Менеджмент как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:27, реферат

Краткое описание

Научный период в теории и практике менеджмента делится на три периода:
I период – индустриальный период (1776-1856).
Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в это период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Файлы: 1 файл

Менеджмент как наука.doc

— 43.00 Кб (Скачать)

Российская  международная академия туризма 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Доклад  на тему : «Менеджмент,как  наука» 

         Студентки группы 202 

         Варфоломеевой Веры Сергеевны 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Город Химки,микр-н Сходня

                                 2010 год 
                                   Менеджмент как наука
                 

Научный период в теории и практике менеджмента  делится на три периода:

I период –  индустриальный период (1776-1856).

Наибольшая заслуга  в развитии представлений о государственном  управлении в это период принадлежит  А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние  на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня .

Первый переворот  в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

II период –  период систематизации (1856 – 1960).

Первый крупный  шаг к рассмотрению менеджмента  как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.

Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной  областью научных исследований. В  своих работах «Управление фабрикой» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.

Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой.

Главная заслуга  Ф. Тейлора состоит в том, что  он как основатель школы «научного  управления» разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента .

Разновидностью  классической школы управления является «административная школа». Она занималась изучением вопросов роли и функций менеджера. Заслуга принадлежит французскому менеджеру А. Файолю. Считалось, что, как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные методы руководства.

А. Файоль (1841-1925) разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые до сих пор используются в управлении организацией:

1) планирование;

2) организация;

3) подбор и  расстановка кадров;

4) руководство  (мотивация);

5) контроль.

На базе учения А. Файоля в 20-е гг. было сформулировано понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления.

Разработанные А. Файолем принципы управления следует  признать самостоятельным результатом науки управления, «администрирования» (отсюда и название «административная школа»). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента.

Суть разработанных  им принципов управления сводится к  следующему:

1) разделение  труда;

2) авторитет  и ответственность власти;

3) дисциплина;

4) единство руководства;

5) единство распорядительства;

6) подчинение  частного интереса общему;

7) вознаграждение  за труд;

8) баланс между  централизацией и децентрализацией;

9) координация  менеджеров одного уровня;

10) порядок;

11) справедливость;

12) доброта и  порядочность;

13) устойчивость  персонала;

14) инициатива.

Основная черта  «классической школы» (научной и  административной) заключается в  том, что существует только один способ достижения эффективности производства. Поэтому цель классических менеджеров состояла в том, чтобы обнаружить этот совершенный и единственно приемлемый метод управления.

Определенный  прорыв в области менеджмента, ознаменовавшийся появлением «школы человеческих отношений» (поведенческой школы), был сделан на рубеже 30-х гг. В ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении). Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании.

В начале ХХ в. ученые, изучающие поведение человека в  трудовом процессе, были заинтересованы в повышении производительности труда не менее, чем любой из «классических» менеджеров. Они понимали, что, сосредоточив внимание на рабочем, смогут лучше стимулировать его труд. Предполагалось, что люди являются живыми машинами и что в основе управления должна лежать забота об отдельном работнике . 

Родоначальником «школы человеческих отношений» принято  считать психолога Э. Мэйо. Из других ученых этого направления можно выделить М.П. Фоллет, проанализировавшую стили руководства и разработавшую теорию лидерства.

Большой вклад  в развитие школы «человеческих  отношений» был сделан в 40-60-е гг., когда учеными-бихевиористами было разработано несколько теорий мотивации (А. Маслоу, Д. МакГрегори и др.).

В сущности, то, что сегодня называется менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики  как первичного типа производства и  необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников.

Для этих целей  обучали лучших работников – обучали  для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.

Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны  классической школой. Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности  производства (технический подход). Свою деятельность они сосредоточивали  на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т. п.

Становление науки  об управлении также связывается  с именами Ф. и Л. Джилбертов. Они  провели исследования в области  трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места . 

Таким образом, к 1916 г. сформировалось целое направление  в исследованиях: первая научная  школа, получившая несколько названий, - «научного менеджмента», «классическая», «традиционная».

Хотя само управление как вид деятельности и управленческая мысль, обобщающая его достижения, возникли много сотен и тысяч лет  назад, управление как научная дисциплина относительно молодо.

Причина в том, что мощные организации, позволившие выделиться управленческому персоналу как социальной группе, отделить управленческую работу от неуправленческой деятельности, возникли только в XIX в.

Современные крупные  организации и необходимость  внедрения достижения НТР потребовали использования новых принципов управления в этот период, обеспечивающих:

1) занятие руководящих  постов по праву компетентности  с соблюдением законности и  порядка (а не по принципу  наследования);

2) принятие эффективных  управленческих решений, обеспечивающих максимальный доход владельцам капитала;

3) построение  рациональных систем управления, направленных на внедрение достижений  НТР .

Формирование  научных основ управления производством  началось в XX в. стараниями таких ученых, как А. Маршала, Лонглин, Джозеф, Вартон, Меткалф, Халси и др.

Информация о работе Менеджмент как наука