Методы антимонопольной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации рынка.
Целью исследования данной курсовой работы ставится анализ экономических и социальных последствий монопольной деятельности, сравнения антимонопольных законодательств развитых государств, выявление и определение особенностей антимонопольной политики в современной России.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………….2-3.
2. Монополия……………………………………………………………….3.
3. Виды монополий………………………………………………………3-6.
3.1. Естественная.
3.2. Государственная.
3.3. Искусственная.
4. История возникновения и развития монополий в России………….6-8.
5. Антимонопольная политика……………………………………..……8-9.
6. Либеризация рынков………………………………………………….….9.
7. Государственное регулирование…………………………………….9-10.
8. Антимонопольное законодательство………………………………….10.
9. Особенности монополизма в РФ. Антимонопольная политика и регулирование в РФ……………………………………………………11-15.
10. Методы антимонопольной политики…………………………………15.
10.1. Ограничительные меры……………………………………....15-16.
10.2. Контроль за усилением экономической концентрации……16-18.
10.3. Запрет на недобросовестную конкуренцию………………….....18.
10.4. Запреты на действия органов власти и управления, которые могут
неблагоприятно повлиять на конкуренцию………………….……..18-19.
10.5. Реестр, как инструмент антимонопольного контроля……….….19-21.
11. Заключение………………………………………………………..….21-23.
12. Список литературы………………………………………………………23.

Файлы: 1 файл

курсовая экономика антимонополная пол.docx

— 61.64 Кб (Скачать)

 

 

Содержание:

1. Введение……………………………………………………………….2-3.

2. Монополия……………………………………………………………….3.

3. Виды монополий………………………………………………………3-6.

    3.1. Естественная.

    3.2. Государственная.

    3.3. Искусственная.

4. История возникновения и развития монополий в России………….6-8.

5. Антимонопольная политика……………………………………..……8-9.

6. Либеризация рынков………………………………………………….….9.

7. Государственное регулирование…………………………………….9-10.

8. Антимонопольное законодательство………………………………….10.

9. Особенности монополизма  в РФ. Антимонопольная политика  и регулирование в РФ……………………………………………………11-15.

10. Методы антимонопольной  политики…………………………………15.

      10.1. Ограничительные меры……………………………………....15-16.

      10.2. Контроль за усилением экономической концентрации……16-18.

      10.3. Запрет на недобросовестную конкуренцию………………….....18.

      10.4. Запреты на действия органов власти и управления, которые могут

      неблагоприятно  повлиять на конкуренцию………………….……..18-19.

10.5. Реестр, как инструмент  антимонопольного контроля……….….19-21.

11. Заключение………………………………………………………..….21-23.

12. Список литературы………………………………………………………23.

 

 

Введение.

Функционирование экономической  системы, динамика ее основных характеристик, возможности, а также ограничения  экономического роста определяются взаимодействием ряда институциональных  структур, важнейшими из которых выступает  крупный бизнес и государство. С  крупным бизнесом связывается наличие  инновационного потенциала, формирование конкурентных преимуществ страны (региона), что позволяет рассматривать его в качестве катализатора экономического роста. Вместе с тем он может нести в себе тенденцию к торможению в развитии малого и среднего бизнеса, организации крупного бизнеса могут блокировать институциональные изменения, лоббировать свои интересы. Именно государство должно выступить той силой, которая, с одной стороны, блокирует возможные негативные последствия функционирования крупного бизнеса, а с другой стороны, направляет их развитие в русло формирования конкурентных преимуществ страны (региона), их сохранение и реализацию.

Общемировые тенденции экономического развития таковы, что начавшиеся еще  в ХIХ веке процессы монополизации усиливаются в современном мире, пронизывая все уровни экономики и проникая во все сферы.

Нельзя игнорировать существенные социально-экономические издержки монополий, связанные с обладанием монопольной властью. Все это  определяет необходимость постоянного  контроля со стороны государства  за состоянием секторов и отраслей экономики, динамикой уровня концентрации и стратегиями ценообразования  крупных бизнес-структур.

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики  государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка  и совершенствованию экономики  в целом. Особенно наглядно проявляется  роль государства в так называемые переломные, переходные периоды. Поэтому  исключительную роль в формировании инструментария государственного вмешательства  и регулирования сыграл мировой  экономический кризис 1929-1933 гг. Он привёл к тому, что объём производства в главных странах упал вдвое, замерла международная торговля. Поэтому государства вынуждены  были взять на себя широкие экономические  функции в борьбе с кризисами. Оказалось, что рыночный механизм объективно должен быть дополнен мерами государственного регулирования. Одним из важных видов  государственного регулирования является регулирование монополий.

Нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях, социально ориентированной экономики без активной роли государства. За государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монопольными тенденциями.

Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы  и методы существенно различаются  по странам. Они отражают и историю, и традиции, масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства  связаны не только с созданием  условий для функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации  рынка.

Целью исследования данной курсовой работы ставится анализ экономических  и социальных последствий монопольной  деятельности, сравнения антимонопольных  законодательств развитых государств, выявление и определение особенностей антимонопольной политики в современной  России.

 

Монополия.

Монополия - это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

Монополия - это когда  в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы  и отрасли совпадают.

Давая же определение монополии  с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование  субъектом основных инструментов (таких, как цена реклама…).

Уделяя наибольший объём  внимания рыночным итогам, теория монополии  отмечает то, что при монополии  итоги связаны со следующими факторами:

-монопольно высокими  ценами

- ограниченной готовностью  монополии к инновациям.

Виды монополии.

Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа (преимущественно страны с капиталистическим строем).

Искусственная монополия. Под этим названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

1. Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;

2. Ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

3. Создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;

4. Применяют более крупный капитал;

5. «Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии  образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.

Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. 

Синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору. 

Трест - монополия, в которой создаётся совместная собственность данной группе предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. 

Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта, банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый контроль над всеми участниками.

Анализируя проблемы монополистической  конкуренции, следует иметь в  виду, сто существует несколько видов  конкуренции в условиях монополии: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.

Монопсония - тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определённого товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть рыночной конкуренции.

Олигопсония - тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определённого товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца.

Олигополия - тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. При олигополии могут иметь место три вида рынков:

1. Рыночная структура,  в которой действуют одноотраслевые торгово-промышленные фирмы;

2. Структура, в которой несколько крупных поставщиков, не связанных никакими соглашениями, конкурируют между собой;

3. Рынок, в котором господствует группа корпораций типа «производственной пирамиды», в которой существует производственная связь в виде подетальной специализации. Обычно термин «олигополия» используется при характеристике рынка, на котором функционируют крупные корпорации. Например, автомобильный рынок США с тремя корпорациями: General Motors, Ford и Chrysler.

Дуополия - тип рыночной структуры, при которой имеются только два производителя определённого товара и между ними отсутствуют какие-либо соглашения о ценах, рынках сбыта и квотах. Дуополия - наиболее простой случай олигополии. Например, на рынке микропроцессоров для персональных компьютеров на данный момент находятся два доминирующих производителя: Intel и AMD.

Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) - тип рыночной структуры, при котором возникает противоборство единого поставщика и единого (объединённого) потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, газоснабжения и водоснабжения.

Итак, в условиях монополистической  формы хозяйствования конкуренция  носит весьма сложный характер. 

Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. 

Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной. 

В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.

 

История возникновения  и развития монополий в России.

 

Монополии появились и  в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х  годах 19 века ( Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе ( металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 г.г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа ( Товарищество «Бр.Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз», военнопромышленные монополии).

Нелегальное положение создавало  неудобства ( ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты - «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. - по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства ( металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.

Информация о работе Методы антимонопольной политики