Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 20:21, контрольная работа
В ряду управленческих и экономических дисциплин менеджмент организации занимает одно из центральных мест, поскольку дает научное обоснование тенденциям формирования, функционирования и развития систем управления экономическими объектами, раскрывает практическое содержание, инструментарий, структуру и механизмы управления, помогает реализовать теоретические положения в практике реализации управленческих воздействий.
СОДЕРЖАНИЕ
В ряду управленческих и экономических дисциплин менеджмент организации занимает одно из центральных мест, поскольку дает научное обоснование тенденциям формирования, функционирования и развития систем управления экономическими объектами, раскрывает практическое содержание, инструментарий, структуру и механизмы управления, помогает реализовать теоретические положения в практике реализации управленческих воздействий.
Содержание понятия «management» раскрывается широко и многосторонне как: способ управления, руководства, направления или контроля; искусство управления и руководства: люди, контролирующие и направляющие работу организаций, а также управленческий персонал.
Менеджмент - это функция, вид деятельности по руководству людьми в организациях, это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
В развитии теории и практики управления можно выделить несколько исторических этапов.
I период – древний период. Он был одним из самых длительных - начиная с 9 - 7 тысячелетия до н.э. до XVIII века. Прежде чем выделить науку об управлении в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт. Переход к производящей экономике стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления. Одним из первых, кто дал характеристику управлению как особой сфере деятельности, был Сократ (470–399 до н. э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
II период - индустриальный период (1776—1856). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения груда, дал характеристику обязанностей государя и государства. Большое влияние на формирование многих современных научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал Проект «аналитической машины» - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения стали приниматься более оперативно.
III период - период систематизации (1856-1960). Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры перемещали свое внимание с потребностей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Возникновение фабрики и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.
IV период - информационный период (1960 г. - по настоящее время). В 1960-е гг. начинается широкая разработка концепций укрепления, опирающихся на использование математического аппарата. Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.
Методы управления − это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата.
Выделяют три группы методов
управления: административные (организационно-
Эффективность использования различных методов управления зависит от многих факторов, таких, как общий уровень развития производства, квалификация кадров управления, состояние производственной, трудовой и технологической дисциплины, сложившийся психологический климат в трудовом коллективе и др.
Руководитель должен владеть всеми методами управления, обладать высокой экономической культурой и профессионализмом.
В самом общем виде под социально-психологическими методами управления понимаются совокупность специфических способов воздействия на отдельного работника, личностные отношения и связи, а также социальные процессы, протекающие в трудовом коллективе.
Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.
Главная цель применения этих методов – формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи.
Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов управления очевидна, т.к. они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения. Успех деятельности руководителя зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые в конечном счете сформируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия можно применять критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, убеждение как метод воспитания личности и др.
Экономическим методам управления отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
Экономические методы управления – это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических законов в хозяйственной деятельности, ориентирующих сельскохозяйственные предприятия и их работников в нужном для общества направлении посредством экономических рычагов и стимулов.
Используя экономические методы управления, менеджер распоряжается в пределах предоставленных полномочий материальными ресурсами, полученными доходами и прибылью, фондом оплаты труда.
Отличительной особенностью экономических методов управления является косвенный характер воздействия и возможность количественного соизмерения, т.е. возможность выбора конкретных рычагов и средств на основе проведенного анализа. Экономические методы основаны на экономических расчетах. Эта их особенность нашла отражение в соответствующей классификации.
.Экономический расчет – государственное экономическое регулирование;
Суть государственного экономического расчета заключается в разработке экономического механизма хозяйствования, формировании экономических условий деятельности предприятий; домашних хозяйств, правительственных агентств, т.е. в законодательном оформлении выбранной модели социально-экономического развития.
Таким образом, на этом уровне устанавливаются «правила игры», на основании которых хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом и с государством.
Экономический расчет предприятия направлен на установление экономических взаимосвязей с другими хозяйствующими субъектами, между своими структурными подразделениями, а также с сотрудниками, собственниками имущества. Он осуществляется на трех уровнях: предприятия в целом, структурных подразделений (внутрифирменный расчет), сотрудников (экономическое стимулирование и оплата труда). Здесь используются такие методы, как планирование, ценообразование, финансовая и коммерческая политика, организация заработной платы, материального стимулирования, льготы, штрафы и т.д.
Экономический расчет предприятия может осуществляться в трех формах:
При бюджетном расчете текущие затраты предприятия, затраты на расширенное воспроизводство частично либо полностью покрываются из бюджета собственника. Осень часто таким собственником выступает государство. В Беларуси на принципах бюджетного расчета работают бюджетные организации, финансируемые за счет республиканского или местного бюджетов, планово-убыточные предприятия, производящие социально значимую продукцию.
