Миссия и стратегические цели организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Стратегическое планирование является очень актуальным для российских коммерческих фирм. Отход от централизованного планирования заставляет предприятия заглянуть в будущее, сформулировать свою стратегию, определить свои главные достоинства и конкурентные преимущества, ликвидировать стратегические угрозы и опасности, т.е. непосредственно использовать идеи стратегического планирования.

Если в прошлом многие компании могли весьма успешно функционировать, обращая внимание в основном на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности, то сегодняшнее развитие рыночных отношений делает необходимым изменение сложившихся стереотипов хозяйствования, характера управления. Это относится к деятельности, определяющей перспективы развития предприятия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность и особенности определения миссии и стратегических целей на современном предприятии…………………………………………….5

1.1 Формирование цели организации……………………………………………5

1.2 Стратегические цели организации…………………………………………10

Глава 2. Анализ миссии, целей и направлений стратегического развития предприятия……………………………………………………………………...13

2.1 Общая характеристика турфирмы «Пилигрим»…………………………..13

2.2 Роль миссии и целей в турфирме «Пилигрим»…………………………...14

Глава 3. Пути корректировки миссии и целей предприятия в условиях изменения внешней и внутренней среды………………………………………20

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованных источников………………………………………….. 30

Файлы: 1 файл

Миссия и стратегические цели организации.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность и особенности определения миссии и стратегических целей на современном предприятии…………………………………………….5

1.1 Формирование  цели организации……………………………………………5

1.2 Стратегические  цели организации…………………………………………10

Глава 2. Анализ миссии, целей и направлений стратегического развития предприятия……………………………………………………………………...13

2.1 Общая характеристика  турфирмы «Пилигрим»…………………………..13

2.2 Роль миссии  и целей  в турфирме «Пилигрим»…………………………...14

Глава 3. Пути корректировки миссии и целей предприятия в условиях изменения внешней и внутренней среды………………………………………20

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованных источников………………………………………….. 30

 

Введение

     Стратегическое  планирование является очень актуальным для российских коммерческих фирм. Отход от централизованного планирования заставляет предприятия заглянуть в будущее, сформулировать свою стратегию, определить свои главные достоинства и конкурентные преимущества, ликвидировать стратегические угрозы и опасности, т.е. непосредственно использовать идеи стратегического планирования.

     Если  в прошлом многие компании могли  весьма успешно функционировать, обращая  внимание в основном на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности, то сегодняшнее развитие рыночных отношений делает необходимым изменение сложившихся стереотипов хозяйствования, характера управления. Это относится к деятельности, определяющей перспективы развития предприятия.

     Ужесточение конкурентной борьбы, ускорение изменений  в окружающей среде, динамизм изменений  запросов потребителей, неожиданное  появление новых возможностей для  бизнеса, непредсказуемость некоторых  факторов внешней среды – вот  далеко не полный перечень причин, приведших к резкому возрастанию значения стратегического управления.

     Важное  место в стратегическом управлении отводится выделению и анализу  миссии и цели организации, определяющих смысл организационной деятельности. Представленная в явном виде миссия включает в себя следующие понятия и взаимосвязь между ними: покупатели; продукция или услуги; рынки; технология; забота о выживании, росте и прибыльности, ценности; самооценка; имидж; отношение к персоналу.

     Цель  исследования является выявление особенностей применения стратегий на примере туристической компании Беларуси «Пилигрим».

     Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:

     - изучить роль миссии и цели в стратегическом управлении предприятием;

     -      провести анализ деятельности турфирмы ООО «Пилигрим»;

     -   разработать рекомендации  по формированию миссии и целей организации.

     - сущность и особенности определения миссии и стратегических целей на современном  предприятии.

     - проанализировать особенности применения стратегии на примере туристической компании.

     Объектом  исследования в соответствии с поставленной целью и сформулированными задачами является предприятие, предоставляющее  туристические услуги в республике Беларусь.

     Предметом исследования является особенности  стратегии «Пилигрим» на рынке туристических услуг Республики Беларусь.

 

Глава 1. Сущность и особенности определения миссии и стратегических целей на современном  предприятии

1.1 Формирование цели  организации

     Стратегический  менеджмент тесно связан с понятиями: миссия и стратегическая цель. Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью.

       Цикл стратегического управления организацией состоит из пяти основных этапов:

      -  определение бизнеса и миссии  организации;

      - разработка долгосрочных и краткосрочных  целей;

      - разработка стратегии

      - реализация стратегии;

      - оценка эффективности стратегии  и коррекция предшествующих этапов.

     Такой образ мышления менеджеров сегодняшнего дня ведет к поиску ответов  на следующие вопросы:

     - привести в соответствие цели  компании и цели общества в  целом; 

     - добиться, чтобы каждый работник  компании разделял ее цели;

     - убедится, что поставленные цели выполняются сотрудниками компании.

     Структура целей компании, по степени их важности, может быть отражена следующим рисунком.

     Такое представление структуры целей  компании показывает, в какой степени  цели, стоящие на более высоком  уровне оказывают влияние на цели более низкого уровня.  

     

Рис. 1. Структура целей  компании

     Различают долгосрочные и краткосрочные цели. В основе такого разделения лежит  временной период, связанный с  продолжительностью производственного  цикла. Долгосрочные - цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла. Разделение на краткосрочные и долгосрочные цели имеет принципиальное значение, так как эти цели различаются по содержанию. Это различие заключается в том, что для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять. Бывают ситуации, когда возникает необходимость установления между долгосрочными и краткосрочными целями среднесрочных целей.

