Антимонопольная политика в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель. Провести исследование по вопросам возникновения, становления и развития антимонопольной политики в России.
Задачи.
1. Изучить экономическую литературу по вопросу антимонопольной политики государства.
2. Исследовать влияние антимонопольной политики в экономике России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы антимонопольной политики государства………………………………………………………………………...4
1.1. Монополия: понятие, сущность, виды ………………………………………4
1.2. Предпосылки формирования и развития современных российских монополий…………………………………………………………………………..6
1.3. Особенности антимонопольной политики и антимонопольного законодательства США и стран Западной Европы…………………………….8
ГЛАВА 2. Антимонопольная политика в РФ. ………………………..11
2.1. Система антимонопольных органов и порядок их формирования ……11
2.2. Становление антимонопольной политики в России……………………..15
2.3. Методы антимонопольной политики в России……………………………18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………27

Файлы: 1 файл

курсовая эк теория.docx

— 60.17 Кб (Скачать)

Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания  венчурных технологических и  экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного  риска малые предприятия охотно берутся за новации, которые они  затем могут передать на тиражирование  промышленным гигантам.

Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий  в общем числе хозяйствующих  субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и выше конкуренция. Однако сегодня темпы  роста числа этих предприятий  замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.

Для развития малого бизнеса  необходимы доступные кредиты и  льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также  вовлечение малых предприятий в  новые сферы деятельности, международные  программы сотрудничества. Пока же все это остается благим пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия  чиновников, настроенных против рыночных реформ.16

Специалисты по антимонопольной  политики предлагают следующие меры для демонополизации экономики  и развития конкуренции :

А) наладить антимонопольный  контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе  при размещении заказов на поставки продукции для государственных  и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах  и торгах достигли 122 млрд. рублей);

Б) ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров  и капитала по всей России;

В) совершенствовать правовое регулирование использования государственных  средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

Г) согласовать антимонопольное  законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным  принципам и правилам.

      

        2.3. Методы антимонопольной политики  в России

Самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.17

Запреты на монополистическую  деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление  предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления  являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно часто встречаются  такие нарушения, как навязывание  контрагенту невыгодных условий  договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что  свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Так же закон запрещает  устанавливать монопольно высокие  или монопольно низкие цены, изымать  товар из обращения с тем, чтобы  создавать или поддерживать дефицит  или повышать цену, навязывать контрагенту  условия договора, невыгодные для  него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента  в неравное положение по сравнению  с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента  отказываться от заключения договоров  с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность  произвести или поставить нужный товар.

 Для того, чтобы важность  этого запрета стала полностью  понятной, я сочла необходимым  уточнить, что такое монопольно  высокая и монопольно низкая  цены.

Монопольно высокая цена – это цена, устанавливаемая доминирующим на рынке данного товара хозяйствующим  субъектом (производителем), чтобы компенсировать необоснованные затраты, вызванные  недостаточно полным использованием производственных мощностей, и (или) получить дополнительную прибыль за счет снижения качества товара.18

Монопольно низкая цена –  это цена приобретаемого товара, установленная  доминирующим на рынке данного товара покупателем с целью получить дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет продавца свои необоснованные затраты. То есть цена, сознательно  установленная доминирующим на рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов с рынка.

Этот запрет на установление монопольных цен, по моему мнению, действует довольно стабильно, хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения  прибыли и концепцию сравнения  рынка. Применение первой концепции  осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать  с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при  общем спаде производства в России это нереально. Так же нереально  выяснить действительную себестоимость, прибыль и рентабельность предприятия  в условиях господства бартера и  неучтённой наличности. Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения  рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять  производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или  монопольно низкие цены.

Так же российское антимонопольное  законодательство стремиться к запрету  заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся: соглашения, препятствующие входу других предприятий на рынок; отказы от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями; соглашения по разделу  рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой продукции; ценовые соглашения.

Согласно закону "О  конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного  порога по объему операций, оно обязано  получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный  контроль) или уведомить его о  них (последующий контроль).

Предварительно контролируются: создание, слияние и присоединение  коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ; ликвидация и  разделение (выделение) государственных  и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению  предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением  случаев, когда предприятие ликвидируется  по решению суда).

  Кроме этого, предварительное  согласие требуется, когда:

  А) лицо (группа лиц)  приобретает акции (доли) с правом  голоса в уставном капитале  хозяйственного общества, если оно  (она) получает право распоряжаться  более чем 20% таких акций. Это  требование не распространяется  на учредителей хозяйственного  общества при его образовании;

Б) одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или  пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего  предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов  предприятия, отчуждающего имущество;

В) лицо (группа лиц) приобретает  права, позволяющие определять условия  ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его  исполнительного органа.

В этих трех случаях предварительное  согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих  в сделках, превышает 100 тыс. МРОТ, или  одним из них является предприятие, внесенное в реестр хозяйствующих  субъектов, доля которых на рынке  определенного товара превышает 35%, или приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность этого  предприятия.

Российское антимонопольное  законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых  возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные последствия для конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

Но, в тоже время, нередко  создание, слияние, присоединение или  ликвидация коммерческих организаций  и приобретение акций нередко  проходят с нарушением антимонопольного законодательства.

В целом, можно сказать, что  контрольная деятельность антимонопольного ведомства пока недостаточно эффективна. Оно не привлекает отраслевые министерства к проведению конкурентной политики в отраслях, не имеет следственных полномочий (в отличие, например, от японской Комиссии по добросовестной торговле), ему трудно получать требуемые  сведения. Соглашение между ГАК и  Госналогслужбой об обмене информацией  и содействии друг другу практически  не выполняется. Суды не применяют статью Уголовного кодекса, в соответствии с которой виновный в установлении монопольных ограничений конкуренции  может быть лишен свободы на срок от 2 до 7 лет. Статья не работает еще  и потому, что предприниматели  не готовы подавать жалобы и взаимодействовать  с правоохранительными органами, а антимонопольное ведомство  не проявляет активности в подаче исков о таких нарушениях.

Важным для антимонопольной  политики является также запрет на недобросовестную конкуренцию. Под  ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые  противоречат законодательству, обычаям  делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые  причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб  их деловой репутации. Речь идет о  распространении ложных, неточных или  искаженных сведений, способных причинить  убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

В антимонопольной политике используются ещё и запреты на антиконкурентные действия органов  власти и управления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных  органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать  нормативные акты и совершать  действия, которые ограничивают самостоятельность  предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для  одних в ущерб другим и тем  самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Однако власти субъектов  Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют  льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых  договоров, произвольно устанавливают  размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и  так далее.

Подобные действия органов  власти имеют экономическую подоплеку, желание угодить "своим" предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем  законодательство многое запрещает  должностным лицам государственной  власти и управления, как-то: заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия; самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих  им акций (вкладов, паев, долей) на общих  собраниях акционеров; совмещать  функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.19

Кроме того, не разрешается  создавать министерства, госкомитеты  и т. п. для монополизации производства или реализации товаров, а также  наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому  решения исполнительной власти и  местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с  антимонопольным ведомством.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

Рассмотрев выбранную тему, важно  отметить, что основной отрицательной  стороной монополизации экономики  является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности  воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит  в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить  возможности конкуренции и перевести  ее в неценовую.

В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто  экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что  у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И  только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями  складывающиеся монополии свободным  и соморганизующимся рынком. 

Государство выполняет в экономической  жизни цивилизованных стран несколько  важнейших функций. Первая из них - защита экономических свобод и правил хозяйственной  жизни, что делает коммерческие операции более предсказуемыми и снижает  их риск. Для защиты экономических  свобод и принятых обществом форм хозяйственной деятельности государство  создает антимонопольные законы, судебную систему и организует исполнение таких законов.

Информация о работе Антимонопольная политика в РФ