Менеджмент как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:05, лекция

Краткое описание

1. Понятия, сущность и основные категории менеджмента.
2. Принципы и функции менеджмента.
3. Основные подходы к управлению.

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 54.36 Кб (Скачать)

Мотивация – совокупность движущих сил, которые побуждают  человека к деятельности, имеющей  определённую целевую направленность.

Мотивационный процесс включает:

  1. оценка неудовлетворённых потребностей
  2. формулирование целей, направленных на удовлетворение потребности
  3. определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей

Элементы процесса мотивации:

Стимул->Потребности->Мотив->Поиск путей удовлетворения потребностей->Поведение->


           

         Результат:  полное, частичное и отсутствие  удовлетворения потребностей.


Существует большое количество мотивационных теорий, которые пытаются дать научное объяснение феномена мотивации.

Все мотивационные теории принято  делить на две группы:

  1. Содержательные теории (как различные потребности оказывают влияние на поведение человека):
  • теория иерархии потребностей Маслоу




 





 

  • подход Фредерико Герцберг
  1. мотивирующий фактор, способствует росту степени удовлетворённости трудом и рассматриваются как самостоятельная группа потребностей (потребности в росте: потребности достижения, признания, работа сама по себе)
  1. факторы здоровья – фактор среды, в которой протекает работа
  2. Процессуальные теории (объясняют почему люди готовы предпринимать определённые действия, затрачивая при этом усилия).

Практика.

Д.з.

краткосрочные – до конца  учебного года; долгосрочные – до конца 5 курса. 3-4 желания. По теории Маслоу, к какому уровней относится желание каждое моё. Третью не заполнять.

На почту скинут задание. Общее  описание организации.

1.03.2012

Теория ожидания Виктора  Врума.

Мотивация рассматривается  как функция трёх видов ожидания. Ожидаемого результатов работы, вознаграждения от этого результата и ценности вознаграждения.

Теория справедливости Самуэля Адамса.

Исходит из того, что человек  субъективно оценивает результаты труда и полученное вознаграждение сравнивая с результатами и вознаграждением других сотрудников. Если вознаграждение воспринимается как справедливое производственное поведение повторяется.

Модель Портера-Лоулера.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы проектирования систем мотивации труда.

  • Изучение потребностей сотрудника.
  • Формирование потребностей сотрудника.
    1. Соответствие корпоративной стратегии.
    1. Гибкость.
    2. Адаптивность.
    3. Комплексность.
    4. Системность.
    5. Ясность.
    6. Эффективность

Теории менеджмента выделяют 4 метода мотивации:

  1. Вознаграждение – система материального и нематериального стимулирования.
  2. Принуждение
  3. Солидарность
  4. Приспособление

Стимулы


Материальные        Нематериальные

Денежные    Неденежные    - социально-психологические

-заработная плата  +Социальные     -творческие

-доплаты   +Функциональные    -свободное время

-ссуды 

-льготные кредиты

-надбавки

Вторник: мотивация труда  для своей группы.

06.03.12

Контроль как функция  менеджмента. Решения в процессе менеджмента.

  1. Контроль как функция управления. Процесс управленческого контроля.
  2. Сущность и содержание процесса принятия управленческого решения.
  3. Роль и виды коммуникации. Структура деловой беседы.

Особенности деловых переговоров  с зарубежными партнёрами. Германия. Е \m/

Контроль как функция  управления. Процесс управленческого  контроля.

Контроль – это вид управленческой деятельности, задачей которой является количественная и качественная оценка результатов работы организации.

Классификация видов контроля.

  1. Периодичность:
    1. стратегический контроль
    1. статический контроль
    2. оперативный контроль
  1. Время осуществления оперативного контроля по отношению к фактическому началу работы:
    1. предварительный – для фиксации существующего положения
    2. текущий – по мере выполнения данного мероприятия
    3. заключительный (выходной) – после проведения мероприятия
  1. Функциональная принадлежность:
    1. финансовый контроль
    2. маркетинговый контроль
    3. производственный контроль
    4. управление персоналом
    5. контроль НИОКР

Процедура контроля включает три этапа:

  1. Разработка стандартов и критериев.
  2. Сопоставление реальных результатов со стандартами.
  3. Проведение корректирующих мероприятий. После получения результатов контроля руководитель может действовать тремя способами:
    1. ничего не предпринимать
    1. устранить отклонения
    2. пересмотреть стандарты

Решение – это набор альтернативных действий.

