Менеджмент как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы изучить менеджмент как вид деятельности, наука и искусство управления современным предприятием.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и сущность современного менеджмента;
- проанализировать менеджмент как науку или искусство;
- рассмотреть сущность современных подходов к менеджменту;

Оглавление

Введение 2
ГЛАВА I. Содержание и технология менеджмента 4
1.1 Понятие и сущность современного менеджмента 4
1.2 Менеджмент: наука или искусство 6
1.3 Сущность современных подходов к менеджменту 12
ГЛАВА II. Место и роль эффективного менеджмента в деятельности организации 22
2.1 Взаимосвязь стратегического и оперативного управления, их влиянии на качество и эффективность менеджмента 22
2.2 Эффективность управления и направления её повышения 25
2.3 Анализ основных методов менеджмента предприятия 27
Глава III. Разработка предложений по совершенствованию методов менеджмента на предприятии 29
заключение 31
Глоссарий 35
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

менеджмент как наука.docx

— 77.25 Кб (Скачать)

– инвестирование средств  в человеческий капитал (совершенствование  кадровой политики и кадровой работы на предприятиях, использование разнообразных  современных форм мотивации труда  работников);

– комплексное и эффективное  использование различных методов  управления (экономических, социально  – психологических), административных (организационно – распорядительных);

– внедрение современных  информационных технологий, адаптация  эффективных зарубежных форм управления к условиям работы отечественных  предприятий (управленческого учета, контроллинга, реинжиниринга и др.);

– совершенствование нормативно-правовой базы управления, усиление экономической, правовой, этической, экологической  ответственности руководителей  за последствия принимаемых управленческих решений. [8, c.94]

2.3 Анализ основных методов менеджмента предприятия

 

Предприятие действует на основе хозяйственного расчета и самофинансирования.

На основе анализа этих двух методов, нами было выявлено то, что  они обеспечивают хозяйственную  самостоятельность предприятия. При  этом производственная и социальная деятельность предприятия, а также  оплата труда осуществляется за счет заработанных средств. Материальные затраты  на производство и социальную сферу  возмещаются из выручки, полученной от реализации продукции, работ и  услуг, производимых предприятием.

В этих условиях главным  обобщающим показателем успешности хозяйственной деятельности является прибыль. Ни один экономический термин не используется в таком количестве общеупотребительных значений как  прибыль. Валовая прибыль это  источник средств для возмещения текущих затрат, расчетов с бюджетом. По величине валовой прибыли нельзя судить насколько экономически эффективно работает предприятие, так как коммерческая организация кроме доходов имеет  и расходы. Валовая прибыль измеряется в абсолютном показателе - рублях. Уровень  валовой прибыли является одним  из показателей эффективности деятельности организации, который показывает величину торговых наложений, приходящихся на рубль  реализации.

Разницей между валовой  прибылью и валовыми издержками предприятия  является экономическая или чистая прибыль.

После выплаты части прибыли  по обязательствам предприятия, все  что осталось, поступает в распоряжение предприятия. Прибыль распределяется по фондам:

Предприятие создает резервный  фонд. Размер резервного фонда составляет 3% уставного фонда аптеки.

Из фонда потребления  выплаты производятся на развитие производства, оплату труда и социальные нужды.

Получение прибыли никогда  не являлось самоцелью для аптечной организации, на первом месте всегда было и есть выполнение социальных задач.

Руководитель аптеки стремится  работать с прибылью, т. к. только прибыль  служит ориентиром роста предприятия  и источником его финансирования, способствуя процветанию фармацевтического  бизнеса.

Методы школы научного управления широко применяются в  МУП - Аптеке №35 для количественной оценки уровня организации труда (анализа  распределения рабочего времени, трудовых затрат).

Используется метод изучения рабочего времени (хронометраж, метод  моментных наблюдений), применяемый  для изучения длительности цикличности  повторяющихся элементов, регистрации  затрат времени работников аптеки  в течении смены, потерь рабочего времени, что позволяет выявить  резервы повышения производительности труда.

В МУП - Аптеке используют нормы  нагрузки на одну штатную единицу, и  в соответствии со штатными нормами, формируются штаты аптеки.

Метод менеджмента в МУП - Аптеке представляет собой процесс  управления персоналом, финансами, производством, с целью обеспечения населения  эффективными лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, парафармацевтической продукцией.

Предприятие применяет стимулирующие  меры, заинтересовывающие  работников в своевременном и надежном исполнении предписаний руководителя.

Глава III. Разработка предложений по совершенствованию методов менеджмента на предприятии

 

Исходя из того, что предприятие  использует  экономические  методы  управления - хозяйственный расчет и самофинансирование, которые в  свою очередь предусматривают не только новые права руководителя, но и высокую ответственность  его перед собственником и  трудовым коллективом, нами  были разработаны  предложения по совершенствованию  методов менеджмента:

1) руководитель аптеки, как  главный управляющий, должен добиваться  поставленных целей деятельности, удовлетворяющие современному состоянию  общественных и индивидуальных  потребностей в фармацевтической  помощи, обеспечивать предприятие  их достижением с надлежащим  качеством и создавать резервы,  способствующие продолжению успешной  деятельности;

2) для успешного руководства  людьми директор должен знать  чего хотят и чего не хотят  его подчиненные, каковы  внешние  и внутренние мотивы их поведения,  как  можно воздействовать  на них и каких результатов  от них ожидать. Исходя из  этого, директор должен формировать  определенную мотивационную структуру  поведения подчиненных. Развивать  у них желательные мотивы и  ослаблять нежелательные;

3) руководитель аптеки  должен уметь правильно интерпретировать  ситуацию. Необходимо  правильно  определить, какие факторы являются  наиболее важными в данной  ситуации и какой вероятный  эффект может повлечь за собой  изменение одной или нескольких  переменных;

4) предприятие должно  использовать новейшие информационные  и управленческие технологии, что  позволит максимально автоматизировать  и компьютеризировать деловые  процессы;

5) должен развиваться,  повышаться и совершенствоваться  профессионализм трудового коллектива  и руководителя, управляющего этим  коллективом;

6) на предприятии должно  происходить формирование надежных  коммуникаций, позволяющих своевременно  обеспечивать всех работников  предприятия необходимой информацией,  поддерживать надлежащий уровень  обмена ею, благоприятный морально-психологический  климат;

7) должны быть усовершенствованы  методы обработки информации  и принятия решений (ускорение  разработки, совершенствование порядка  доведения, контроля за их исполнением);

8) на предприятии должны  внедряться методы по формированию  благоприятного морально-психологического  климата в коллективе, по развитию  доброжелательных отношений между  руководителем и подчиненными, оказанию  им помощи;

9) должны быть четко  разработаны административные методы  воздействия на работников предприятия,  выступающие в форме обязательных  предписаний ( приказов, распоряжений ), либо рекомендаций ( консультаций, разъяснений );

10) на предприятии должна  повышаться материальная заинтересованность  работников в деле самостоятельного  поиска оптимальных решений и  принятии на себя ответственности  за их результаты.

заключение

 

Можно сделать вывод, менеджмент – это синтез науки (теории, концепции, принципы) и искусства (опыт и навыки). Зачем отрицать достижения науки  и «изобретать велосипед», используя  уже устаревший метод проб и ошибок. Молодому руководителю всегда необходимо начинать с анализа, отбора и применения на практике знаний, а умение и опыт – при желании – дело наживное. Метод проб и ошибок допустим только при инновациях, но при этом всегда должен быть оправдан с точки зрения целеопределения. Конечно, у некоторых  имеются, как говорится «природный дар», которые чисто интуитивно выходят  на действенные результаты, но в  основном искусство управления –  умение выбирать единственно правильное решение и прогнозировать результаты деятельности. И это приходит с  годами, на основе применения достижений науки и практического опыта. Американский менеджмент создал двенадцать заповедей хорошего руководителя, которые  можно найти в любом практическом руководстве по менеджменту. Природные  данные, личный опыт, большая или  меньшая приверженность той или  иной менеджерской заповеди, оптимальный  стиль своей деятельности – это  те элементы мозаики, из которой строится неповторимый облик незаурядного управленца.

Руководителю малого и  среднего бизнеса (учреждений) в своей  работе приходится выполнять множество  функций. Ему необходимо спланировать, организовать, скоординировать, проконтролировать  и дать оценку определенному виду работы. Все это можно выполнить  более качественно, если применить  функции мотивации, коммуникации и  подбора персонала. На каждом этапе  работы необходимо принять решение, представить проект и провести переговоры, при необходимости заключить  сделку. Для того чтобы выполнить  все эти функции качественно  и в срок, руководителю необходимо иметь не одну голову и работать 25 часов в сутки. Поправить такое  положение можно при условии делегирования части своих прав и ответственности наиболее подготовленным сотрудникам.

