Менеджмент как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:05, лекция

Краткое описание

1. Понятия, сущность и основные категории менеджмента.
2. Принципы и функции менеджмента.
3. Основные подходы к управлению.

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 54.36 Кб (Скачать)

По мере развития коллективы обычно проходят через определённый ряд  последовательных этапов.

  1. Притирка
  2. «Дворцовый» переворот
  3. Результативность
  4. Эффективность
  5. Мастерство
  6. Старение
  7. Смерть

Ограничения эффективной работы коллектива.

  1. Несоответствие руководителя и коллектива.
  2. Неквалифицированные и неразвивающиеся сотрудники.
  3. Плохой социально-психологический климат в коллективе.
  4. Нечёткость цели и критериев работы.
  5. Низкая результативность работы коллектива. 
  6. Классификация корпоративных культур.

24.04.12

Эффективность менеджмента  организации.

  1. Понятия и факторы эффективности
  2. Основные показатели эффективности
  3. Повышение эффективности управления

Эффективность управления – это  результативность деятельности организации, степень рационального испльзования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Эффективность=результаты/затраты

Она бывает потенциальной и реальной; тактической и стратегической.

Основные элементы при расчёте  эффективности:

  1. Приоритеты человеческого фактора
  2. Принципы критических факторов
  3. Основные принципы ориентирования (миссия, стратегия, цели, обеспечения качества, создания условий творчества)

Критерии эффективности – признак, на основании которого производится оценка определения, их классификации  любого управленческого процесса или  объекта управления.

Общий критерий: экономические результаты деятельности организации.

Частный критерий: затраты материальных ресурсов, показатели использования  основных фондов, срок окупаемости, затраты  живого труда.

Факторы эффективности:

  • по продолжительности влияния
    1. длительного периода
    1. непродолжительный период
  • по характеру влияния
    1. интенсивные
    2. экстенсивные
  • по содержанию
    1. научно-технические
    2. организационные
    3. экономические
    4. социально-психологические
    5. физиологические
  • масштаб влияния
    1. народно-хозяйственные
    2. отраслевые
    3. на уровне организации
    4. на уровне подразделений
  1. Показатели эффективности использования материальных ресурсов
  1. Показатели эффективности использования основных фондов
  2. Показатели эффективности капитальных вложений
  3. Показатели, характеризующие эффективность деятельности персонала
  4. Динамический показатель эффективности менеджмента

Основные меропреятия повышения экономической эффективности управления:

  1. реализация организационно технических мероприятий: освершенствование организацией учёта, производства и труда
  2. социально-экономические мероприятия (улучшение условий труда, совершенствование системы мотиваций, развитие корпоративной культуры)

Оценка вклада менеджера может  быть определена как управленческая добавленная стоимость

УДС=ДБС(добавочная бизнес стоимость) – ДАС(добавочная акционерная стоимость)- ОИ (операционные издержки) - УИ(управленческие издержки)

Экологическая эффективность  отражает производительность природных  ресурсов – удельное воздействие  организации на окружающую среду  в расчёте на прибыль или на производимую продукцию.

03.05.12

Власть и лидерство.

Власть – это возможность  влиять на поведение других людей, распоряжаться  ресурсами, принимать решения, планировать  деятельность предприятия.

Источники власти.

  1. Личностные
  • Референтная власть – связана со способностью руководителя влиять на поведении подчинённых, благодаря наличию харизмы.
  • Информационная – связана с коммуникационными способностями руководителя.
  • Экспертная власть – определяется уровнем компетенстности, которую демонстрирует руководитель.
  • Потребность во власти – проявляется в укреплении своей репутации, завоевании определённых позиций.
  1. Организационные
    • Власть вознаграждения – основана на подкреплении определённого поведения подчинённых, с использованием методов материального и нематериального стимулирования.
    • Власть наказания – основано на страхе подчинённых что-либо потерять.
    • Власть связи – возможность влияния посредством наличия полезных для деятельности личных и организационных связей.
    • Законная власть – основана на обладании такими источниками власти, как должность, образование, опыт и др.

Лидерство – способность влиять на людей, чтобы побудить их работать в направлении достижения целей.

Теории лидерства.

  1. Теория личностных качеств

Лидеры имеют какой-то уникальный набор качеств, обладание которыми позволяет любому еловеку стать лидером.

Четыре группы качеств.

  1. физиологические
  2. психологические
  3. интеллектуальные
  4. деловые
  5. Поведенческий подход к лидерству

Рассматривает лидерство через  лидерское поведение, т.е. систему управления организацией должна быть ориентирована на подчинённого. Поведение руководителей в отношении подчинённых предполагает проявление уважения, предупредительность, вовлечение подчинённых в определении целей организации, планирование её деятельности.

В основе этого подхода лежит  теория ХУ МакГрегора.

Теория Х

Теория У

Люди от природы ленивы и не любят работать, нужен жесткий  подход для достижения результата. Среднестатистический человек не стремится  к самостоятельности и желает, чтобы им руководили.

Люди от природы любят  и хотят работать. Каждый человек  талантлив. В любой деятельности нужна свобода для творчества. Среднестатистический человек стремится  к ответственности


Ситуационный подход к лидерству.

Предлагал объяснить эффективность  лидерства через влияние внешних факторов, не принимая во внимание личность самого лидера. Главное предположение, что поведение лидера должно быть разным и определяться ситуацией.

Стиль управления – своеобразный метод воздействия на подчинённых  с целью получения необходимого результата.

Условно все стили управления разделяют  на одномерные и многомерные.

Характеристики одномерных стилей управления.

Свойства

Стили управления

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Способ принятия решения

Единоличный

На основе консультаций

На основе указаний

Способ доведения решения  до исполнителя

Приказ, распоряжение

Предложение

Просьба

Распределение ответственности

Полностью в руках руководителя

В соответствие с полномочиями

Полностью в руках исполнителей

Отношение к инициативе подчинённых

Допускается

Поощряется

Полностью передаётся подчинённым

Принципы подбора кадров

Избавление от сильных  конкурентов

Ориентация на деловых, знающих  сотрудников

В соответствии с текущими задачами

       
       
       
       


Информация о работе Менеджмент как наука