Основные этапы развития менеджмента как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 20:21, контрольная работа

Краткое описание

В ряду управленческих и экономических дисциплин менеджмент организации занимает одно из центральных мест, поскольку дает научное обоснование тенденциям формирования, функционирования и развития систем управления экономическими объектами, раскрывает практическое содержание, инструментарий, структуру и механизмы управления, помогает реализовать теоретические положения в практике реализации управленческих воздействий.

Файлы: 1 файл

12049_менеджмент.docx

— 67.81 Кб (Скачать)

Экономические методы управления предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения. Это своего рода экономический механизм в хозяйственных отношениях. На основании экономических методов должны развиваться и укрепляться административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.

В условиях рынка экономические методы управления получают дальнейшее развитие, расширяется сфера их действия, повышается действенность и результативность экономических стимулов, что позволяет поставить каждого работника и каждый коллектив в такие экономические условия, при которых появляется возможность наиболее полно сочетать личные интересы с общегосударственными.

Повышение роли экономических методов управления является важнейшим направлением формирования противозатратного механизма хозяйствования.

Умелое использование экономических методов управления побуждает трудовые коллективы и работников изыскивать новые пути ускорения научно-технического прогресса, повышения эффективности производства, рационального использования ресурсов.

Особое место в системе методов управления занимают организационно-распорядительные методы. Они включают приемы и способы воздействия субъекта управления на объект на основе силы и авторитета-власти − указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, инструкций и т. д. Эти методы устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного (исполнителя), а также каждого звена и уровня управления. Они должны обеспечивать персональную ответственность работников аппарата управления за исполнение воли вышестоящих органов.

Организационно-распорядительные методы управления разнообразны, однако их можно классифицировать по направлениям воздействия. Рычагами воздействия являются регламенты, нормы, инструкции, директивные требования, ответственность и полномочия приказы, распоряжения и т. д. Выделяют три группы организационно-распорядительных методов:

    • распорядительные;
    • организационно-стабилизирующие;
    • дисциплинирующие.

Распорядительные и дисциплинирующие методы управления всегда используют вместе с организационно-стабилизирующими, обеспечивая регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование включает также методы управления: общеорганизационные, определяющие принципы устройства Проблема использования регламентирующих методов заключается в том, что во многих сферах направления регламентации слишком жестко зафиксированы, что сковывает подвижность отдельных звеньев системы. В других сферах регламентация расплывчата, а иногда вообще отсутствует.

Нормирование управления основано на использовании нормативов. Понятие норматива следует отличать от понятия нормы. Норма — это величина, характеризующая естественные условия протекания природных и антропогенных процессов. Норматив — это условное распределение (закрепление) чего-либо на единицу. К нормирующим методам управления относятся нормативы: времени (затраты времени на единицу товара, на потребителя и др.); численности (число медработников, приходящихся на 1 тыс. человек, и др.); величины (предельно допустимая концентрация вредных веществ в 1 м3 производственных помещений и др.); выработки (объем продукции, произведенной за единицу времени, и др.); соотносительности (соотношение числа студентов и преподавателей в вузе и др.).

Инструктирование также образует широкую сферу действия организационно-распорядительных методов управления. Оно включает в себя различные виды информирования:

    • предостережение;
    • разъяснение; ознакомление;
    • советы и т. д.

Инструктирующие методы управления преследуют цель ознакомить работников с последствиями необдуманных, неоправданных и непрофессиональных действий, способных повлечь за собой Яркие последствия или судебную ответственность. Объективная необходимость в организационно-распорядительных методах управления не подлежит сомнению, поскольку они являются составной, органичной частью дисциплины в самом широком смысле. Четкое и безусловное соблюдение дисциплины является законом функционирования больших технико-экономических и социальных систем, безопасности и развития общества. Вместе с тем организационно-распорядительные методы требуют учета изменяющихся условий, несоблюдение этого требования приводит к возникновению и развитию разрушительных тенденций в системе. При использовании этих методов необходимо учитывать динамику, движение, многообразный, вероятностный характер причинно-наследственных связей, процессов и явлений в природе, обществе, мышлении. Поэтому и регламенты, нормы, инструкции должны со временем изменяться.

 

 

 Задание 3 

 

 Вас назначили директором  швейной фабрики и в начале  своей работы вы заметили, что  многие работники не соответствуют  вашим требованиям.

 Как вы поведёте  себя в данной ситуации? Приведите  примеры действий.

 

Вступив в должность директора, необходимо объявить подчиненным ваши требования к ним как специалистам. Лучше всего прописать систему требований в письменном или печатном виде и раздать ее работникам.

Если работник ценен для фирмы и вы не хотите его потерять, но он не соответствует требованиям как специалист, то необходимо разобраться в создавшейся проблеме, а не отстранять его от работы. Желательно начать разговор с перечисления его положительных качеств, а потом уже переходить к критике. Бизнес-коучи считают, что самая лучшая критика — это вопрос. Когда вы похвалили, спросите, можно ли было делать что-то по-другому.