Хозяйственный расчет – наиболее распространен в социалистическом хозяйствовании и управлении. При хозрасчете предприятие само покрывает текущие затраты и получает прибыль, направляемую на накопление и потребление. Здесь частично используются элементы коммерческого расчета. Однако выпуск товара, потребители, поставщики, цены и т.д. жестко контролируются государством. Поскольку основные экономические рычаги не находятся в руках хозяйствующего субъекта, то он несет очень ограниченную ответственность за результаты своей деятельности. При этом дополнительную прибыль за счет использования механизма ценообразования, выбора лучших поставщиков сырья и потребителей произведенной продукции, лучших финансово-кредитных учреждений и т.д., т.е. за счет внешних источников предприятие не может. Покрытие текущих затрат и получение прибыли осуществляется за счет лучшего использования ресурсов (снижение себестоимости продукции, роста объемов производства и т.д.). Источники воспроизводства находятся внутри предприятия.
Коммерческий расчет – это метод управления, основанный на полной самостоятельности субъекта хозяйствования в принятии решений и полной ответственности за результаты своей деятельности, включая имущественную. Источники расширенного воспроизводства находятся как внутри, так и вне предприятия. При этом прибыль предприятие получает как за счет более эффективного использования внутренних ресурсов, так и за счет лучшей работы с субъектами внешней среды. Коммерческий расчет способствует обеспечению рентабельности, оптимальному использованию капитала, развитию технологии, эффективной кадровой политике.
Система экономических методов управления опирается на все рычаги хозяйствования: планирование, экономический анализ, экономическое стимулирование и др.
Планирование призвано обеспечить научно обоснованную организацию управления: распределение должностных полномочий руководителей и специалистов, подготовку кадров управления и повышение их квалификации, разработку технологии управления, содержания управленческого труда.
Единство планового управления производством и деятельностью управленческих работников обеспечивает планомерное и динамичное развитие коллектива. Большое значение имеют формирование прогрессивной структуры общественного производства, сбалансированное и пропорциональное его развитие, эффективное использование научно-технического и производственного потенциалов. Выполнение этих задач требует постоянного совершенствования планирования. Основные пути его следующие: широкий учет конъюнктуры рынка; совершенствование системы плановых показателей, усиление их направленности на конечные результаты, получение прибыли; повышение роли прогнозов и перспективных планов, обеспечение единства долгосрочных, текущих и оперативных планов; внедрение прогрессивных экономических нормативов; применение технических средств; использование бирж, ярмарок, аукционов для эффективной работы; развитие договорных отношений.
Экономический анализ. Эффективное управление, правильное решение экономических и социальных проблем базируются на глубоком анализе фактического состояния дел. Основные его задачи: определение степени выполнения программ, заданий, в случае невыполнения выяснение причин этого; изучение передового опыта и возможностей его использования; определение путей повышения эффективности производства; улучшение социальных условий для членов коллектива и т. д.
Экономическое стимулирование. Важнейшим требованием экономического стимулирования является создание для всех подразделений равных экономических условий, обеспечение равной оплаты за равный труд. Однако следует учитывать эффективность труда и меру поощрения поставить в зависимость от ее уровня.
В более широком смысле экономическое стимулирование включает применение в качестве стимулов развития производства таких экономических рычагов, как цена, себестоимость, кредит, прибыль, рентабельность и т. д.
Использование этих рычагов должно быть комплексным и системным (охватывать все иерархии объекта управления). Конечная цель системного и комплексного использования методов стимулирования — создание объективных условий для эффективной реализации социально-экономических законов общественного развития в интересах личности, коллектива и общества.
Экономические рычаги можно рассматривать по уровням преимущественного влияния. Так, категория заработной платы может рассматриваться как один из важнейших экономических рычагов, действующих на уровне личности работника. На уровне коллектива таким рычагом может выступать прибыль, рентабельность; на уровне общества — фондоотдача, окупаемость инвестиций, экологичность производства.
Ценовая политика в системе управления — неотъемлемая часть общей макроэкономической политики государства. Основной целью ценовой политики в аграрном секторе является поддержание паритетных отношений между сельским хозяйством и другими отраслями народнохозяйственного комплекса, создание условий для повышения доходности сельскохозяйственного производства увеличения объемов продукции, а также защита отечественных товаропроизводителей от импортируемых по демпинговым ценам товаров.
Неверные, ошибочные подходы к формированию государственной ценовой политики, как правило, приводят к негативным последствиям, как для всей экономики, так и для ее отдельных сфер, в частности АПК, а также для населения страны.
Экономические методы управления находятся в тесной взаимосвязи и являются базовым элементом экономического механизма менеджмента. Они ориентированы на обеспечение устойчивой хозяйственной деятельности предприятия и его конкурентной позиции на рынке (в отрасли), которая, в свою очередь, обеспечивает предприятию получение прибыли и рост капитала в длительной перспективе.
Информация о работе Основные этапы развития менеджмента как науки