Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить главные проблемы формирования и проведения антимонопольной политики в Российской Федерации и в зарубежных странах.
Эта цель может быть достигнута при изучении следующих вопросов:

Оглавление

Введение
I. Теоретические аспекты монополии
1.1 Монополия: сущность и виды
1.2 Необходимость и цели антимонопольного законодательства
II. Антимонопольная политика. Зарубежный опыт и российская практика. (российская с маленкой буквы…а у вас было с большой)
2.1 Антимонопольная политика в США
2.2 Европейская антимонопольная политика
2.3 Особенности антимонопольной политики в России
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Черновик1.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

В Великобритании органами контроля при проведении антимонопольной политики являются Министерство торговли и промышленности; Комитет по слияниям и монополиям (консультативный орган); Комитет по свободной торговле (наблюдает за проведением конкурентной политики, проводит предварительное расследование). Критерием доминирования на рынке служит доля фирмы в 25 процентов рынка.

Основная  задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в проведении расследования  и составления докладов по поводу наличия (или возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния предприятий. В случае если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет широкие полномочия по применению различных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом.

При рассмотрении антиконкурентных дел принимаются во внимание следующие практические соображения:

    • влияние данного мероприятия на платежный баланс страны;
    • влияние государственной отраслевой политики на занятость.

Экономика Великобритании характеризуется высоким уровнем  монополизации. Несмотря на то, что в стране зарегистрировано более чем 3,7 млн. фирм, 39% всего занятого населения трудится всего лишь в 3500 компаниях. 143 британские монополии входят в число 500 крупнейших компаний Европы.

В Великобритании начало формирования конкурентной политики с определенной долей условности можно датировать принятием в 1919 году Закон о спекуляции, направленного на ограничение роста цен. Далее в 1948 году был принят Закон о монополистической и ограничительной практике  в связи с необходимостью обеспечения полной занятости посредством развития конкуренции. Наконец, в Законе о конкуренции 1998 г предпринята попытка гармонизировать нормы конкурентного права Великобритании с антимонопольным законодательством ЕС [10].

В сравнении с Великобританией в Италии и Франции соответствующие законы были приняты гораздо позднее.

 

Антимонопольная политика в Италии

 

В Италии проведение отраслевой политики осуществляется Комиссией  по конкуренции на рынке, которая  рассматривает дела промышленных предприятий (за исключением средств массовой информации и банков), а также расследует дела о приобретениях, слияниях и создании общих филиалов. В качестве наказания предусмотрен штраф за совершение сделки без разрешения Комиссии - до 1 процента оборота в год ее совершения; штраф за сделку, которая была совершена вопреки запретительному решению Комиссии, - 1-10 процентов оборота.

Значительная часть национальных богатств Италии находится в руках монополий, большинство из которых входят в число крупнейших концернов капиталистического мира. Они господствуют в химической и электротехнической промышленности («Монтэдисон»), в автомобильной (ФИАТ), а также в резинотехнической («Пирелли»).

 

Антимонопольная политика во Франции

 

В 1986 г. Принято  новое французское антимонопольное  законодательство. Суть его можно понять в связи с государственным вмешательством в экономическую жизнь страны (так называемая политика “дирижизма”), в частности с государственным регулированием цен. Поворотным моментом в экономической политике Франции стал отказ от экономического вмешательства со стороны государства, хотя и со многими оговорками. Отныне борьба с инфляцией, установление и регулирование цен попало под действие рыночного механизма. Однако незаконными до сих пор считаются:

  • коллективные ограничения торговли;
  • злоупотребления доминирующим положением;
  • контроль уровня розничной цены;
  • дискриминация покупателей.

Во Франции  контроль над монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции. Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать “вето”. Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а в определенных случаях сам налагает соответствующие санкции. Важной составляющей частью контроля над монополистической практикой во Франции является проверка экономической концентрации на рынке. По инициативе министра экономики советом по вопросам конкуренции может быть проверен любой проект о концентрации или любая концентрация предприятий, способная нанести вред конкуренции, в частности создание или усиление доминирующего положения на рынке.

Примером  сравнительно новых монополий, сложившихся  после второй мировой войны, может  служить авиационная фирма «Дассо». Она стала самой крупной частной авиационной монополией Франции, специализирующейся главным   образом   на   производстве   военной   техники. В 70-х годах на первое место среди французских монополий вышли два сверхгиганта: Парижско-Нидерландский банк и компания Суэцкого канала. Вдвоем они контролировали примерно 20% активов национальных компаний и финансовых учреждений во всех отраслях экономики. Доминирующее положение в электронной и электротехнической промышленности заняла группа «Томпсон — Брандт», связанная с Парижско-Нидерландским банком и с американским капиталом.

Так как Россия является частью Европы,  её антимонопольное законодательство гораздо ближе к европейской, нежели американской модели.

 

2.3 Особенности антимонопольной политики в России.

 

В 1990 впервые был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган - Государственный Комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) - сегодня это Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных  правовых актов, контролю и надзору  за соблюдением законодательства в  сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы[12].

