Миссия и цели организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – провести исследование миссии и целей организации.
Задачи работы:
1. Определить понятие и сущность миссии, а также порядок формирования миссии организации.
2. Определить понятие целей, виды целей, классификацию целей.
3. Рассмотреть порядок формирования целей организации и основные требования к формулированию целей.
4. Определить согласованность целей и их вклад в главную цель организации, соответствие целей факторам внешней среды (на примере лазертаг-клуба «Laser Strike» г.Саратова).

Оглавление

Глава 1. Миссия и цели организации.
1.1 Миссия организации.
1.2. Изложение стратегической миссии
1.3. Разработка стратегической миссии фирмы. Учитываемые факторы
1.4. Цели организации.
1.5. Формирование целей
1.6.Структура целей предприятия.
Глава 2. Разработка миссии и установление целей организации.
2. 1. Разработка миссии организации
2.2. Разработка целей фирмы
Заключение
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

Миссия организации.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

Введение

 

За последние десять лет понятие "миссия" стало  едва ли не самым модным в лексиконе  европейских и американских менеджеров. К настоящему времени почти 90% компаний развитых стран сформулировали свою миссию. В России также начали осознавать важность наличия миссии, поскольку наши компании стали активно сотрудничать с иностранными. Четкое понимание миссии имеет столь огромное значение, что влияет как на дальнейшее развитие организации, так и на само ее выживание. Достаточно привести хотя бы тот факт, что все зарубежные, а теперь и крупные российские спонсоры требуют в заявках на благотворительное финансирование указания миссии организации. Спонсоры должны знать, для чего создается организация и к чему она стремится. Иначе им трудно будет принять решение о выделении денег.

Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: «Какова  главная цель организации?». Цель - конечное достижение организации, на что направлены ее действия и ресурсы. Цели организации определяются после получения формулировки миссии, то есть миссия, с одной стороны, дает возможность установить, какие цели необходимо поставить, чтобы деятельность предприятия соответствовала его миссии, а с другой, отсекает «часть» возможных целей.

Для определения значимости целей, в последние годы проводились  многочисленные исследования, которые  показали, что цели занимают одно из первых мест среди других компонентов  организации. Можно привести множество  примеров, когда простое смещение целей или даже неопределенность в их формулировке приводят к таким серьезным негативным последствиям в организации, как неправильный выбор стратегических направлений (это приводит к серьезным материальным потерям), снижение эффекта синергии из-за отсутствия единой ориентации у членов организации, нарушение коммуникаций внутри организации, ослабление интеграции внутри организационных структур, появление сложностей в мотивации членов организации, и другим серьезным проблемам. Таким образом, цели оказывают самое непосредственное влияние практически на все компоненты деятельности организации.

Все вышеперечисленное  указывает на актуальность и значимость миссии и целей в настоящее  время.

Цель работы – провести исследование миссии и целей организации.

Задачи работы:

1. Определить понятие  и сущность миссии, а также  порядок формирования миссии  организации.

2. Определить понятие  целей, виды целей, классификацию  целей.

3. Рассмотреть порядок  формирования целей организации  и основные требования к формулированию целей.

4. Определить согласованность  целей и их вклад в главную  цель организации, соответствие  целей факторам внешней среды  (на примере  лазертаг-клуба «Laser Strike» г.Саратова).

 

Глава 1. Миссия и цели организации

 

1.1 Миссия организации

 

Новым модным понятием, которое начинают активно использовать в своем лексиконе бизнесмены в России и на территории СНГ является понятие миссии. Если такие слова как: конкуренты, бизнес-план, налоги, оффшоры и т.д. на слуху с 90-х годов, то миссия начинает свое шествие в умах и сердцах бизнес-элиты лишь с 2000-го года. Можно выделить две основные причины такого состояния дел:

1 Рыночные преобразования  на пространстве стран СНГ  начали активно проводить лишь  с 90-х годов, а до этого  многие не слышали не только  о миссии, но и о таких понятиях как бизнес-план, стандарты учета, аудит, оффшоры;

2 Миссия – это плод  стратегического менеджмента, а  стратегический менеджмент актуален  для компаний, вышедших за рамки  текущего выживания и смотрящих  в будущее (как известно такие  компании начали появляться сравнительно недавно).