     Цели  предприятия подразделяются на экономические  и неэкономические. Неэкономические цели - это, например, улучшение условий труда, формирование имиджа предприятия и т. п. Экономические цели выражаются в показателях хозяйственной деятельности и подразделяются на количественные (например, увеличение доходов) и качественные (например, достижение технологического превосходства).

     Для успешного функционирования и развития предприятия цели можно сгруппировать  в важнейшие группы.

     Материальные  цели (цели достижения определенных материальных результатов). К ним относится будущая продуктово - рыночная программа предприятия, которую чаще называют просто «продуктовой программой». Материальные цели могут иметь также и стоимостное выражение.

     Материальные  цели достигаются посредством реализации определенных мероприятий, получивших название целей-действий. (Цели-действия - специальные мероприятия, с помощью которых достигаются цели, необходимые для успешного функционирования и развития предприятия без привлечения ресурсов.)

     Стоимостные (денежные) цели. К ним относятся  ожидаемые в будущем финансовые результаты. Это могут быть, например, ценность капитала, расчетная и балансовая прибыль или отдельные компоненты этих финансовых результатов, например, поступления и выплаты, выручка от реализации продукции, издержки, доходы и затраты. К этим целям относятся необходимый для существования предприятия уровень ликвидности и компоненты ликвидности (наличие оборотных средств, поступления и выплаты денежных средств). Стоимостные цели могут характеризоваться абсолютными и относительными показателями, например, годовая прибыль и рентабельность.

     Стоимостные цели реализуются только через достижение материальных целей и целей-действий.

     Социальные  цели. Это так называемые гуманитарные цели - желаемые в будущем взаимоотношения между людьми как на самом предприятии, так и с общественностью вне предприятия. Социальные цели обуславливают модель поведения по отношению к персоналу, лицам и общественным группам в подсистемах самого предприятия и во внешней среде. Частично это поведение закреплено законодательно. Социальные цели могут быть как денежными, так и не денежными. Например, уровень доходов персонала, интересная работа, культура предприятия, идентификация работников с предприятием и его целями, имидж предприятия, защита окружающей среды и т.п. 

     Социальные  цели достигаются через реализацию материальных, стоимостных целей  и прочих целей-действий.

     Предприятия в настоящее время действуют  в условиях постоянных изменений  внешней и внутренней среды. Поэтому для них очень важными становятся такие свойства предприятия, как гибкость и приспособляемость, которые следует рассматривать в качестве особых, лежащих в другой плоскости рассмотрения, целей.

     Предприятие должно обязательно выяснить, могут  ли все первичные цели быть достигнуты непосредственно как цели-действия или это требует предварительного проведения специальных целевых мероприятий с использованием ресурсов.

     С точки зрения масштабности можно  выделить экстремальные и уровневые  цели.

     С точки зрения временного горизонта различают цели, достигаемые на определенный момент (точечные цели), и цели, действующие в течение определенного периода (траекторные цели).

     При конкурентной экономике все цели можно характеризовать также  в сравнении с целями предприятий-конкурентов как цели, обеспечивающие конкурентные преимущества.

     Содержание, масштабность и временной горизонт целей верхнего уровня определяются в основном интересами высшего руководства  предприятия. Особое значение имеет  при этом их видение будущего, о  котором говорилось выше. Это концентрированное выражение желаемого состояния предприятия в будущем, т. е. смысл его существования, высшие цели и уровень притязаний. Видение детализируется в дальнейшем в так называемой целевой картине предприятия, а также в принципах предприятия и принципах управления им. Высшие цели, видение, целевая картина, принципы предприятия и принципы управления образуют предмет политики предприятия.

     Кроме вышеперечисленных целей, имеющих  непосредственно важное значение для  успешной деятельности предприятия, оно должно обязательно иметь также высшие цели.

     К высшим целям предприятия относятся  жизненно важные, кардинальные ограничения (условия), определяемые законодательством  и общественным мнением, например: защита и улучшение окружающей среды;

     - применение прогрессивных (инновационных), но не вредных для окружающей среды технологий;

     - сохранение социально-рыночной экономической системы для конкурентной экономики;

     - обеспечение свободного демократического общественного строя. Главная цель любого предприятия - успешное функционирование и развитие. Для этого необходимо соблюдение всех или большинства внешних условий, что на практике означает некоторые добровольные ограничения.

     Менеджеры и собственники предприятия должны знать, что общество требует от них принятия ответственности за планируемые и фактически совершенные действия, чтобы в свою очередь доверять и содействовать предприятиям.

     Связи между целями. На предприятии цели могут быть взаимосвязаны по-разному. Различаются вертикальные и горизонтальные связи между целями. Вертикальные связи между целями представляются в виде объективных соподчинений целей разного уровня (соотношение целей и средств). Цель более низкого уровня является средством достижения цели более высокого уровня. Вертикальные связи позволяют формировать иерархию целей в виде дерева целей.

     Горизонтальное  разделение целей на главные и  дополнительные основано на субъективных оценках лиц, принимающих решения. Как по горизонтали, так и по вертикали  могут возникать дополнительные связи между целями, обусловленные областью принятия соответствующих решений. Цели могут находиться по отношению одна к другой в состоянии взаимодополнения, идентичности, нейтральности, конкуренции и противоречия. Только если менеджер знает конкретную ситуацию принятия решения, он может установить характер связей между целями.

Информация о работе Миссия и стратегические цели организации