Миссия и цели управления современной организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 05:36, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данной работы является организация, как одно из звеньев экономики и менеджмента.
Предметом данной работы является разработка миссия и цели управления современной организацией.
Главная цель данной работы - изучить миссию и цели организации, рассмотреть примеры миссий и целей компаний.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- дать определение миссии и определить ее роль в стратегическом управлении предприятием;
- изучить цели организации, их классификацию;
- рассмотреть свойства и требования, предъявляемые к целям организации, определить их свойства;
- рассмотреть разработку миссии компании, привести примеры миссий некоторых крупных компаний.

Оглавление

Введение 3
1 Понятия миссии и цели организации, их характеристики, формулирование и свойства 3
1.1 Роль миссии в стратегическом управлении 3
1.2 Цели формулирования миссии 3
1.3 Цели организации и их классификация 3
1.4 Свойства целей и требования, предъявляемые при разработке целей организации 3
1.5 Характеристики целей организации 3
2. Разработка миссии и целей организации как метод принятия решений в стратегическом управлении компанией 3
2.1 Разработка миссии и целей компании 3
2.2 Ошибка при формировании миссии 3
2.3 Примеры миссий некоторых крупных компаний 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 138.75 Кб (Скачать)

 

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Московская академия экономики  и права»

Институт экономики

 

 

Кафедра менеджмента и маркетинга

Специальность «Менеджмент организации»

Дисциплина «Основы менеджмента»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

на тему:

«Миссия и цели управления современной организацией»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

ФИО

студент очной формы обучения

гр.

 

 

Научный руководитель:

 

 

Москва 2011

Содержание:

Введение 3

1 Понятия миссии и цели организации, их характеристики, формулирование и свойства 3

1.1 Роль миссии в стратегическом управлении 3

1.2 Цели формулирования миссии 3

1.3 Цели организации и их классификация 3

1.4 Свойства целей и требования, предъявляемые при разработке целей организации 3

1.5 Характеристики целей организации 3

2. Разработка миссии и целей организации как метод принятия решений в стратегическом управлении компанией 3

2.1 Разработка миссии и целей компании 3

2.2 Ошибка при формировании миссии 3

2.3 Примеры миссий некоторых крупных компаний 3

Заключение 3

Список использованной литературы 3

Приложение 51

 

Введение

 

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы  должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и  вырабатывать долгосрочную стратегию  поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими  во внешнем окружении.

Миссия организации является важнейшей  составляющей развития любой компании. Она определяет основную цель фирмы. Компания, как правило, начинает свою деятельность с определения четкой миссии, устанавливаемой высшим руководством. Однако с течением времени, миссия постепенно затирается, так как компания разрабатывает  новые товары и завоевывает новые  рынки.

Во многих компаниях разрабатываются  официальные формулировки миссии. Формулировка миссии – это формулировка основной цели компании: чего она хочет достичь  в самом широком смысле. Четкая формулировка миссии действует как  «невидимая рука», которая направляет сотрудников компании, позволяя им работать независимо и в то же время  коллективно для достижения общих  целей компании.

Традиционно компании определяют род  своей деятельности с точки зрения производимых товаров («Мы делаем мебель») или используемой технологии («Мы  разрабатываем программное обеспечение»). Но формулировка миссии компании должна быть ориентированной на рынок.

Определение деятельности с точки  зрения рынка лучше, чем определения  с точки продукции или технологии. Товары или технологии рано или поздно все равно устаревают, а основные потребности рынка могут остаться прежними навсегда. Миссия, ориентированная  на рынок, определяет деятельность компании с учетом его направленности на удовлетворение основных потребностей покупателей. Именно поэтому компания Rolls-Royce утверждает, что занимается мощностью, а не реактивными  двигателями. Фирма Visa предоставляет  не кредитные карточки, а возможность  клиентам обменивать ценности даже не выходя из дома, приобретать практически  все и практически везде.

Объектом данной работы является организация, как одно из звеньев экономики  и менеджмента.

Предметом данной работы является разработка миссия и цели управления современной организацией.

Главная цель данной работы - изучить миссию и цели организации, рассмотреть  примеры миссий и целей компаний.

