Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:01, курсовая работа
Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений;
• Российские монополии в большинстве своем естественные и формировались по координально иному пути, нежели зарубежные;
• Прямое дробление монополий на мелкие предприятия ввиду объективных причин не лучший способ борьбы с монополией, тем более естественной;
• Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. ..3
I. Основные понятия и определения
1.1Монополия: ,сущность и виды…………………………...4
1.2 Необходимость антимонопольного законодательства…..…….6
1.3 Цели антимонопольного законодательства…………………….7
II. Зарубежный опыт антимонопольной политики
2.1 Особенности антимонопольной политики в России…………..10
2.2 Антимонопольная политика в странах Европейского Союза..13
2.3 Антимонопольная политика в Республике Беларусь………….17
III. Антимонопольная политика в США
3.1 Федеральное регулирование в США…………………………...22
3.2 Антитрестовская политика Федеральных органов………........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….27
Список используемой литературы…………………………………..30
Ограничения вертикальных связей
Подобно вертикальным слияниям ограничения вертикальных связей в торгово-промышленном комплексе распространяются на дела «поставщик—потребитель». В данном случае пристального внимания заслуживали следующие вертикальные связи: соглашение о поддержке цены реализации продукта; эксклюзивные права торгующих организаций на реализацию на рынке определенного вида продуктов; соглашение о продаже продукта с принудительным (по выбору торговца) ассортиментом, территориальное деление рынков.
Подобно вертикальным слияниям в понятие
ограничения вертикальных связей включаются
любые соглашения меж поставщиком
и потребителем. От горизонтальных
ограничений (фиксирование цен, рассмотренное
в начале главы, которое содержало
в себе соглашение меж прямыми
конкурентами) они различаются очень
разительным образом. Многие из указанных
выше ограничений вертикальных связей
становились предметом судебных
разбирательств, основанных на существующем
антитрестовском
Соглашения о поддержке цены реализации продукта предугадывают некий контракт меж розничными торговцами и фирмами о запрещении понижения цены продукта ниже определенного уровня, что рассматривается как незаконное ограничение торговля посредством затруднений чековой конкуренции. На практике преследование таковых действий в законодательном порядке очень не просто, что обосновывает широкий опыт последних лет. Подобная ситуация складывается и при анализе имеющихся территориальных делении рынка сбыта посреди розничных торговцев.
Далее Закон Клейтона признает незаконными соглашение о продаже товаров с принудительным ассортиментом, если результатом этих мер является существенное сокращение конкуренции. Так к примеру, Верховный трибунал США признал незаконным требования компании «IВМ», выставленные покупателям персональных компьютеров данной компании, об обязательном приобретении дополнительного периферийного оборудования («в нагрузку»).
При заключении эксклюзивных соглашений по реализации на рынке определенного вида продуктов производитель продуктов заручается поддержкой представителей торговой сети о продаже через эту сеть только продукции данной конкретной компании. В ряде отраслей индустрии схожая практика очень прочно укоренилась.
Хотя большая часть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе данной работы нам удалось определить то, что:
Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, велики барьеры вступления в отрасль;
Сущность монополии
1. Монополия возникает из господства в производстве;
2. Господствуя в производстве,
монополия господствует на
3. Благодаря монопольным
ценам монополия получает
· Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба;
· Существует много классификаций монополии, но мы акцентировали внимание на делении на естественные и искусственные монополии;
· Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений;
· Российские монополии в большинстве своем естественные и формировались по координально иному пути, нежели зарубежные;
· Прямое дробление монополий на мелкие предприятия ввиду объективных причин не лучший способ борьбы с монополией, тем более естественной;
· Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства;
· В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся;
· Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами;
· При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма;
· Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах: создании картеля, системе участий, личной унии;
· В практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют два подхода, имеющие свои достоинства и недостатки: поведенческий критерий применения санкций, структурный критерий применения санкций;
·Практика антимонопольного регулирования искусственных монополий в развитых странах обычно сочетает оба подхода.
·Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.
·Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации в России: прямое разделение монопольных структур; иностранная конкуренция; создание новых предприятий.
·Главным органом, осуществляющим
антимонопольную политику в России,
является Министерство по антимонопольной
политике и поддержке
·Основными законами, регулирующими
монополии, являются закон «О конкуренции
и ограничении
В данной курсовой работе мы рассмотрели основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Список используемой литературы:
2. Курс микроэкономики. Учебник. Под редакцией Р. М. Нуреева. 2000 г.
3. Микро и макроэкономика.
Энциклопедический словарь.
4. Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебник. Под редакцией А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова, 2009 г., стр.21-80
5. Никитин С., Глазова Е.
“Государство и проблема
6. Экономика: справочник. М. Финансы и статистика. 2006 г., стр.64-69
7. Государственная антимонопольная политика: практический опыт Законодательства» (рекомендации парламентских слушаний, проведенных Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству). Российский экономический журнал №3 – 2009г., стр.15-46
8. Сумцова Н.В., Орлова Л.Г., Прапович В.В., и др.: «Экономическая теория». Учебник для вузов. / Под ред. Сумцовой Н.В., Орловой Л.Г. – М.: Юнити-Дана, 2008г., стр.54-79
9. Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное: «издание, Киров АСА», 2009г, стр.43-56