Менеджмент как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:05, лекция

Краткое описание

1. Понятия, сущность и основные категории менеджмента.
2. Принципы и функции менеджмента.
3. Основные подходы к управлению.

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 54.36 Кб (Скачать)

Менеджмент (зачёт)

Преподаватель: Руденко Светлана Алексеевна, кафедра Менеджмента и бизнеса, 418(1).

Учебники: Виханский О. С. «Менеджмент», Виханский-Наумов «Маенедмент», Герчикова И. Н. «Менеджмент», Басовский Л.Е. «Менеджмент», М. Мескон «Менеджмент», Уткин Э.А. «Менеджмент».

 

5.09.2011

Менеджмент как  наука.

  1. Понятия, сущность и основные категории менеджмента.
  2. Принципы и функции менеджмента.
  3. Основные подходы к управлению.

 

I) Управление – это функция организованных систем любой природы: биологических, технических, социальных. А менеджмент – это управление социально-экономическими системами для получения конкретного результата.

Основные подходы к  определению понятия менеджмента.

  1. Менеджмент – это особенность деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления.
  2. Менеджмент рассматривается как управленческий процесс, т.е. последовательность действий по преобразованию ресурсов в результаты.
  3. Менеджмент – это аппарат управления, т.е. структуры и связи между звеньями и уровнями управления, полномочия и ответственность работников занимающих различные должности в аппарате.
  4. Менеджмент – это наука управления, это совокупность эмпирических знаний, обобщенных в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих различные аспекты управленческой деятельности.

Субъекты управления – это физические и юридические лица.

Объекты управления – физические лица, юридические лица, системы, процессы и т.д.

Воздействия – это влияния на объекты управления для достижения общей цели. Таким образом, любая  организация представляет собой  единство двух подсистем управления: управляющей и управляемой.

Система управления – совокупность функций и полномочий, необходимых  для осуществления воздействия.

Механизм управления – совокупность действий и методов воздействия на деятельность людей с целью побуждения их в достижении организационных целей.

Специфичность управления проявляется  при вертикальном и горизонтальном разделении управленческого труда.

 


             - Институциональный уровень (менеджеры  высшего звена управления)


                -Управленческий уровень (менеджеры  среднего звена управления)

                   -Технический уровень управления (менеджеры низового звена управления)


 

 

II) Принципы менеджмента.

  1. Принцип научности
  2. Системность и комплексность
  3. Единоначалия и коллегиальности
  4. Принцип демократического центризма

Классификация функций управления.

  • содержание управленческой деятельности:

- планирование

- организация

- мотивация

- контроль

 

 

 

 

  • виды деятельности

- финансы

- кадры

- маркетинг

- производство

 

 

 

 

 

 

  • этапы производственного процесса

- подготовка  производства

- обеспечение  производства

- процесс  производства

- реализация  продукции

  • этапность процесса управления

- целеполагание

- определение  ситуации

- определение  проблемы

- решение12.09.2011

Оценка коммуникативных способностей менеджмента. Деловая игра.

19.09.11

Основные функции менеджмента:

  • Планирование – вид управленческой деятельности по установлению целей и путей их достижения.
  • Организовывание – вид управленческой деятельности оп разработке структуры управления, распределения полномочий и ответственности.
  • Мотивация – вид управленческой деятельности по побуждению человека к деятельности, имеющую определенную целевую направленность.
  • Контроль – вид управленческой деятельности по обеспечению достижения организации своих целей.

Связующими процессами в реализации функций менеджмента являются:

  • коммуникация
  • целеполагание
  • процесс принятия решений

Основные подходы к  управлению.

  1. Процессный подход – процесс менеджмента отражает последовательность выполнения функций управления, и деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени.
  2. Системный подход – организация рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея подхода заключается в том, что любое решение имеет последствие для всей системы.
  3. Ситуационные подход – концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри пытается определить значимые переменные ситуации и их влияния на эффективность деятельности организации.
  4. Содержит конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов, в зависимости от ситуации и условий внешней среды.

Методы управления.

  1. Методы менеджмента. Их состав и особенности.
  2. Организационно-распорядительные методы управления.
  3. Социально-психологические методы управления.

Методы менеджмента. Состав и особенности.

Методы управления – это способы  осуществления функций управления, применяемые для постановки и  достижения целей.

Классификации методов управления.

 

Методы

Краткая характеристика

  1. Общенаучные методы

Системный подход.

Способ упорядочивания управлеческих проблем, благодаря которому осуществляется их структурирование, устанавливаются зависимости и связи элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение.

Комплексный подход.

Рассматриваются проблемы управления в их связи с методами исследования других наук.