Исходя  из поставленной цели, можно сформулировать задачи:

- дать определение  миссии и определить ее роль  в стратегическом управлении  предприятием;

- изучить  цели организации, их классификацию;

- рассмотреть  свойства и требования, предъявляемые  к целям организации, определить  их свойства;

- рассмотреть  разработку миссии компании, привести  примеры миссий некоторых крупных  компаний.

 

 

1 Понятия миссии и цели организации,  их характеристики, формулирование  и свойства

1.1 Роль миссии в стратегическом  управлении

 

Одной из главных задач менеджмента  является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует  и развивается организация как  целостная система.

Миссия организации определяется на этапе становления организации  и редко меняется. Измeнeниe миccии фaктичecки oзнaчaeт зaкpытиe пpeжнeй фиpмы и oткpытиe нa ee мecтe нoвoй, пycть дaжe пoд  тeм жe нaзвaниeм. Миccия - cтepжeнь фиpмы, нaибoлee ycтoйчивaя чacть ee opгaнизмa. В  качестве примера реальной миссии компании мирового уровня можно привести миссию компании Matsushita, которую Коносуке Мацусита определял как борьбу с бедностью общества и повышение его благосостояния.

Миссия, как и многие базовые  понятия современного менеджмента, не имеет единого общепризнанного  определения. Существует достаточно много  толкований этого понятия. Вот некоторые  из них:

    • "Миссия – стратегическая (генеральная) цель, выражающая смысл существования, общепризнанное предназначение организации. Это роль, которую предприятие хочет играть в обществе» (Л.Гительман «Преобразующий менеджмент»).
    • «Миссия (предназначение) организации – ответ на вопрос, в чем заключается деятельность компании, и чем она намерена заниматься» (И.Мазур, А.Шапиро «Реструктуризация предприятий и компаний»).
    • «Миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации» (Виханский О. С.)
    • «Миссия = предвиденье + кредо». (Х. Виссема «Стратегический менеджмент и предпринимательство»).
    • «Миссия — это основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии» (Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури).

Целеполагание – это исходный момент в деятельности менеджера, имеющий  большое значение в условиях рыночной экономики. В результате разгосударствления и демонополизации, законодательного закрепления многообразия форм собственности, децентрализации и регионализации управления экономикой в ней с  каждым годом увеличивается число  вновь образуемых объектов управления.

Каждый из них начинает свой жизненный  цикл со стадии создания, на которой, прежде всего, определяются цели и задачи организации, ее специализация, размеры, ресурсы, рынки  потребителей продукции или услуг  и т.д. Те же задачи должны постоянно  решать и действующие самостоятельно хозяйствующие субъекты, несущие  всю полноту ответственности  за результаты.

Целевая функция начинается с установления миссии – общей цели предприятия, выражающей причину его существования. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение  самых важных характеристик организации.1

В прежних условиях хозяйствования наши предприятия не определяли свою миссию, так как при централизованном управлении цели и задачи каждого  управляемого объекта устанавливались  и жестко диктовались сверху. Как  правило, они раскрывались через  систему плановых заданий и показателей  использования выделенных центральными органами ресурсов. Сегодня вступившие в силу законы рыночной экономики  требуют определенных правил поведения  хозяйствующих субъектов. Среди  них – обнародование миссии организации, дающей представление о ее назначении, необходимости и полезности для  окружающей среды, сотрудников, общества в целом. Приложение Б.

Наукой менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые при формулировании миссии. Поэтому существует множество  самых разнообразных подходов к  определению миссии и к ее содержанию, отражающих оценку роли и значения организации, в первую очередь, со стороны  принимающих решения руководителей. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос о главной цели организации. На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей производимой продукции), причем не только в настоящее  время, но и в перспективе. В качестве примера можно привести формулировку миссии компании «Форд»: предоставление людям дешевого транспорта. В ней  четко обозначена область деятельности компании – транспорт, потребители  продукции – люди, а также ориентация на их широкий круг. Такая формулировка миссии способна оказать решающее влияние  на стратегию и тактику всей деятельности компании.