Несмотря на неполное соответствие вашим требованиям, на которые вы указали, полезно подчеркнуть свою уверенность в том, что в следующий раз работа будет выполнена на совесть и ваш подчиненный справится. «Заранее спасибо за хорошую работу», — фраза, которая должна прописаться в вашем лексиконе, если вы хотите получать качественную работу, выполненную аккуратно и в срок. «Я считаю вас добросовестным сотрудником и жду от вас хороших результатов. Вы справитесь». Это действительно важно — верить не только в свои силы, но и в возможности подчиненных. Не стоит переходить на личности при указании недостатков специалиста.

Несмотря на то, что руководитель должен быть толерантным и понимающим, бывают ситуации, когда подчиненные совершают оплошность. В этом случае один из лучших методов – порицание в устной форме с глазу на глаз. Поскольку оно применяется в неофициальной обстановке и не выносит недостатки работника на всеобщий суд, устное порицание считается одной из самых тактичных форм наказания.

 

 

Задание 4

 

Вы директор предприятия. Разработайте анкету, предназначенную для получения предварительной информации о претендентах на предлагаемые вакансии.

АНКЕТА

 

 

  1. Фамилия, имя, отчество
     

  1. Общие сведения

Дата рождения

 

Гражданство

 

Место рождения

 

Домашний адрес

Прописки

 

Проживания

 

Телефоны

Домашний

 

Мобильный

 

  1. Образование (средняя школа, колледж)

Учебное заведение

Год окончания

Углубленное изучение предмета

Средний балл аттестата, наличие медали

       

  1. Образование в ВУЗе

Учебное заведение

Дата поступления, окончания

Факультет, специальность

Средний балл зачетки, диплома

       

5. Дополнительное образование (курсы, семинары, тренинги, пр.). Укажите дату, название учебного заведения, направление или тему __________________________________________________________________________

6.Уровень владения ПК ( с какими программами Вы умеете работать)?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7.Опишите, что Вы умеете делать  лучше других 


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Сведения  о профессиональной деятельности

Последнее место работы (название, адрес, телефон)

 

Период работы

Занимаемая должность

с по

 

Функциональные обязанности по выполняемой работе

 

Причины смены работы

 

Если Вам будет предложено назначение, когда Вы сможете приступить к работе

 

 

9 Дополнительная информация

Какие достижения вашей жизни Вы считаете наиболее важными для себя?

 

Что Вы знаете о выбранном Вами направлении деятельности?

 

Какие профессиональные навыки Вы бы хотели приобрести?

 

Какие дисциплины в ВУЗе Вы изучали с удовольствием?

 

Опишите есть ли у Вас какие- то проекты, которые Вы бы хотели развивать в деятельности?

 

Кем Вы видите себя через 10 лет?

 

Что по вашему мнению делает работника более успешным и эффективным?

 

Идеальная работа - это

1.

2.

3.

Какие формы поощрения приносят Вам наибольшее удовлетворение?

 

Какую заработную плату Вы рассчитываете получать?

 

Готовы ли ездить в командировки и насколько часто?

 

В каких городах Беларуси Вы смогли бы работать?

 

Ваше увлечения (хобби)?

 

Назовите 5 ваших сильных сторон

 

 

Назовите 3 Ваших недостатка

 

Чем Вас привлекает профессия ?

 

Сколько времени Вы добирались до нашего офиса?

 

10. Семейное положение


 

11.Отношение к воинской обязанности: военнообязанный, невоеннообязанный, призывник (подчеркнуть)

 

12. Назовите несколько должностных  лиц, которые могли бы Вам дать рекомендации


 

 

13. Из какого источника Вы  узнали о вакансии на нашем предприятии?


14. .Почему нам стоит принять Вас на работу?


 

 

Подтверждаю свое согласие на проверку сведений изложенных мной в анкете. Удостоверяю, что все данные, приведенные мною в настоящей анкете, соответствует действительности и изложены полно. Мною принято к сведению, что любое несоответствующее действительности утверждение или предоставленная информация дают основания для отмены предложения о трудоустройстве или расторжения заключенного трудового договора.

 


Дата          Подпись

 

Список использованных источников

  1. Афоничкина, А.И. Основы менеджмента/Под ред. А.И. Афоничкина. - СПб.: Питер, 2007. - 528 с.
  2. Веснин, В.Р. Менеджмент: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп./ В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 504 с.
  3. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. - 670 с.
  4. Глухов, В. В. Менеджмент: Учебник для вузов/ В.В. Глухов. - 3-е изд. СПб.: - Питер, 2008. - 608 с.
  5. Голиков, В.Д. Менеджмент. Учебное пособие./В.Д. Голиков. - Уфа: УГАТУ, 2007. - 641 с.
  6. Дорофеева, Л.И. Менеджмент: Учебник для студентов./ Л.И. Дорофеева, М.В. Бгашев. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008.– 403 с.
  7. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие/Н.И. Кабушкин. - 11-е изд. исправл. - М.: Новое знание, 2009. - 336 с.
  8. Кнышова, Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие/ Е. Н. Кнышова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 304 с.
  9. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ./Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007. – 493 с.
  10. Михалева, Е.П. Менеджмент. Конспект лекций./ Е.П. Михалева. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 192 с.
  11. Переверзев, М.П. Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб./ М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 330 с.
  12. Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник/ З.П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 304 с.
  13. Чуйкин А.М. Основы менеджмента: Учебное пособие/А.М. Чуйкин. - Калинингр. ун-т. - Калининград, 2005. - 106 с.

 

 


Информация о работе Основные этапы развития менеджмента как науки