Моделирование.

Применяются модели для решения  проблем управления.

Экономико-математические.

Теория игр, очередей, линейного  программирования, имитационные, экономического анализа.

Эксперимент.

Научно-поставленный опыт для  проверки гипотез.

Конкретно-исторический подход.

Рассматривается каждое явление  в динамике.

Методы социологических  исследований.

Используется для решения  проблем, связанных с людьми в  организации.

  1. Конкретные методы управления

Методы выполнения общих  функций управления.

 
   
   
   
   
   
   
   

Планирование, как  функция менеджмента.

  1. Понятия и виды планов
  2. Характеристика этапов стратегического планирования
  3. Цели и целеполагания в управленческой деятельности

Планирование – это определение  целей функционирования и развития организаций, а также путей и  средств их достижения.

Планирование можно условно  разделить на два уровня:

  1. стратегический
  2. оперативный

Результат планирования – это план.

Классификация планов.

По широте охвата:

  1. корпоративные
  2. по видам деятельности
  3. на уровне подразделения

По временному периоду:

  1. долгосрочные – 5-10 лет
  2. среднесрочные планы – 1-5 лет (программы)
  3. краткосрочные – до 1 года (сетевые графики, разработка бюджета)

По обязательности выполнения:

  1. директивные – необходимо обязательно выполнить
  2. индикативные – стремление к плану

Типовая форма плана.

Мероприятия

Срок исполнения

Результат

Ответственный

Примечания

1.

2.

       

Формы организации планирования:

  1. «сверху - вниз»
  2. «снизу - вверх»
  3. «цели – вниз, планы – вверх»

Стратегическое планирование –  стадия управления, на которой определяются цели деятельности организации на долговременный период, а также разрабатывается  система мероприятий, определяющих пути достижения этих целей.

 

 

Этапы стратегического планирования.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Миссия – основные направления деятельности, позиция по отношению к внешней среде, культура организации
  2. Анализ внешней среды – swot-анализ – методика оценки сильных  слабых сторон организации, возможностей и угроз внешней среды.
 

Внешняя среда

Возможности

Угрозы

Внутренняя

среда

Сильные стороны

СИВ

I Развитие

СИУ

II Компенсация угроз

Слабые стороны

СВ

III Решение проблем

СУ

IV Проблемный


Организационная структура управления предприятия (ОСУ).

  1. Принципы построения управленческих структур.
  2. Типология организаций по взаимодействию с внешней средой.
    1. Виды бюрократических ОСУ
    2. Виды органических ОСУ
  3. Типология организаций по взаимодействию с человеком.
  4. Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организаций как единого целого.

Ключевые понятия ОСУ

Понятие

Характеристика

Элементы

Отдельные работники или  службы

Связи (отношения)

1) - горизонтальные (на одном уровне)

- вертикальные (система подчинённости)

2) – линейные (определяют  отношения по поводу принятия  и реализации управленческих  решений между линейными руководителями  - полностью отвечает за деятельность организации)

- функциональные (имеет отношение к функциям менеджмента)

Полномочия

- линейного персонала  (обязательное исполнение)

- штабного персонала (рекомендованное  исполнение)

- функционального (обязательное)

Уровни

  1. институциональный
  2. управленческий
  3. технический

Принципы формирования ОСУ.

    1. ОСУ должна отражать цели и задачи организации.
    2. Оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками.
    3. Обеспечить взаимосвязь полномочий и ответственности и системой вертикальных и горизонтальных связей между структурными подразделениями.
    4. Поддерживать соответствия между функциями и обязанностями с одной стороны и полномочиями с другой.
    5. ОСУ должна быть адекватной социально-культурной среде организации.

С позиции системного подхода каждая организация рассматривается как  сложная социально-экономическая  система, обладающая рядом специфических  черт и находящимися во взаимосвязи  с другими системами. Исходя из этого ,в теории менеджмента используются следующие подходы к построению ОСУ:

  1. бюрократический (Макс Вебер в начале 20 века) – «рациональность, ответственность, иерархичность»
  2. органический – «гибкость, приспособляемость, групповые формы работы»

Четвёртый семестр (экзамен)

14.02.2012

Задание: где находится, что предлагает, виды деятельности, в каких регионах распространяется, инновации, с кем работает – определиться с какой организацией работать буду.

Мотивация как  функция менеджмента.

  1. Понятие мотивации. Мотивационный процесс.
  2. Содержательные теории мотивации.
  3. Процессуальные теории мотивации. Модель Портера-Лоулера.
  4. Принципы проектирования системы мотивации труда.
  5. Система стимулирования.

Информация о работе Менеджмент как наука