Менеджмент как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы изучить менеджмент как вид деятельности, наука и искусство управления современным предприятием.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и сущность современного менеджмента;
- проанализировать менеджмент как науку или искусство;
- рассмотреть сущность современных подходов к менеджменту;

Оглавление

Введение 2
ГЛАВА I. Содержание и технология менеджмента 4
1.1 Понятие и сущность современного менеджмента 4
1.2 Менеджмент: наука или искусство 6
1.3 Сущность современных подходов к менеджменту 12
ГЛАВА II. Место и роль эффективного менеджмента в деятельности организации 22
2.1 Взаимосвязь стратегического и оперативного управления, их влиянии на качество и эффективность менеджмента 22
2.2 Эффективность управления и направления её повышения 25
2.3 Анализ основных методов менеджмента предприятия 27
Глава III. Разработка предложений по совершенствованию методов менеджмента на предприятии 29
заключение 31
Глоссарий 35
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

менеджмент как наука.docx

— 77.25 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

Введение  2

ГЛАВА I. Содержание и технология менеджмента 4

1.1 Понятие  и сущность современного менеджмента  4

1.2 Менеджмент: наука или искусство  6

1.3 Сущность  современных подходов к менеджменту  12

ГЛАВА II. Место  и роль эффективного менеджмента  в деятельности организации  22

2.1 Взаимосвязь  стратегического и оперативного  управления, их влиянии на качество  и эффективность менеджмента  22

2.2 Эффективность  управления и направления её  повышения  25

2.3 Анализ основных методов менеджмента предприятия  27

Глава III. Разработка предложений по совершенствованию методов менеджмента на предприятии  29

заключение  31

Глоссарий  35

Список использованных источников  36

Введение

 

Особенностью современного менеджмента является его направленность на эффективное ведение хозяйства  в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования  производства административными методами, интенсификацию производства.

Современный менеджмент должен способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен. Характерной  чертой развития современного менеджмента  является усиление тенденции технократизма, что проявляется во внедрении  новых технологий управления на базе информационных технологий.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что искуство управления определяется степенью взаимодействия сознательной управленческой деятельности с законами рыночной экономики. Рыночные отношения меняют взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.

Управление совместной деятельностью  людей и составляет сущность менеджмента  – особого вида экономической  деятельности.

Цель данной работы изучить  менеджмент как вид деятельности, наука и искусство управления современным предприятием.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить понятие и сущность современного менеджмента;

- проанализировать менеджмент как науку или искусство;

- рассмотреть сущность современных подходов к менеджменту;

- провести взаимосвязь стратегического и оперативного управления, их влиянии на качество и эффективность менеджмента;

- выявить эффективность управления и направления её повышения;

- проанализировать основные методы менеджмента предприятия;

- разработать предложения по совершенствованию методов менеджмента на предприятии.

Объектом исследования является менеджмент на предприятии.

Работа состоит из введения, трех глав заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА I. Содержание и технология менеджмента

1.1 Понятие и сущность современного менеджмента

 

Понятие "менеджмент" можно  рассматривать с трех сторон: как  систему экономического управления, как орган управления, как форму  пред-принимательской деятельности. Менеджмент в общем виде можно  определить как систему экономического управления производством, которая  включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. К менеджменту  относятся теория управления и образцы  эффективного руководства, под которыми понимается искусство управления.

В основе менеджмента лежат  целенаправленный поиск, непрерывное  обучение и организация работы для  наиболее эффективного использования  всех ресурсов, в том числе финансовых. Финансовый менеджмент является частью общего менеджмента.

Менеджмент можно определить как систему рационального и  эффективного использования капитала, как механизм управления движением  финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент направлен на увеличение финансовых ресурсов, инвестиций и наращивания  объема капитала[6, c. 63].

В самом первом приближении  менеджмент можно определить как  совокупность принципов, методов, средств  и норм управления предприятием в  условиях рыночных отношений. Таким  образом, менеджмент – это тоже управление, но управление в условиях и на основе такого инструмента, как рынок. Целью  менеджмента является повышение  эффективности производства и увеличение на этой основе прибыли. По-существу, менеджмент характеризуется совершенно иным, отличным от прежнего периода развития нашего государства стилем хозяйственной  деятельности, системой распределения  интересов и прав принятия решений  между различными участниками процесса, нововведений, децентрализацией, сосредоточением  инициативы и ответственности на средних и нижних эшелонах управления. Отличительной чертой менеджмента является комплексность.

Таким образом, менеджмент –  самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение успеха в любой отрасли деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, путем рационального использования  материальных и трудовых ресурсов с  применением принципов, функций  и методов экономического механизма  менеджмента.

Современный менеджер обязан обладать административными навыками: уметь планировать работу и мобилизовать сотрудников на ее выполнение. Но менеджмент не может быть сведен только к системе  непосредственного управления коллективом[5, c. 86]. Он предполагает создание максимально благоприятной социально-психологической среды для развития его творчества и инициативы. Можно выделить основные виды мероприятий, проводимых в рамках менеджмента:

- Определение целей и задач.

- Установление методов и способов осуществления этих целей.

- Выполнение управленческих решений.

- Подготовка и переподготовка персонала.

- Контроль за реализацией решений.

- Соответствующая корректировка решений.

В ХХ веке менеджмент выделился  в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы  к их решению. Понимание менеджмента  как искусства управления базируется на том, что организации – это  сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные  факторы как внешней, так и  внутренней среды.

Менеджмент – это не просто наука, освоив которую можно  однозначно и неуклонно достигать  целей, поставленных перед руководимой  организацией. Менеджмент – это  синтез науки, искусства и опыта; это самостоятельная междисциплинарная отрасль знаний, требующая вдумчивого освоения; это «управленческая мысль», сочетающая в себе науку, опыт, «ноу-хау», управленческое искусство. На управленческую мысль влияют достижения многих наук, а эволюция управления в ХХI веке как раз и состоит в использовании этих достижений в решении главной проблемы – как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы. Содержание и принципы финансового менеджмента

 «Менеджмент» - термин  американского происхождения и  его применяют лишь в том  случае, когда речь идет о бизнесе.  В литературе «менеджмент» рассматривается  как форма управления социально-экономическими  процессами посредством и в  рамках предпринимательской деятельности  коммерческой организации.

1.2 Менеджмент: наука или искусство

 

Менеджмент как наука, возникшая на базе практического  опыта управления, опирается на всю  сумму знаний об управлении, накопленных  человечеством, и содержит концепции, теории, принципы, способы и формы  управления.

Ее основные задачи:

- объяснение природы управленческого  труда;

- установление причинно-следственных  связей в этой области;

- выявление факторов и  условий эффективности совместного  труда;

- разработка методов эффективного  оперативного управления;

- прогнозирование событий,  разработка методов стратегического  управления и политиками организации.

В то же время имеются  основания рассматривать менеджмент как искусство:

- организации – сложные  социально-технические системы;

- люди, работающие в них  – главный фактор эффективности  их функционирования;

- практически научиться  управлению можно лишь через  опыт, которым в совершенстве  владеют люди, имеющие соответствующий  талант;

- при принятии управленческих  решений менеджер, как правило,  не имеет полного объема информации, необходимой для этого;

- никто и никогда не  может гарантировать менеджеру  правильность принятых решений,  которые будут реализовываться  в будущем, поскольку предусмотреть  это «будущее» смертным просто  не дано.

Все это делает одними из важнейших факторов менеджерского  искусства умение доверять своей  интуиции и смелость принятия в различных  условиях решений любой сложности.

Любая деятельность требует  управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический  характер которой связан с выполнением  управленческих действий - функций  управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: "Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать".

Руководство совместной деятельностью  людей состоит во взаимосвязи, с  одной стороны, единоначалия, а с  другой - самоуправления группы. Все  административные, организационные  и исполнительские функции могут  концентрироваться в руках руководителя высшего звена или делегироваться нижним ступеням управленческой иерархии, функциональным службам, вспомогательным  подразделениям. Управление совместной деятельностью людей и составляет сущность менеджмента - особого вида экономической деятельности[8, c. 56].

Таким образом, менеджмент выступает  как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Профессионал в этой области работает по найму на должности  менеджера. Современное производство основано на применении новейших технологий в соединении с высоким уровнем  профессионализма работников. Будучи специалистом высокого уровня, менеджер обеспечивает связь и единство всего производственного процесса и оказывает влияние на эффективность производства. Поэтому труд менеджера является производительным трудом. Менеджмент объединяет под своим началом труд многих специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др.

Управление идентифицируется с органом или аппаратом управления. Без него любая организация как  целостное образование не может  существовать и работать эффективно. Поэтому аппарат управления является составной частью любой организации  и ассоциируется с понятием её менеджмента.

Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его иерархическом  структурном составе, на характере  связей между подразделениями и  элементами структуры управления, на степени централизации и децентрализации, на полномочиях и ответственности  работников[9, c. 46].

В рамках иерархической структуры аппарата управления реализуются функции управления. В свою очередь иерархия аппарата управления находит конкретное отражение в схеме управления той или иной организацией. По сути, структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

Ни одна организация, ни одно пред­приятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как  наука в таком виде, в котором  мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.

Как только доисторические люди стали жить органи­зованными группами, у них появилась необходимость  управления. На первом этапе, когда  группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним  челове­ком — вождем этой группы. В  дальнейшем, по мере раз­растания групп  и усложнения выполняемых ими  функ­ций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.

Египетские пирамиды, построенные  в 3000—2000 гг. до н. э., являются ярким  свидетельством не только куль­туры  древних египтян, но и их управленческого  искусст­ва. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого  планирования.

У Сократа дается понимание  управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что  главным в управлении является поставить  нужного челове­ка на нужное место  и добиться выполнения поставленных перед ним задач.

Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция  перехода от принципа надзора за работниками  к принципу организации труда  на научных основах. С ростом масштабов  производства увеличивается диапазон профессий и количество менеджеров. Наибольшее развитие менеджмент получил  в  ХХ веке.

Таким образом, предпосылками  и источниками формиро­вания  менеджмента как управления особого  рода являются:

- индустриальный способ организации производства;

- развитие рыночных отношений, основными элемен­тами которых являются спрос, предложение и цена.

Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. Именно тогда Фредерик У.Тейлор опубликовал  свою книгу “Принципы научного управления”, считающуюся началом признания  управления наукой и самостоятельной  областью исследования.

Развитие управления как  научной дисциплины представляло собой  несколько подходов, которые часто  совпадали. Объекты управления - это  и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких, как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология.  По мере развития этих областей знаний исследователи в области управления, теоретики и практики узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации.

Информация о работе Менеджмент как наука