Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:42, курсовая работа
Цель. Провести исследование по вопросам возникновения, становления и развития антимонопольной политики в России.
Задачи.
1. Изучить экономическую литературу по вопросу антимонопольной политики государства.
2. Исследовать влияние антимонопольной политики в экономике России.
Введение……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы антимонопольной политики государства………………………………………………………………………...4
1.1. Монополия: понятие, сущность, виды ………………………………………4
1.2. Предпосылки формирования и развития современных российских монополий…………………………………………………………………………..6
1.3. Особенности антимонопольной политики и антимонопольного законодательства США и стран Западной Европы…………………………….8
ГЛАВА 2. Антимонопольная политика в РФ. ………………………..11
2.1. Система антимонопольных органов и порядок их формирования ……11
2.2. Становление антимонопольной политики в России……………………..15
2.3. Методы антимонопольной политики в России……………………………18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………27
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические
основы антимонопольной политики государства…………………………………………………
1.1. Монополия: понятие, сущность, виды ………………………………………4
1.2. Предпосылки формирования
и развития современных российских монополий………………………………………………………
1.3. Особенности антимонопольной политики и антимонопольного законодательства США и стран Западной Европы…………………………….8
ГЛАВА 2. Антимонопольная политика в РФ. ………………………..11
2.1. Система антимонопольных органов и порядок их формирования ……11
2.2. Становление антимонопольной политики в России……………………..15
2.3. Методы антимонопольной политики в России……………………………18
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………27
Введение
Антимонопольная политика очень важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
В своей работе я постаралась наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики.
Проблема антимонопольного
регулирования и разработка методов
государственной поддержки
В существующей литературе
по проблеме представлены различные
взгляды специалистов на антимонопольное
регулирование и поддержку
Цель. Провести исследование
по вопросам возникновения,
Задачи.
1. Изучить экономическую
литературу по вопросу
2. Исследовать влияние
антимонопольной политики в
Глава 1. Теоретические основы антимонопольной политики государства.
Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.
Рынок, на котором господствует
монополия, представляет собой полную
противоположность
Различают три вида монополии.
Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.
Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополий, основанные на владении уникальными природными ресурсами.
Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.
Подобное разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.1
Чистая монополия - это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях.
Чистые монополии в
настоящее время - редкое явление. Чаще
встречаются рынки, на которых конкурируют
друг с другом несколько фирм. Чистые
монополии, как правило, могут существовать
только при покровительстве
Чистая монополия
а) одна фирма и много покупателей, т. е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству мелких покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двусторонней монополией;
б) отсутствие товаров-заменителей (нет совершенных заменителей продукта монополиста);
в) отсутствие свободы входа
на рынок (в отрасль), т. е. существуют
практически непреодолимые
-экономия от масштаба
(один из наиболее
-правовые ограничения: патенты, тарифы и квоты в международной торговле;
-высокие издержки входа
- экономические препятствия. В
некоторых отраслях (например в
авиационной промышленности) начало
производства может стоить
-реклама и дифференциация
продуктов. Рекламная
-контроль монополистом
источников поступления
-высокие транспортные
расходы, способствующие
г) фирма-монополист устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, как рыночную реальность;
д) совершенная информированность.
Главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.
Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной структуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному двум заводам.4
Причин для такой концентрации выпуска продукции было несколько. Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов. Сырье для них нередко привозилось за тысячи километров, а готовая продукция развозилась по всему Союзу.
Другая причина была связана
с удобством централизованного
управления крупными предприятиями. Когда
все важнейшие решения по развитию
экономики страны принимаются общенациональными
плановыми органами, управляемость
хозяйства тем выше, чем меньше
производственных единиц. В самом
деле, проконтролировать выпуск определенного
вида продукции на одном заводе гиганте
много проще, чем решить ту же задачу,
когда названное изделие
В итоге народное хозяйство
страны в буквальном смысле напоминало
единый организм. Подобно тому, как
в человеческом организме существуют
специализированные органы обеспечения
жизнедеятельности всего
Причем дублирование было
минимальным или вовсе
Таким образом, если в странах
рыночной экономики монополизация
обычно проходила путем
Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.
Однако гораздо большее
значение имело изменение условий
хозяйствования. Благодаря им резко
усилились последствия
Анализ антимонопольного законодательства зарубежных стран позволяет выделить следующие антиконкурентные действия: горизонтальные ограничения конкуренции, вертикальные ограничения конкуренции, злоупотребление доминирующим положением на рынке и др.6
Горизонтальные ограничения
конкуренции определяются как договоры
между сторонами, ведущими дела на одном
и том же уровне производства или
распределения товаров (услуг). Они
могут варьироваться от простых
двухсторонних сделок до многосторонних
соглашений. К типичным горизонтальным
ограничениям можно отнести картельные
договоры, которые, в частности, регламентируют
цены, разделяют рынки сбыта, ставят
своеобразные условия торговли, включая
дисциплинарные санкции за нарушение
договора его участниками. Горизонтальные
ограничения конкуренции
При вертикальном ограничении
конкуренции, как правило, ограничительные
условия принимаются в
Монополизация рынка в зарубежных странах проходит в основном двумя путями: приобретением предприятий конкурентов (горизонтальная интеграция) или налаживанием своей собственной системы снабжения и быта товаров (вертикальная интеграция).
Антиконкурентным можно также считать приобретение конкурирующих компаний: никакая корпорация, занимающаяся торговлей, не имеет права приобретать, прямо или косвенно, весь или часть акционерного капитала (или имущества другой корпорации).8