Первый  закон, касающийся антимонопольного регулирования  экономики, появился в России в 1991 году – закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года [13]. Он базировался главным образом на принципах конкурентной политики, изложенных в Римском договоре ЕС (в частности, ст. 85 и 87). Закон определил основные положения государственной антимонопольной политики, запрещаются любые соглашения, решения об объединении, а равно действия, которые препятствуют, ограничивают или нарушают свободу конкуренции внутри Общего рынка; запрещается также одному или нескольким предприятиям злоупотреблять своим доминирующим положением на Общем рынке или в существенной его части. Наиболее существенные изменения были внесены в 1995 г. В этом же году были приняты законы "О естественных монополиях", "О рекламе" и "Об акционерных обществах". Наконец, в 1999 г. принят Закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

Закон о конкуренции[14] содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Фирма признается доминирующей (и, следовательно, подвергается возможным санкциям), если она оказывает решающее воздействие на общие условия товарооборота на рынке или затрудняет доступ на рынок другим экономическим агентам. Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:

1) установление, поддержание монопольно  высокой или монопольно низкой  цены товара;

2) изъятие товара из обращения,  если результатом такого изъятия  явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий  договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически или технологически  не обоснованные сокращение или  прекращение производства товара, если на этот товар имеется  спрос или размещены заказы  на его поставки при наличии  возможности его рентабельного производства;

5) экономически или технологически  не обоснованные отказ либо  уклонение от заключения договора  с отдельными покупателями (заказчиками)  в случае наличия возможности  производства или поставок соответствующего  товара;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией  необоснованно высокой или необоснованно  низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу  на товарный рынок или выходу  из товарного рынка другим  хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными  правовыми актами порядка ценообразования.

В то же время, российское законодательство определяет количественные параметры возможного доминирования. Если рыночная доля фирмы менее 35%, фирма ни в коем случае не признается доминирующей; при рыночной доле от 35 до 65% антимонопольным органам следует доказать доминирование фирмы; при доле рынка свыше 65% предполагается, что фирма является доминирующей, противоположное должно быть доказано самой фирмой [15].

При этом следует подчеркнуть, что доля рынка имеет соответствующее  значение для государственных органов  только в том случае, если она является стабильной. Такой подход способствует устранению из-под действия антимонопольного законодательства инновационных фирм, чьи доли могут превышать установленный предел в течение относительно короткого периода внедрения на рынок нового продукта. То есть антимонопольное законодательство не препятствует развитию рынков и росту фирм.

Таким образом, мы видим, что антимонопольной политики России базируется в целом на тех же принципах, что и регулирование взаимодействия фирм в развитых странах, в основном, используя те же способы и методы защиты конкуренции и ограничения деятельности монополий.

В силу своего огромного значения для  экономики в целом постоянное внимание привлекают несколько главных монополий. Это ОАО «Газпром», ОАО «РЖД». В состав «Газпром» наряду с Единой системой газоснабжения России (т.е. естественно-монопольным элементом) входят геологоразведочные, добывающие, приборостроительные предприятия, проектно-технологические структуры, объекты социальной сферы (т.е. потенциально конкурентные элементы). В ведении РЖД находится как инфраструктура – железные дороги, вокзалы, информационная система, - так и немонопольные виды деятельности – подрядно-строительные и ремонтные организации, предприятия общепита. [16]

Суть  интенсивно обсуждаемых в нашей стране реформ такова: предлагается развить конкуренцию в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута. Так, конкуренция разных фирм за прием канализационных стоков из каждой квартиры многоэтажного дома – явная бессмыслица. Но конкуренция фирм, обеспечивающих профилактику и ремонт водопроводных и канализационных систем в квартире – вероятно единственный путь защиты потребителя от произвола современных ДЭЗ, РЭУ и т.п. Только при наличии конкуренции жильцам не придется неделями ждать вызванного мастера-сантехника.

Тщательной доработки требует идея разукрепления таких гигантов как тот же РЖД, так как это чревато не оживлением конкуренции со всеми положительными для экономики последствиями, а образованием многочисленных посредников, как это произошло в угольной отрасли после разукрупнения организационно-управленческих структур и выделения шахт в самостоятельные юридические лица.

Проводя реформирование российских монополистов, следует иметь в виду и их позиции  в международной конкурентной борьбе. Например, «Газпром» - крупнейшая международная корпорация. Его реструктуризация может подорвать позиции России на мировом газовом рынке.

В целом, очевидно, что реформы структур, включающих естественно-монопольную  сферу, должны осуществляться поэтапно, с большой осторожностью и анализом каждой стадии преобразований.

Заключение.

 

В итоге можно сделать следующие выводы характерные для западной и российской экономики:

* развитие ситуации на товарных  рынках и условия формирования  цен сильно зависят от того, насколько поставки товаров сконцентрированы в руках крупнейших фирм;

* для вытеснения с рынка существующих  конкурентов и предотвращения  появления на нем новых соперников, стремящиеся к монополии фирмы  стараются поглотить более слабых противников (более характерно для западных стран) и возвести труднопреодолимые барьеры для входа на рынок  потенциальных конкурентов (чаще встречается в экономике России).

Отечественный и зарубежный опыт общественного  развития продемонстрировали необходимость воздействия государства на экономические процессы для согласования интересов всех участников с целью поиска наиболее оптимальных путей прогресса общества. В части ограничения монополистической деятельности и обеспечения конкуренции это воздействие выражается в антимонопольной политике.

Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное  законодательство и антимонопольную  политику России как необходимые  атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

 

 

Литература.

 

[1] Краткий экономический словарь [Электронный ресурс]: для студентов, аспирантов и преподавателей экон. специальностей/ Электрон. текстовые дан. — М., [2005-2009]. — Режим доступа: http://ekslovar.ru/ свободный

[2] Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика // Вопросы экономики. - 2006. - № 1. - С.102-121.

Информация о работе Антимонопольная политика