Оглавление:
Введение
I. Теоретические
аспекты монополии
1.1 Монополия:
сущность и виды
1.2 Необходимость и цели антимонопольного
законодательства
II. Антимонопольная
политика. Зарубежный опыт и российская
практика. (российская
с маленкой буквы…а у вас было с большой)
2.1 Антимонопольная политика
в США
2.2 Европейская антимонопольная
политика
2.3 Особенности антимонопольной
политики в России
Заключение
Список используемой литературы
Правильно
оформите таблицы, где наименование?
где примечание????? Вот пример
Таблица 4 - Внутренние затраты на исследования
и разработки
Примечание: Источник данных таблицы
[12]
Оформление неправильное
нужно по стандартам
Times New Roman 14 межстрочный
интервал 1,5
Размеры полей: левое
30мм правое 10 верхнее и нежнее 20мм
у вас все наоборот
Введение.
Проблема
монополизации экономики вызывает
интерес экономистов на протяжении почти
всего двадцатого века. Эта тема будет
актуальной до тех пор, пока существуют
мировые экономические гиганты, прочно
занимающие монополистическое место в
производстве.
Антимонопольная
политика, безусловно, очень важна
для экономики государства.
Хорошо продуманные меры по регулированию
монополий способствуют развитию конкуренции,
стабилизации рынка и совершенствованию
экономики в целом.
Цель
данной работы состоит в том, чтобы
выявить главные проблемы формирования
и проведения антимонопольной политики
в Российской Федерации и в зарубежных
странах.
Эта
цель может быть достигнута при изучении
следующих вопросов:
- основные причины возникновение
монополий;
- роли государства в регулировании рыночной экономики
- развитие антитрестовского законодательства в США;
- развитие антимонопольного законодательства в зарубежных странах;
- особенности антимонопольного законодательства в России.
Объектом
исследования являются монополии
в России и в зарубежных странах. Предмет
исследования — механизмы государственного
регулирования монополий.
I. Теоретические
аспекты монополии.
1.Монополия:
Сущность и виды.
Дать чёткое
определение монополии, очень
трудно. Это многоплановое явление, поэтому
при ее определении целесообразно применять
комплексный подход. И, как правило,
в экономической теории используется
троякое определение монополии, а именно
монополия определяется:
- С точки зрения рыночной структуры, когда существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющий близкого заменителя. То есть монополия – это такое явление, при котором в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают. Российский пример - АО "ТРОЛЗА" (бывш. ЗиУ) - 98% производства троллейбусов в России, и порядка четверти в мире при предельном объеме производства 2500 машин в год.
- С точки зрения рыночного поведения. При монополии субъект оперирует такими инструментами, как цена, реклама, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.
- С точки зрения рыночных итогов. При монополии итоги связаны со следующими факторами: монопольно высокими ценами, ограниченной готовностью монополии к инновациям.
Теперь можно дать наиболее полное определение
монополии.
Монополии –
крупные хозяйственные объединения
(картели, синдикаты, тресты, концерны
и так далее), находящиеся в
частной собственности (индивидуальной,
групповой или акционерной) и
осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой
на основе высокой степени концентрации
производства и капитала с целью установления
монопольных цен и извлечения монопольных
прибылей.[1]
Вид монополий
зависит от рыночной структуры и
формы конкуренции. Существуют разные виды монополий,
которые можно классифицировать на три
основных: естественная, административная
и экономическая.
- Естественная монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции, при которой имеются рынки, где конкуренция нежелательна или даже невозможна. Главным фактором выступает возрастающая отдача от масштаба. Минимизация общественных издержек достигается за счёт того, что валовые издержки оказываются меньше, если вся продукция производиться одной фирмой [2]. Во многих странах к отраслям естественных монополий относят большинство видов деятельности, продукция которых является “предметом общественного пользования”: коммуникации, линии электропередачи, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализацию.
- Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. Это монополия, защищенная нормативно-правовыми актами, т.е. ее появлению способствовали не рыночные, а административные барьеры. Такие монополии, как правило, существуют, когда государство закрепляет за собой монопольное право производить и/или продавать какую либо продукцию (военная техника, электроэнергия, алкогольная и табачная продукция и т.д.). Кроме этого к таким монополиям относят фирмы обладающие патентом на производство какой-либо продукции, так как их монопольное положение защищает законодательство об авторских правах. Пример: фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в - области технологий. Экономика бывшего Советского Союза была наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств.
- Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке. [3]
Монополия характеризуется
следующими основными чертами:
- Одна фирма и много покупателей, т.е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству мелких покупателей.
- отсутствие товаров заменителей (нет совершенных заменителей продукта монополиста).
- Отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), т.е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе. Входные барьеры могут быть следующими:
- Экономия от масштаба (один из наиболее распространённых видов барьеров входа) обычно действуют на естественные монополии, т. е. отрасли, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок (пример - добыча и распределение природного газа: необходимо освоение месторождений, строительство магистральных газопроводов, местных распределительных сетей и т.д.);
- Правовые ограничения: патенты, тарифы и квоты в международной торговле. Органы власти обычно предоставляют монополию на право оказывать транспортные услуги, услуги связи, а также основные коммунальные услуги такие, как общественная гигиена, электроэнергетика, водоснабжение и канализация, газоснабжение. Во Франции с 1904 года похоронный бизнес контролируется компанией "Дженерал Фьюнералс", монополией, пользующейся государственными субсидиями, которая продает гробы и предоставляет похоронные услуги. Во многих случаях, из которых наиболее важным является почта, органы власти сами руководят монополиями. Многие государства сами имеют монополию в продаже крепких напитков, а также являются единственными легальными представителями игорного бизнеса.
- Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.
- Высокие издержки входа – экономические препятствия.
- Реклама и дифференциация продуктов. Рекламная деятельность способствует формированию уверенности и уважения покупателей по отношению к известным торговым маркам. Дифференциация продуктов, или сама по себе, или в сочетании с расширенной рекламой, способна усиливать рыночную власть существующих производителей и создавать барьеры.
- Контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов. Так, "Алюминиум компани оф Америка" является владельцем всех основных источников бокситов в западном мире. Большинство алмазных рудников контролируется южноафриканской компанией "Де Бирс".
- Высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, в результате чего единая в технологическом смысле отрасль может представлять множество локальных монополистов.[4]
- совершенная информированность.
Монополии монополизируют
все сферы общественного воспроизводства:
непосредственно производство, обмен,
распределение и потребление. На
основе монополизации сферы обращения
возникли простейшие формы монополистических
объединений — картели и синдикаты.
Картель — объединение предпринимателей,
создаваемое в форме акционерного общества
или общества с ограниченной ответственностью.
Участники картеля сохраняют коммерческую
и производственную самостоятельность
и договариваются о регулировании объемов
производства, условиях сбыта продукции,
разделе рынков сбыта, источников сырья,
ценах и др.[5]
Синдикат — объединение предпринимателей
или производителей товаров с целью их
сбыта, осуществления единой ценовой политики
и других видов коммерческой деятельности
при сохранении юридической и производственной
самостоятельности входящих в него предприятий.
[5]
Более сложные
формы монополистических объединений
возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется
на сферу непосредственного производства.
На этой основе появляется такая более
высокая форма монополистических объединений
как трест.
Трест — это объединение ряда предприятий
одной или нескольких отраслей промышленности,
участники которого теряют собственность
на средства производства и произведенный
продукт (производственную и коммерческую
самостоятельность). То есть объединяются
производство, сбыт, финансы, управление,
а на сумму вложенного капитала собственники
отдельных предприятий получают акции
треста, которые дают им право принимать
участие в управлении и присваивать соответствующую
часть прибыли треста.[6]
Все эти виды
монополий можно рассматривать как
с положительной, так и с отрицательной
стороны. С одной стороны существуют аргументы
в пользу монополий. Продукция монополистических
компаний отличается высоким качеством,
что и позволило им завоевать
господствующее положение на рынке (кроме,
однако, "естественных монополий",
не всегда по праву получающих доступ
к той или иной деятельности на рынке).
Не следует
также забывать и того, что крупные монополистические объединения
в случае экономического кризиса держатся
дольше всех и раньше всех начинают
выходить из кризиса, тем самым, сдерживая
спад производства и безработицу.
Также крупное
производство позволяет лучше использовать
эффект масштаба и широко развёртывать научно-исследовательские
и опытно-конструкторские разработки
(НИОКР) Всё это при прочих равных снижает
себестоимость и повышает качество продукции.
Но всё же не следует преувеличивать роль
монополий. Ведь с другой стороны монополии
могут ограничить выпуск продукции и установить
более высокие цены в силу своего монопольного
положения на рынке, что вызывает
нерациональное распределение ресурсов
и обусловливает усиление неравенства
доходов.
Поэтому большинство
современных экономистов сходятся в том, что распространение
монополий снижает экономическую эффективность,
а следовательно, невыгодно обществу.
Поэтому во всех странах с рыночной экономикой
действуют антимонопольные законодательства,
контролирующие и ограничивающие монопольную
власть.
2.Необходимость
и цели антимонопольного законодательства
Под антимонопольной
политикой в современной научной
литературе понимается комплекс мер, направленных
на демонополизацию экономики, контроль
и наблюдение за процессами концентрации
на рынках, пресечение монополистических
действий и недобросовестной конкуренции,
устранение административных барьеров
и обеспечение условий для развития конкуренции
на рынке.
Целью антимонопольной
политики является предупреждение и
сокращение монопольных цен, дефицитности производства,
перераспределение монополистического
богатства и диффузия децентрализации
совокупной концентрации экономических
ресурсов в обществе. Обычная цель антимонопольной
политики – не столько борьба с монополистами
как таковыми, сколько ограничение монополистических
злоупотреблений [7].
К основным мерам
антимонопольной политики относится:
- Снижение барьеров входа на товарные рынки,
а также обеспечение более эффективного
контроля над поведением хозяйствующих
субъектов, занимающих доминирующее положение,
посредством мониторинга процесса ценообразования
и изъятия доходов, полученных в результате
нарушения антимонопольного законодательства.
В целях ограничения возможностей злоупотребления
доминирующим положением, а также антиконкурентных
сговоров целесообразно развитие организованных
рынков в форме бирж. Биржевой механизм
должен обеспечивать формирование такой
цены, которая давала бы возможность блокировать
ценообразование во внебиржевой торговле,
позволяющее извлекать монопольную прибыль.
- Создание эффективных
правовых механизмов, которые обеспечивают
соблюдение запрета на занятие предпринимательской
деятельностью представителями органов
власти, в том числе через использование
государственных и муниципальных унитарных
предприятий как инструментов совмещения
органами власти хозяйственных и властных
полномочий.
- Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках. Особое внимание при этом предполагается уделять нарушениям прав интеллектуальной собственности.
- Создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий. В том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств.