Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:05, лекция
1. Понятия, сущность и основные категории менеджмента.
2. Принципы и функции менеджмента.
3. Основные подходы к управлению.
По мере развития коллективы обычно проходят через определённый ряд последовательных этапов.
Ограничения эффективной работы коллектива.
24.04.12
Эффективность менеджмента организации.
Эффективность управления – это
результативность деятельности организации,
степень рационального
Эффективность=результаты/
Она бывает потенциальной и реальной; тактической и стратегической.
Основные элементы при расчёте эффективности:
Критерии эффективности –
Общий критерий: экономические результаты деятельности организации.
Частный критерий: затраты материальных ресурсов, показатели использования основных фондов, срок окупаемости, затраты живого труда.
Факторы эффективности:
Основные меропреятия повышения экономической эффективности управления:
Оценка вклада менеджера может быть определена как управленческая добавленная стоимость
УДС=ДБС(добавочная бизнес стоимость) – ДАС(добавочная акционерная стоимость)- ОИ (операционные издержки) - УИ(управленческие издержки)
Экологическая эффективность отражает производительность природных ресурсов – удельное воздействие организации на окружающую среду в расчёте на прибыль или на производимую продукцию.
03.05.12
Власть и лидерство.
Власть – это возможность влиять на поведение других людей, распоряжаться ресурсами, принимать решения, планировать деятельность предприятия.
Источники власти.
Лидерство – способность влиять на людей, чтобы побудить их работать в направлении достижения целей.
Теории лидерства.
Лидеры имеют какой-то уникальный набор качеств, обладание которыми позволяет любому еловеку стать лидером.
Четыре группы качеств.
Рассматривает лидерство через лидерское поведение, т.е. систему управления организацией должна быть ориентирована на подчинённого. Поведение руководителей в отношении подчинённых предполагает проявление уважения, предупредительность, вовлечение подчинённых в определении целей организации, планирование её деятельности.
В основе этого подхода лежит теория ХУ МакГрегора.
Теория Х |
Теория У |
Люди от природы ленивы и не любят работать, нужен жесткий подход для достижения результата. Среднестатистический человек не стремится к самостоятельности и желает, чтобы им руководили. |
Люди от природы любят и хотят работать. Каждый человек талантлив. В любой деятельности нужна свобода для творчества. Среднестатистический человек стремится к ответственности |
Ситуационный подход к лидерству.
Предлагал объяснить эффективность лидерства через влияние внешних факторов, не принимая во внимание личность самого лидера. Главное предположение, что поведение лидера должно быть разным и определяться ситуацией.
Стиль управления – своеобразный метод воздействия на подчинённых с целью получения необходимого результата.
Условно все стили управления разделяют на одномерные и многомерные.
Характеристики одномерных стилей управления.
Свойства |
Стили управления | ||
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный | |
Способ принятия решения |
Единоличный |
На основе консультаций |
На основе указаний |
Способ доведения решения до исполнителя |
Приказ, распоряжение |
Предложение |
Просьба |
Распределение ответственности |
Полностью в руках руководителя |
В соответствие с полномочиями |
Полностью в руках исполнителей |
Отношение к инициативе подчинённых |
Допускается |
Поощряется |
Полностью передаётся подчинённым |
Принципы подбора кадров |
Избавление от сильных конкурентов |
Ориентация на деловых, знающих сотрудников |
В соответствии с текущими задачами |