличается высокой степенью ответственности  виновных за совершение противоправных действий.

С 2008 года по предложению Еврокомиссии началась подготовка новой редакции закона против ограничений конкуренции  в Германии.

Особенностью отличается и антимонопольная  политика регулирования отраслевых структур во Франции. Здесь в послевоенный период в соответствии с политикой  правительства предусматривалось  создание в каждой отрасли 1-2 крупных  предприятий (национальных лидеров), которые  должны были защищать средние и мелкие предприятия - своих поставщиков  и потребителей. Предусматривалось  также создание региональных правительственных  агентств для оказания помощи этим крупным предприятиям в случае банкротства.

В 80-е годы национальным лидерам  отводится роль экспертов в отдельных  секторах рынка, что позволяет им быть конкурентоспособными в этих нишах  рынка. 90-е годы характеризуются  как политика «ниш»: происходит оказание государственной помощи отдельным  отраслям - нишам экономики - для  обеспечения вертикального потока продукции. Политика правительства  направлена на стимулирование слияний, поощрение НИОКР, производство на экспорт. Правительство финансирует инвестиции, подготовку рабочей силы, государственные  закупки товаров частных фирм. Конкурентная (антимонопольная) политика не представляется значимой. Однако незаконными  считаются: коллективные ограничения  торговли; злоупотребления доминирующим положением; контроль уровня розничной  цены; дискриминация покупателей.

Работу по антимонопольному регулированию  во Франции возглавляет министр  по делам экономики при содействии Совета по делам конкуренции (16 человек, срок полномочий - 6 лет). Совет - правительственный  орган, который подотчетен министру и тесно сотрудничает с судебными  органами. При Совете действуют постоянные комиссии. К решению вопросов концентрации производства и сбыта продукции  привлекаются министры соответствующих  отраслей. В стране функционирует  также Национальный совет потребителей, осуществляющий защиту прав потребителей. Иски в общегражданский или Торговый суды могут предъявляться любым, имеющим законный интерес лицом, Прокуратурой, министром по делам  экономики, а также председателем  Совета по делам конкуренции. Таким  образом, антимонопольная политика во Франции проводится и специальными органами, и организациями, которые  прямо не занимаются этими вопросами, но по ряду проблем сотрудничают со специальными антимонопольными органами. Правительство должно запрашивать  мнение Совета по любым новым законопроектам, касающимся возможных ограничений  доступа к определенным профессиям или рынку, установления исключительных прав, подчинения цен или договорных отношений единым правилам. Совет  по вопросам конкуренции считается  независимым административным органом, на решения которого министр экономики  не может налагать “вето”. Он выполняет  консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а также может применять следующие  санкции: предписать предприятию или  лицу прекратить инкриминируемую деятельность в течение определенного срока; наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максимальная величина которого составляет 5% торгового оборота предприятия нарушителя; потребовать от нарушителя опубликовать приговор Совета в определенных журналах.

Если предприятие, ставшее жертвой  антиконкурентной политики, потребует  возмещение ущерба, то оно должно обратиться с этой просьбой в суд. В настоящее  время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров  по ценам. Их основная задача контроль за государственной дисциплиной  цен.

Важной частью контроля является проверка экономической концентрации на рынке. По инициативе министра экономики советом  по вопросам конкуренции может быть проверена любая концентрация предприятий  способная нанести вред.

В 2000 г. французское антимонопольное  законодательство претерпело изменения, был учрежден Совет по конкуренции, представляющий собой компетентный орган в области антимонопольного регулирования и наделен широкими полномочиями. Правительство в обязательном порядке учитывает мнение Совета по любым проектам нормативных актов, касающимся ограничения права заниматься какими-либо видами деятельности, а  также доступа на рынок; установления исключительных прав в любых областях; ценового регулирования и способным  привести к ограничению конкуренции.

В последние годы контроль за деятельностью  монополий введен на общеевропейском  уровне. Развития антимонопольного правового  регулирования в Европейском  союзе (ЕС) ведется, по крайней мере, на двух уровнях - национальном и наднациональном - на которых предпринимаются конкретные законодательные, конвенционные и  правоприменительные меры. В настоящее  время в ЕС входит 27 государств, которые  имеют свои национальные законодательства о конкуренции и независимый  наднациональный орган власти по применению права конкуренции - Европейскую  Комиссию. Регулирование конкуренции  в Европейском Союзе (ЕС) в настоящее  время происходит в рамках Единой согласованной политики в области  конкуренции. Ее главной целью является обеспечение в рамках ЕС свободной  конкуренции между фирмами за счет создания эффективного механизма  наднационального контроля за деловой  ограничительной практикой, гибкого  и последовательного надгосударственного  регулирования. Правила конкуренции  в рамках ЕС направлены на то, чтобы  политика, гарантирующая свободную  конкуренцию, стала неотъемлемым элементом  успешного функционирования единого  рынка. Комиссия может контролировать слияния в том случае, если мировой  оборот транснациональной компании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. экю.

 

2.3 Антимонопольная политика в Республике Беларусь

Построение в Республике Беларусь социально-ориентированной рыночной экономики предусматривает осуществления комплекса мер, в ряду которых важнейшее место принадлежит созданию конкурентной среды. Это, в свою очередь, требует дальнейшего совершенствования действующей и формирования новой правовой базы антимонопольного регулирования. Нынешняя система хозяйствования унаследовала экономику с высокой степенью монополизации. Отсутствие рынка и конкуренции, политика гигантомании, бюрократические перекосы в управлении экономикой, развитие ведомственности привели к формированию уникальной многоуровневой сверхмонополизированной системы. Многоуровневый характер монополизации экономики проявляется в следующем: 1. в монополизме собственности (всеобщее огосударствление); 2. монополизм управления, т.е. наличие вертикальных административных систем; 3. монополизация информации как источника власти; 4. монополизация региональных рынков вследствие возведения региональных барьеров.Анализ экономической ситуации позволяет выделить следующие основные причины сохранения монополизма:

Информация о работе Антимонопольная политика