Миссия – одно из самых  дискуссионных понятий в современном  управлении. Некоторые консультанты говорят, что миссия – это то без  чего любая организация не может  стать успешной. Другие, например, Джек Траут и Стив Рывкин прямо пишут: «Миссия организаций – не более чем лишняя путаница, а шумиха вокруг корпоративных миссий и видения очень напоминает восхищение толпы новым платьем голого короля. Декларации о миссиях большинства организаций практически не оказывают влияния на их бизнес» [12, 125с.]. Третьи исследователи предлагают, для нужд стратегического анализа и планирования, вместо миссии использовать понятие бизнес-идеи [7, 148с.]. Четвертые заявляют, что нет серьезных оснований искать миссию существования небольших коммерческих организаций и так же трудно определять миссию для организаций, деятельность которых строго регламентирована сверху. Однако в случае корпораций, крупных организаций бизнеса проблема определения миссии может становиться одной из сложнейших проблем [8, 37с.].

Существует широкое  и узкое понимание миссии. В  широком понимании миссия – это  философия и предназначение, смысл  существования организации. В узком  понимании миссия – это сформулированное утверждение относительно того, для  чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных [5, 71-72с.].

Так же существуют и другие определения миссии. Миссия – это  основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существования, без определения миссии все решения в организации принимались бы только на основе индивидуальных ценностей руководителей. Миссия определяет статус фирмы и обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях [9, 288-289с.]. Миссия организации - цель, ради которой, или причина, по которой существует организация. Миссия организации должна содержать информацию о продукте или услуге фирмы, о клиентах организации, об основных ценностях организации. Организационная миссия — очень широкое заявление руководства организации, и для выработки миссии необходим тщательный анализ организационного окружения.

Миссия — это первый шаг в снижении неопределенности представлений о фирме, прежде всего, у собственников, руководства и персонала, а затем у всех тех, кто имеет и хотел бы иметь с ней дело. Это инструмент стратегического управления, способ выделения данной фирмы среди конкурентов, способ распознавания потребителями ее продукции. Существует три вида миссии:

Миссия-предназначение —  узкое, но конкретное понимание и  обозначение вида деятельности, характера  продукции и услуг и круга  их потребителей; первое представление  о причине возникновения и  смысле существования предприятия.

Миссия-ориентация —  широкое, развернутое представление  о системе ценностей, которых  придерживается руководство и персонал фирмы, что хотя бы в общих чертах позволяет судить о поведении  фирмы, об ее отношениях к потребителям и партнерам.

Миссия-политика — концентрация главных целей и более четкое представление о поведении фирмы  на ближайший период и на перспективу, т.е. «видение» будущего состояния  фирмы [2, 83-90с.].

Анализируя различные  трактовки миссии, можно заметить, что смысл всех их схож. На основе данных определений можно сделать следующее обобщение: миссия — это короткий абзац, обычно в одном предложении, в котором содержится смысл существования и главная долгосрочная цель организации. Срок выполнения миссии должен быть обозрим и достаточно велик (чаще всего до 5 лет) для того, чтобы нынешнее поколение сотрудников могло увидеть результаты своего труда. Формулировка миссии организации должна подразумевать постоянное развитие в краткосрочной и в долгосрочной перспективе.

Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а, следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:

• Собственники организации - они заинтересованы в организации, так как она им обеспечивает определенный стабильный доход. Если в данный период времени доход отсутствует, то у собственников имеется определенный долгосрочный интерес, связанный с данной организацией.

• Сотрудники организации - так как она дает им возможность удовлетворять свои потребности как нижнего уровня (зарплата, условия работы, гарантия найма и др.), так и более высокие (развитие личности, карьера, власть и влияние и др.).

• Потребители – отдающие организации свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности.

• Деловые партнеры - их интересуют связи с представителями данной организации, а также какая-либо помощь в рамках этого сотрудничества

• Местное сообщество - интерес проявляется в рабочих местах, которые предоставляет организация жителям данного региона (города, округа, области), в развитии инфраструктуры, в охране окружающей среды. Компания может являться градообразующим предприятием, в этом случае интерес местного сообщества к организации значительно возрастает.

• Профсоюзы – их интерес проявляется в помощи при решении трудовых споров.

• Государство – получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества пользуется и организация.

