Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:28, курсовая работа
Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации рынка.
Целью исследования данной курсовой работы ставится анализ экономических и социальных последствий монопольной деятельности, сравнения антимонопольных законодательств развитых государств, выявление и определение особенностей антимонопольной политики в современной России.
1. Введение……………………………………………………………….2-3.
2. Монополия……………………………………………………………….3.
3. Виды монополий………………………………………………………3-6.
3.1. Естественная.
3.2. Государственная.
3.3. Искусственная.
4. История возникновения и развития монополий в России………….6-8.
5. Антимонопольная политика……………………………………..……8-9.
6. Либеризация рынков………………………………………………….….9.
7. Государственное регулирование…………………………………….9-10.
8. Антимонопольное законодательство………………………………….10.
9. Особенности монополизма в РФ. Антимонопольная политика и регулирование в РФ……………………………………………………11-15.
10. Методы антимонопольной политики…………………………………15.
10.1. Ограничительные меры……………………………………....15-16.
10.2. Контроль за усилением экономической концентрации……16-18.
10.3. Запрет на недобросовестную конкуренцию………………….....18.
10.4. Запреты на действия органов власти и управления, которые могут
неблагоприятно повлиять на конкуренцию………………….……..18-19.
10.5. Реестр, как инструмент антимонопольного контроля……….….19-21.
11. Заключение………………………………………………………..….21-23.
12. Список литературы………………………………………………………23.
5. Реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния торгового рынка и доли предприятий на нём (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идёт о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтоб иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.
В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изометрические), «Калугапутьмаш» (машины рельсосварочные, краны укладочные), Новосибирский металлургический завод (листовая инструментальная холоднокатаная сталь) и др.
Количество включённых в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.
Но внесение предприятия
в реестр ещё не говорит о том,
что оно является монополистом и
к нему следует применить
Все товарные рынки можно, с оговорками, разделить на три типа:
1. С развитой конкуренцией - рынки основных видов продовольствия, зерна, растительного масла, а также рынки машиностроительного и строительного комплексов;
2. Олигополистические - рынки отдельных товаров длительного пользования (машины, компьютеры и т.д.)
3. Монополизированные рынки, в том числе естественных монополий.
Структура товарных рынков,
характер и уровень монополизации
экономики меняются в результате
приватизации, либерализации цен, открытия
внутреннего рынка для
В России к естественным монополиям относятся прежде всего РАО «ЕЭС России», «Газпром» и Министерство путей сообщения. Их судьба вызывает острые дискуссии. Антимонопольные меры в их отношении воспринимаются неоднозначно.
Хотя структурная реформа
в этой сфере направлена на повышение
экономической эффективности
Тем не менее, реформирование естественных монополий - одна из главных задач реструктуризации российской экономики.
Заключение.
Основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и соморганизующимся рынком.
Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия. Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты
по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.
На Западе демонополизация предприятий-гигантов возможна путем их разделения на части. Эти монополисты формировались путем объединения и поглощения независимых фирм. Последние, хотя бы теоретически (на практике это делается редко, да в этом и нет нужды, т.к. стопроцентные монополисты почти не встречаются), могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний.
Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или
технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.
Другой путь демонополизации — иностранная конкуренция — явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.
Но проблема в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того, чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности.
Очевидно, что использование столь сильнодействующего метода должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий. Еще один путь — создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, — предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия — это всегда рост производства и новые рабочие места. Проблема в том, что в сегодняшних условиях он трудноосуществим. Из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Особую проблему представляют собой естественные монополии. То и дело в российской прессе появляются сообщения о веерных отключениях электроэнергии, неплатежах, конфликтах между монополистами и потребителями. Пожалуй, нет другой такой страны, где естественные монополии играли бы столь же важную роль, как в России, потому что нет страны, сопоставимой с Россией по площади территорий и численности населения, проживающего в сложных климатических
условиях. Высокая эффективность естественных монополий делает невозможным их дробление. Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства. С начала 90-х годов прошлого века эти проблемы остро встали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике.
Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
На данном этапе проблема
монополизации и
перестает быть чисто экономической — она все больше становится политической и общественной. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться
жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Решающую роль в создании
на рынке благоприятной
Список литературы:
1. Экономическая теория / под редакцией д-р экон. наук, проф. В. Д. Камаева. - М.: Владос..
2. Экономическая теория / под редакцией д-р экон. наук, проф. А. И. Добрынина. - Спб.: Санкт - Петербургский государственный университет экономики и финансов.
3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М.: Юрайт.
4. Социально-экономические проблемы России. Справочник. / под редакцией Бойко Т. М. - Спб.: Норма.
5. Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров.
6. С.Фишер., Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М..
7. Дж.Вильсон, В.Цапелик. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики № 11.
8. В.Миронов, А.Зимогляд, А.Яковлев «Российский монополизм и приватизация»// Экономист № 6.
9. «Обуздаем ли монополии»// Российская газета 2000 года 9 июля.
10. В.Ершов «О пользе
неконкретности
11. Государственно-