Например, при составлении  бюджета руководитель прогнозирует уровень объема доходов и расходов, анализирует и проверяет предложения  по бюджету, распределяет ресурсы внутри организации.

Отделы занимаются подготовкой  оперативных смет и корректируют их после анализа и проверки руководством, готовят итоговые бюджеты с постатейным  учетом ресурсов и использованием фондов. Окончательно эти подробные расчеты  сопоставляются с производительностью  конкретного работника или отдела, чтобы определить возможности руководства  выполнить контрольные показатели. Практически все функции менеджмента  в той или иной степени применяются  для решения поставленной задачи.

Здесь приведен процесс управления с точки зрения открытой системы, которой и является организация. Структура организации, состоящая  из отделов (подсистем), поведение руководителя и типы поведения в группах  позволяют прогнозировать функционирование всей организации.

Ситуационный подход заключается  в стремлении связать конкретные приемы и концепции с реальной ситуацией для более эффективного достижения целей организации. Для  этого необходимо определить наиболее важный в данной ситуации фактор и  спрогнозировать вероятный эффект от изменения переменных. Некоторые  ситуационные переменные могут быть вычленены, но все выделить невозможно. Буквально каждая грань человеческого  характера, каждое предыдущее управленческое решение и все, что происходило  во внешнем окружении организации, определенным образом влияет на решение  и ход его выполнения. Например, при составлении бюджета выяснилось, что расходная часть значительно  превышает доходную. Следовательно, возникает дефицит бюджета и, соответственно, ставится вполне определенный вопрос: «За счет каких источников будет закрыт дефицит?». Вариантов  ответа может быть несколько, но только при согласованности управленческих решений многих руководителей, правильном прогнозировании дальнейших действий с учетом разноплановых факторов можно быть уверенным в том, что принято единственно правильное решение. Руководитель (менеджмент) обязан предвидеть последствия своих поступков.

Успехи и неудачи коллектива, в первую очередь, зависят от личности руководителя. Если он, имея определенные знания и стремление к совершенствованию, большое значение придает стратегическому  планированию работы организации, четкому  и действенному контролю, постоянно  анализирует состояние внешней  и внутренней среды, сильные и  слабые стороны организации, владеет  алгоритмом управления – то его  организация должна быть успешной. Но «один в поле не воин» - гласит русская пословица. Главное –  люди! Менеджмент – это синтез технологии, денежного расчета и психологии трудовых отношений, а потому в деятельности хорошего управленца всегда присутствуют два начала – организационно-техническое  и социально-поведенческое. Выдающийся менеджер современной Америки Ли Якокка говорит вполне определенно: «Все хозяйственные операции можно, в конечном счете, свести к обозначению  тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удастся  сделать». Питер Дракер, оценивая причины  успеха японских предпринимателей, сделал такой вывод: «Я научил их тому, что  люди – это ресурсы, а не издержки производства, и что, следовательно, управляя ими, надо нести ответственность  за них в той же мере, что и  за цели компании, за производство…  Современное предприятие или  учреждение – это прежде всего  человеческая, социальная организация. И менеджмент, как наука и, как  практика имеет дело с человеческими  и социальными ценностями». Поэтому  от руководителя члены коллектива вправе требовать создания необходимых  условий и благоприятной атмосферы  для труда, но и от коллектива руководитель вправе требовать подчинения личных целей целям организации, вправе осуществлять подбор команды, ибо «никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей». Неудачи возможны по субъективным и объективным причинам, а их исправление зависит от слаженности работы команды.

Глоссарий

 

Управление  — это властные отношения, и содержание их определяется характером собственности.

Сущность  управления - установление и поддержание  согласованности взаимодействия людей , участвующих в  едином процессе .

Системы управления - это совокупность элементов, обеспечивающих целенаправленное функционирование предприятия.

Менеджмент, как наука управления, стремится  найти и разработать средства и методы, которые бы способствовали наиболее эффективному достижению целей  организации, повышению производительности труда и рентабельности производства, исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде.

Информация о работе Менеджмент как наука