Миссия организации должна в  большей или меньшей мере отражать интересы всех шести вышеназванных  субъектов. Степень проявления в  миссии интересов каждого из них  принципиально зависит от того, какие размеры имеет организация, в каком она состоит бизнесе, где расположена и т.п. [5, 72-73с.]. Наиболее устойчивое и специфичное влияние на миссию организации, независимо от того, что организация собой представляет, оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей. Поэтому миссия организации должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней обязательно находило проявление сочетание интересов этих трех групп людей.

 

 

1.2 Порядок формирования  миссии организации

 

В настоящее время руководители предприятий все больше задумываются о формулировании миссии. Понимание и проработка фундаментальных предпосылок для определения миссии подводит к вопросу об основном смысле существования предприятия, формулирование миссии предприятия в значительной степени оказывает влияние на его дальнейшую деятельность.

Созданию миссии в организации  способствуют следующие ситуации:

  • Собственник начинает задумываться о будущем;
  • Свою миссию уже имеют или создают конкуренты;
  • Приоритетной есть проблема развития организации;
  • Существует острая необходимость позиционировать себя;
  • Кризис в организации, отрасли или стране (мире);
  • Организация состоит из многих структурных подразделений;
  • Активный и творческий персонал;
  • Существует сильный Лидер
  • Амбициозный менеджмент;
  • Статьи, тренинги и консультации на данную тему [11, 233с.].

Традиционно компании определяют род своей деятельности с точки  зрения производимых товаров («Мы производим пылесосы») или используемой технологии (Мы разрабатываем программное обеспечение»). Но формулировка миссии компании должна быть ориентированной на рынок. Определение деятельности с точки зрения рынка лучше, чем определения с точки продукции или технологии. Товары или технологии рано или поздно все равно устаревают, а основные потребности рынка могут остаться прежними навсегда [3, 125с.]. Миссия, ориентированная на рынок, определяет деятельность компании с учетом его направленности на удовлетворение основных потребностей покупателей. Если руководство организации видит свой бизнес только с точки зрения производимого ею товара или услуги, то ему очень трудно будет выработать миссию своей фирмы. Руководству необходимо изменить свое видение, выйти за рамки своей организации и ее внутренней среды и постараться взглянуть на свой бизнес более глобально, стараясь предвидеть будущее. Необходимо двигаться «ОТ» определения предназначения организации на основе предлагаемых продуктов и услуг «К» определению миссии на основе потребностей рынка и потребителей. Например:

«ОТ» компании изготавливающей офисное оборудование «К» компании, которая помогает повысить производительность труда офисных учреждений

«ОТ» компании по обучению и развитию «К» компании по консалтинговым услугам

«ОТ» компании по производству устройств для автоматического открывания гаражей «К» компании по обеспечению легкого доступа в здания и выхода из них.

Таким образом, миссия организации  — это не только то, что мы есть, это и то, чем мы хотим быть, и каким образом мы хотим такими стать [6, 86с.].

 При определении  миссии руководству компании  следует избегать двух моментов: как чрезмерной конкретизации, так и излишней расплывчатости.

Сoдepжaниe миccии мoжeт включaть в ceбя cлeдyющиe ocнoвныe пyнкты:

  • oпиcaниe пpoдyктoв и (или) ycлyг, пpeдлaгaeмыx opгaнизaциeй;
  • xapaктepиcтики pынкa - opгaнизaция oпpeдeляeт cвoиx ocнoвныx пoтpeбитeлeй, клиeнтoв, пoльзoвaтeлeй;
  • цeли opгaнизaции, выpaжeнныe в тepминax выживaния, pocтa дoxoднocти;
  • тexнoлoгии: xapaктepиcтикa oбopyдoвaния, тexнoлoгичecкиx пpoцeccoв, иннoвaций в oблacти тexнoлoгии;
  • филocoфия: подтверждение основных убеждений, этических ценностей и философских приоритетов организации
  • внyтpeнняя кoнцeпция, в paмкax кoтopoй opгaнизaция oпиcывaeт coбcтвeннoe впeчaтлeниe o ceбe, yкaзывaя иcтoчники cилы, ocнoвныe cлaбocти, cтeпeнь кoнкypeнтocпocoбнocти, фaктop выживaния;
  • внeшний oбpaз кoмпaнии, ee имидж [4, 117с.].

Информация о работе Миссия и цели организации