 Миссия не должна зависеть  от текущего состояния организации,  форм и методов ее работы, так  как в целом она выражает  устремленность в будущее, показывая,  на что будут направляться  усилия и какие ценности будут  при этом приоритетными. Поэтому  в миссии не принято указывать  в качестве главной цели получение  прибыли, несмотря на то, что  прибыльная работа является важнейшим  фактором жизнедеятельности организации.  Но прибыль как миссия может  существенно ограничить спектр  рассматриваемых организацией путей  и направлений развития и, в  конечном счете, приведет к  неэффективной работе. Именно эти  рекомендации учтены в формулировках  миссии некоторых отечественных  организаций, приведенных в таблице 1.

Прежде чем разрабатывать стратегию  любой фирмы, необходимо определить предназначение данной фирмы, сформулировать роль и место фирмы на рынке, сферу  ее деятельности, а также перечень тех товаров и услуг, которые  она собирается предоставлять или  уже предоставляет.

 

Таблица 1

Примеры формулировок миссии

Организация

Миссия

Коммерческий банк

Содействие становлению и развитию среднего и малого бизнеса в России путем предоставления широкого спектра  банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с  учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников.

Ювелирно-художественная фирма

Производство и реализация изделий  из драгоценных металлов и камней, доступных широкому кругу потребителей с различным достатком.

Государственное предприятие, опытно-конструкторское  бюро

Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих  мест и культуры производства, сохраняющей  и защищающей окружающую среду

Компания, производящая оборудование для офисов

Наша цель – это решение проблем. Мы помогаем решать административные, научные и человеческие проблемы, создавая комфорт и заботясь об условиях вашего труда

Инвестиционная компания

Мы готовы инвестировать капитал  в любую область, работающую прибыльно  и имеющую потенциал дальнейшего  роста


 

С теоретической точки зрения, данные задачи кажутся абсолютно простыми и доступными любому менеджеру низшего  звена, но если обратиться к практике функционирования компаний на российском рынке, то можно увидеть, что даже топ-менеджеры не всегда понимают значение миссии для стратегического управления организацией.2

Для того чтобы определить бизнес, необходимо ответить на вопрос: “Что, у кого и как мы удовлетворяем?”

Миссия предприятия – выраженное словесно основное социально-значимое функциональное назначение предприятия  в долгосрочном периоде (помимо получения  прибыли). Формулировка миссии может  быть получена при ответе высшего  руководства предприятия на вопрос: “Кто мы, что мы делаем, куда мы движемся?” (рисунок 1)

 

Рисунок 1 Формулировка миссии организации

        

         Миссия  формулирует и формализует статус  предприятия на внешнем рынке  и обеспечивает направления и  ориентиры для определения цели  и выбирает его стратегию.

Миссия может быть эффективна лишь тогда, когда:

  • она действительно может помочь предприятию стать лучше;
  • в ней сконцентрировано истинное видение менеджерами предприятия его будущего на рынке;
  • ее разделяют большинство сотрудников предприятия.

Миссия организации, означает попытку  ответить на вопрос, в чем состоит  конечный смысл деятельности организации. Она обычно довольно широка по масштабу и зачастую выглядит как описание долгосрочных перспектив организации. Разумеется, нет серьезных оснований  искать миссию существования небольших  коммерческих организаций — парикмахерских, мастерских по ремонту бытовой техники, магазинов продовольственных товаров  и им подобных. Для них и им подобных долгосрочная перспектива, как  правило, состоит в выживании  в жесткой конкурентной среде  и, по возможности, укреплении и расширении бизнеса. Для них также не характерно систематическое стратегическое планирование — процесс трудоемкий и дорогой. Так же трудно определять миссию для  организаций, деятельность которых  строго регламентирована сверху, например, органов муниципального управления. Однако в случае корпораций, крупных  организаций бизнеса проблема определения  миссии может становиться одной  из сложнейших проблем стратегического  развития.3

Миссии часто можно найти  в годовых отчетах, а также  встретить в плакатах на стенах организации, где их стремятся выразить в форме  кратких, эмоционально окрашенных лозунгов. Они могут включаться в информацию, распространяемую организацией среди  покупателей, поставщиков, кандидатов на занятие вакантных должностей в организации. Они являются базой  и точкой отсчета для всех начинаний  в организации. Можно привести несколько  причин, по которым организация должна сформулировать свою миссию:

- сосредоточить сотрудников организации  на общей цели;

Информация о работе Миссия и цели управления современной организацией