Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:28, курсовая работа
В данной работе проводится анализ работы АО «Такси сервис». Были исследованы такие вопросы, как: структура предприятия, факторы прямого и косвенного воздействия на предприятие, контроль за деятельностью и ее планирование, мотивация деятельности. кадровый состав, внутренние и внешние связи и другие важные вопросы.
Цель данной курсовой работы - оптимизация организационной структуры управления автотранспортного предприятия, анализ управления предприятия.
Введение 4
1. Анализ управленческой структуры предприятия 6
1.1. Исходные данные 6
1.1.1. Главные и сопутствующие цели предприятия 6
1.1.2. Материальные связи объекта 7
1.1.3. Информационные связи объекта 8
1.2. Характеристика объекта управления 8
1.2.1. Схема структуры управления 8
1.2.2. Количество уровней управления и информационные связи между ними 10
2. Анализ внутренней среды организации 13
2.1. Осуществляемый технологический процесс 13
2.2. Кадровый состав 13
2.3. Планирование 17
2.4. Мотивация деятельности 18
2.5. Отношения к нововведениям 20
2.6. Осуществление функций контроля 20
3. Анализ внешней среды организации 22
3.1. Анализ факторов прямого воздействия 22
3.2. Анализ факторов косвенного воздействия 23
4. Оптимизация управленческой структуры 25
4.1. Анализ структуры по признакам оптимальности 25
4.2. Рекомендации по совершенствованию структуры управления 25
5. Выводы 27
Список используемой литературы 28
Таблица 1
Оценка результатов деятельности некоторых работников АО «Такси сервис»
Должность | Кол-во | Проф.подготовка | Загруженность в % | Оценка деятельности (по 10-бальной шкале) |
Генеральный директор | 1 | Высшее техническое | 90 | 9,8 |
Главный инженер | 1 | Высшее техническое | 85 | 9,4 |
Зам. директора по эксплуатации | 1 | Высшее техническое | 70 | 8 |
Главный бухгалтер | 1 | Высшее экономическое | 86 | 9 |
Зав. гаражом | 1 | Высшее | 75 | 8,5 |
Старший диспетчер | 1 | Среднее специальное | 50 | 6 |
Мастера зоны ТО и ТР | 2 | Среднее специальное | 95 | 10 |
Диспетчера | 1 | Среднее специальное | 70 | 9 |
Водители | 140 | Среднее специальное | 85 | 8 |
Анализ данной таблицы показывает, большинство сотрудников получили необходимое образование в соответствующих высших и средних специальных заведениях. Загруженность в зависимости от занимаемой должности неравномерна. Так, главный инженер несет большую нагрузку, чем зам. директора по эксплуатации, что говорит в пользу перераспределения обязанностей между ними. При анализе работы старшего диспетчера возникает вопрос о целесообразности этой должности, т.к. всю основную нагрузку несут диспетчера. Следует обратить внимание и на работу мастеров зоны ТО и ТР, которые делают все возможное для увеличения коэффициента выпуска автомобилей на линию. Работа остальных не требует никаких изменений.
Также на АТП проводятся мероприятия по улучшению подготовки и повышению квалификации кадров. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, работники становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своего предприятия, так и вне его. Начальники служб, мастерских отвечают за выполнение плана по всем показателям, надлежащее техническое состояние и использование подвижного состава, организацию труда водителей, ремонтных и других рабочих, состояние трудовой дисциплины, проводят работу по улучшению условий труда. Они наделены и определенными правами. прежде всего в части поощрения и наказания работников мастерских, присвоения рабочим квалификационного разряда. По их представлению решаются вопросы найма и увольнения рабочих и других работников. Водители – ведущая профессия рабочих на автомобильном транспорте. Поэтому одной из важнейших задач является правильная организация труда водителей, так как от их работы во многом зависит выполнение плана перевозок.
2.3 Планирование
Планирование – вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и ее составных частей.
Успешное функционирование пассажирских АТП во многом зависит от качества планирования и организации пассажирских перевозок. Система планирования пассажирских перевозок определяет качественные и количественные параметры развития и функционирования отдельных элементов системы городского пассажирского транспорта с целью полного удовлетворения потребностей населения в перевозках. Главным требованием в организации таксомоторных перевозок является предоставление пассажирам автомобилей-такси после минимального времени ожидания. Это достигается за счет установления правильного режима работы автомобилей-такси на линии, оптимального распределения их стоянок на территории города, организации быстрого выполнения заказов на перевозку, принятых по телефону.
Правильное определение графика выпуска и возврата автомобилей-такси, а следовательно, и обеспечение их необходимого количества на линии в различные часы суток должно осуществляться при постоянном изучении потребности в таксомоторных перевозках.
Повышению качества обслуживания пассажиров таксомоторными перевозками способствует расширение использования метода обслуживания населения по заказам. Эффективность этого метода зависит от уровня диспетчеризации, применения оперативной радиосвязи между диспетчерскими пунктами и водителями.
Любое предприятие, в том числе и автотранспортное, имеет своей конечной целью получение прибыли. Достичь этой цели можно, только максимально удовлетворяя спрос клиентов на перевозки. На предприятии и разрабатываются стратегические, тактические и оперативные планы, подчиненные главной цели предприятия.