Виды решений:

  1. организационное решение:
    1. запрограммированные решения
    1. незапрограммированные решения
    2. компромиссные решения
  1. интуитивные решения
  1. решения, основанные на суждениях
  2. рациональные решения

Принятие управленческого решения.

  1. Формирование цели
  2. Анализ и поиск решений
  3. Принятие решений
  4. Воздействие
  5. Реализация и оценка

Коммуникация – это процесс передачи информации кому-либо.

Коммуникационные процессы в организации.

  1. Коммуникация между организацией и её средой.
  2. Коммуникация между уровнями управления и её подразделениями.
  3. Неформальные коммуникации

Виды коммуникаций.

  1. Способ передачи:
    1. межличностные
    1. с использованием технических средств
  1. Вид интересов:
    1. организационные
    2. социальнопсихологические
    3. экономические
  1. Условия возникновения:
    1. постоянные
    2. ситуационные

20.03.12

Управление трудовыми  ресурсами.

  1. Формирование трудовых ресурсов

Планирование потребностей в трудовых ресурсов необходимо для обеспечения достижения целей организации. Планирование людских ресурсов включает следующие этапы:

  1. оценка имеющихся ресурсов (уровень квалификации, опыт работы) – определяется квалификация и численность работников, занятых на каждой операции, выполняемых организацией
  2. оценка будущих потребностей – прогнозирование численности и качественного состава персонала, необходимого для достижения тактических и стратегических целей
  3. разработка программы удовлетворения будущих потребностей:
  • анализ содержания работы – разработка должностной инструкции и требований, предъявляемых претендентам на определённую дожность
  • привлечение и найм – набор ведут из внешних и внутренних источников, внутри своей организации осуществляется продвижение по службе своих работников, внешние источники – это могут быть знакомства, местные жители, обращение в агенства. Для специалистов проводится испытание, при найме руководителей - собеседование.
  • определение денежного вознаграждения и льгот
  1. Развитие трудовых ресурсов
  1. Профессиональная и социальная адаптация
  2. Подготовка кадров
  3. Подготовка руководящих кадров
  4. Управление продвижением по службе. Планирование продвижения по службе предусматривает:
  • выявление возможностей, наклонностей и потребности в развитии
  • проведение мероприятий, обеспечивающих использование выявленных возможностей и удовлетворения потребностей в развитии
  1. Повышение качества трудовой жизни
  1. общие характеристики групп в организации

Особенности управления коллективом  и динамика его развития.

  1. Характеристика коллектива. Формирование коллектива и отношение внутри него.

Коллектив – это группа людей, объединённых по определённому принципу и включённых в систему управленческих отношений  организации.

Признаки коллектива.

    1. Наличие совместной, единой цели у всех членов коллектива.
    2. Психологическое признание и отождествление членами коллектива друг друга на основе совместных интересов, принципов, идеалов.
    3. Практическое взаимодействие людей, в результате которого начинает работать синергия потенциала коллектива.
    4. Постоянное взаимодействие в коллективе, в результате которого становится возможным влияние друг на друга его членов.

Началом формирования коллектива является соответствующее решение, оформленное  юридически.

Любые отношения между людьми начинают складываться в результате пространственных контактов. В процессе наблюдения и  взаимодействия люди накапливают информацию о других. На основе контактов начинают развиваться взаимодействия, переходящие  в отношения:

  • дружеская кооперация – взаимопомощь, направленная на решение задач
  • дружеское соревнование (в рамках позитивного взаимоотношения)
  • невмешательство и дистанцирование
  • соперничество
  • кооперация антагонистов и негативное отношение друг к другу

Деятельность членов коллектива подчинена  ряду законов:

  1. закону сохранения личного положения, достоинства и социального статуса
  2. закон компенсации недостатка одних способностей другими
  3. Программа создания коллектива. Понятия и элементы корпоративной культуры.

Информация о работе Менеджмент как наука