Стратегическое планирование (высший уровень руководства) - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации;
оценить какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише. Целью стратегического планирования АТП является комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в перспективе. Составлением долгосрочных планов занимается генеральный директор, главный инженер, зам. директора по эксплуатации, главный экономист совместно с главным бухгалтером. Определяются необходимые инвестирования в производство, необходимость открытия новых цехов, отделов для эффективной работы в будущем.
На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим. Разница в том, что если в организации три начальника различных подразделений, то каждый из них должен координировать или интегрировать свою деятельность с другими. И это должно быть отображено в плане. Поэтому их ответственность с точки зрения тактического планирования состоит в том, чтобы в основу планирования положить идеи, которые были рождены при стратегическом планировании. В среднесрочных планах отражаются количественные показатели, в т.ч. распределение ресурсов, сведения по производству, капитальным вложениям и финансированию. Отдел маркетинга предоставляет руководству необходимую информацию, бухгалтерия на основании баланса, определяет возможности будущих планов.
Планирование, осуществляемое на нижнем уровне организации, называется оперативным (текущим) планированием. Это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации. Текущее планирование охватывает детальные разработки (обычно на один год) оперативных планов для организации в целом и ее подразделений. Текущий план состоит из календарных планов (месячных, квартальных, полугодовых). В них детально конкретизуются цели и задачи, поставленные перспективными и среднесрочными планами. Календарные планы производства составляются на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загруженности производственных мощностей. На основании данных диспетчеров составляют график работы водителей на линию, производственно-технический отдел обеспечивает наличие подвижного состава, который необходим для этих перевозок.
Начальник АХО должен составить план по расходу запчастей, шин и других материалов, для того, чтобы отдел снабжения мог своевременно закупить необходимые детали на склад, поскольку, необходимо, чтобы машины были на линии, а не в простое.
Все три типа планирования составляют общую схему, которая называется генеральным или общим планом функционирования организации.
Включение в систему планирования современной вычислительной техники, экономико-математических методов и моделей позволяет значительно поднять средний уровень плановой работы в организации и обоснованность принимаемых стратегических решений. Таким образом, формализация процесса планирования позволяет приобщить к стратегическому мышлению широкий круг руководителей и специалистов среднего звена, т.е. дает возможность пройти им «школу» более высокого уровня управления.
2.4. Мотивация деятельности
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека. В основе мотивации лежат человеческие потребности.
Мотивация труда представляет собой воздействие на факторы результативности работы руководителей, специалистов по управлению производством и на основе ее оценки и использования соответствующих побудительных мотивов.
Для повышения эффективности деятельности в первую очередь должна быть дана количественная оценка качеству труда руководителей и специалистов, принимающих решения в процессе оперативного управления производством. Оценочный показатель качества труда руководителя, специалиста зависит в основном от показателя неритмичности работ подразделения, за деятельность которого он отвечает, и степени его виновности в этом. Показатель определяется отклонениями от оперативно-календарных планов (графиков) выполнения работ. Оценка качества труда руководителя, специалиста по оперативному управлению производством должна быть учтена по результатам работы за планово-отчетные периоды.
Для непосредственных исполнителей (водителей, ремонтных рабочих) основными факторами мотивации их работы являются: обогащение труда, разнообразие работы, рост и расширение профессиональной квалификации, удовлетворение от полученных результатов, повышение ответственности за выполняемую работу, возможность проявления инициативы, осуществления самоконтроля и т.д.
Интересная работа, творческий подход к ее выполнению, профессиональный рост – наиболее важные ценности мотивации труда работающих. Мотивация может быть выражена в повышении зарплаты, похвале руководителя, премией, продвижением на работе, выделением помещения, получение новой машины и т.д. Все выше перечисленное – это источники внешней мотивации. Внутренняя мотивация достигается за счет интереса к работе и удовлетворенности ею (значимость и содержательность работы, самоуважение, общение).
В АТП администрация делает все возможное для благоприятной работы. При всем многообразии рабочих участков руководство пытается обустроить каждое рабочее место, создается шумоизоляция в цехах, где работа предусматривает наличие повышенных шумов. Проводятся капитальные и косметические ремонты зданий. В рабочих цехах установлены аппараты с чистой горячей и холодной водой для питья, оборудованы душевые. Для побуждения работников к активной деятельности применяется вознаграждение. Это как материальные стимулы, так и моральные.
Кроме, этого руководство практикует награждения, в виде премий, за долголетнюю службу на предприятии, за безаварийную работу на линии - для водителей.
При наличии у работников трений с непосредственным руководством, они всегда могут обратиться к вышестоящему начальству, которое постарается разобраться и принять необходимые меры.
Кроме этого существуют наказания за невыполнения заданий, за нарушение трудовой дисциплины, за нарушение правил безопасности дорожного движения и другие.
Рекомендации по повышению мотивации сотрудников:
• уважать и поощрять способности каждого, стремиться выявить в человеке лучшее, верить в него и постоянно давать возможность развивать свои способности,
• устранение чувства дистанции, вызываемого символами статуса, приведет к улучшению взаимоотношений между сотрудниками и облегчит переход к коллективной работе,
• необходимо помочь осознать важность чувства единства коллектива, приложить усилия для того, чтобы каждый воспринимал предприятие как свое,
• постановка кратковременной цели перед каждым сотрудником в начале работы, доходчивое ее объяснение, приведет к тому, что сотрудники будут относиться с энтузиазмом к работе.