Возникновение менеджмента как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:29, контрольная работа

Краткое описание

Первое проявление настоящего интереса к управлению как к самостоятельному виду профессиональной деятельности следует отнести к началу двадцатого века. Изменение отношения к управлению организацией не было неожиданным. Понимание проблемы необходимости рационального управления для более эффективного достижения целей организации начало развиваться с середины XIX века.

Оглавление

Введение
1. Эволюция менеджмента как научной дисциплины
2. Школа научного управления (1885 - 1920 гг.)
3. Классическая (административная) школа (1920 - 1950 гг.)
4. Школы человеческих отношений и поведенческих наук
5. Школы 1940 - 1960-х годов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

пр.менеджмент.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

МАКЕЕВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Менеджмента организаций»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ  КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

 

по дисциплине: «Производственный менеджмент»

на тему: «Возникновение менеджмента как науки»

                                                           

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Студента 3 курса (о/з)

                                                            Экономического факультета

                                                            Специальность «ЭП» 

                                                            Группа «Б»

                                                            Лобань Е.А.

                                                               

                                                   

 

                                                                                                                       

 

 

 

г. Макеевка, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Эволюция менеджмента как научной дисциплины

2. Школа научного управления (1885 - 1920 гг.)

3. Классическая (административная) школа (1920 - 1950 гг.)

4. Школы человеческих отношений  и поведенческих наук

5. Школы 1940 - 1960-х годов 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА  КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Первое проявление настоящего интереса к управлению как к самостоятельному виду профессиональной деятельности следует  отнести к началу двадцатого века.

Изменение отношения к управлению организацией не было неожиданным. Понимание проблемы необходимости рационального управления для более эффективного достижения целей организации начало развиваться с середины XIX века.

Первой объективной предпосылкой, которая стимулировала интерес к управлению, стала промышленная революция в Англии.

Однако идея того, что само управление может реально внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые была воспринята в Америке. Этому способствовали объективные  факторы, определяемые конкретными условиями развития бизнеса, которые сложились в начале XX века в США. В том числе были созданы благоприятные условия для проявления личной компетентности, когда человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением и национальностью. Этому способствовало создание там самого большого рынка рабочей силы, который состоял в основном из трудолюбивых и энергичных людей. Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку. Эти люди были готовы и способны выполнять различные роли в бизнесе, включая управление с учетом открывшихся возможностях получения необходимого образования. Сложившаяся рыночная ситуация стала второй объективной предпосылкой стимулирования развития управления.[2, с. 52]

Третья предпосылка связана с возникновением трансконтинентальных компаний. Их создание было завершено в конце XIX — начале XX века и превратило Америку в самый крупный единый (континентальный) рынок мира. В Америке в то время не существовало государственного регулирования в бизнесе, что позволяло предпринимателям, добившимся успеха в развитии своего бизнеса, становиться монополистами. Эти и другие факторы сделали возможным формирование крупных отраслей и конкретных предприятий, масштабы и сложность которых требовали формализованных способов управления.

Появление и оформление управления как области научных  исследований было, во-первых, ответом  на потребности большого бизнеса  в профессиональном управлении. Во-вторых, этому способствовала открывшаяся  возможность воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции. И, в-третьих, явилось достижением небольшой группы инициативных и любознательных людей, проявивших горячее желание искать лучшие и эффективные приемы и способы выполнения работы.

Успехи в развитии науки управления были взаимосвязаны с достижениями в других областях знаний, в том числе с развитием техники и исследованиями человека и человеческих отношений (математика, инженерные науки, психология, социология и др.). В силу этого менеджмент как управление организацией приобрел междисциплинарный характер. По мере того, как развивались эти области знаний, теоретики и практики управления получали все больше информации о факторах, влияющих на успех организации. Междисциплинарную науку управления организацией стали называть управленческой мыслью. Полученные новые знания помогали специалистам осознать причины, почему более ранние теории в определенных условиях не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к решению управленческих проблем.

В то же время  в мире происходили великие перемены, связанные с научно-техническим  прогрессом, с изменением в отношениях общества и правительств к бизнесу. Эти и другие факторы заставили  представителей управленческой мысли  глубже понимать наличие не только внутренних, но и внешних по отношению к организации факторов, влияющих на достижение успеха в бизнесе. Были разработаны новые подходы к управлению, которые фактически отражали эволюцию менеджмента как науки.

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Любая наука базируется на использовании  исторического  опыта.  Зучение роков истории позволяет избежать противоречий и  ошибок,  стречающихся  на ранних этапах развития науки.

     Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как  и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ  прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы  спрогнозировать  будущее  развитие.

Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:

    • всегда интересно  и нужно;

    • позволяет  восполнить  недостаток  собственных  мыслей  и  объем  своих

знаний;

    • дает возможность  проанализировать основные вехи  эволюционного развития науки и систематизировать их;

    • позволяет  извлечь соответствующие уроки  из прошлого с  тем,  чтобы   не

повторять ошибок в будущем.

     Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также  появлению  и  формированию  новых  идей.  Развитие науки  управления  свидетельствует,  что  нежизненные  концепции  гибли,   а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.

     Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к истории  часто  происходило  в  критические,  судьбоносные  периоды  жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся  кризисной  ситуации. Так было, например, в период реформирования системы управления в СССР в  60-е гг., когда  взоры  многих  отечественных  ученых  устремились  в  прошлое, осмысление  которого  должно  было  помочь  в   поиске   путей   выхода   из создавшегося положения.

     Аналогичный всплеск интереса к  прошлому,  связанный  с  еформированием системы управления в СССР в 1979 г., произошел в  СССР  в  80-е  гг.,  когда также появился целый  рад  работ  по  изучению  эволюции  зарубежного  опыта управления. Перестройка системы управления, начатая в СССР М.С.  Горбачевым, также   сопровождалась   возрастанием   интереса   к    изучению    развития управленческой мысли.

    Создание принципиально  новой системы управления  в   Беларуси  адекватной рыночным отношениям, является неотъемлемой  составляющей  построения  нового общества.

     Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в  том,  что  он  ориентирует  фирмы  на удовлетворение потребностей рынка,  на  постоянное  повышение  эффективности производства (получение оптимальных результатов  с  наименьшими  затратами), на  свободу  в  принятии  решений,  на  разработку  стратегических  целей  и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

     Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей,  используя  труд, интеллект, мотивы  поведения  других  людей.  Крупнейшие  корпорации,  банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От  них зависят правительства,  многие  из  них  имеют  транснациональный  характер, простирая    свои    производственные,     распределительные,     сервисные, информационные сети по всему миру. А  значит,  решения  менеджеров,  подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов  людей, государств и целых регионов.

     Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой  рыночной  экономике  не  менее  важен  и малый бизнес. По количеству  это  более  95%  всех  фирм,  по  значению  это наибольшая приближенность к повседневным  нуждам  потребителей  и  в  то  же время полигон технического прогресса в сфере нововведений.  Для  большинства населения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий  в производстве  и  сфере  обслуживания  приватизированы  и,  наряду  с   вновь созданными, относятся  к  малому  бизнесу.  Умело  управлять  ими  -  значит выжить, устоять,  вырасти.  Как  это  сделать  –  тоже  вопрос  эффективного менеджмента.

     Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций,  но,  если  речь идет  о  государственных  органах  любого   уровня,   то  более   правильно использовать  термин  –  «государственное  управление»,  а  для  обозначения обезличенной системы управления употребляется термин «администрирование».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    В  соответствии с целью и задачами  данной  работы  можно  сделать

следующие выводы:

    1.Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент  развивался  на  протяжении  веков, прежде  чем   превратился   в   самостоятельную   отрасль   знания,   науку.

Значительное влияние на формирование  менеджмента  оказали:  школа  научного управления,  классическая  (административная)  школа,  школа  психологии   и человеческих отношений, школа науки  управления  (количественная  школа),  а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф.  Тейлор,  А.  Файоль, Э. Мэйо и др.

   2.Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления,  которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе  со  всем  обществом.  В условиях  перехода  к  рыночным   отношениям   важнейшим   фактором   успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

    3.Большое значение  приобретает изучение  передового  и прогрессивного опыта  управления  зарубежных  стран  и  использование   его   при   анализе собственных  управленческих  проблем.  Поэтому  изучение  истории   развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.

   В  современных  условиях  перестройки  экономики  на   основе   рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является  выработка  основных теоретических и методологических  позиций  по  использованию  менеджмента  в практической деятельности организаций. Основной особенностью  управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных  путей  совершенствования системы управления, выработка  позиции  по  различным  проблемам  управления применительно  к  рыночным  условиям  и  на  основе  творческого  осмысления передового зарубежного опыта.

Как наука менеджмент появился 100 лет назад, а в начале ХХ века Ф.Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления.

 

Список литературы

 

 

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури  Ф. Основы менеджмента: Пер.  с  англ.  –   М.: Дело, 2000. – 704 с.

2. Семенова И.И.  История менеджмента: Учебное   пособие  для  вузов.  –  М.:   ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.

3. Попов А.В.  Теория и организация американского  менеджмента.  –  М.:  МГУ,   1991. – С.12.

4. Кунц  Г.,  О’Доннел  С.  Управление:  системный   и  ситуационный  анализ   управленческих функций. – М.: Прогресс, 1981. Т. 1. – С.92.

5. Валовой Д.В. История менеджмента. Учебное пособие. – М.: Инфра – М, 2000 – 300 стр.

6. Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2003 - 624 с.

7. Кравченко А.И. История менеджмента. Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2002 – 560 стр.

8. Кредисов А.И. История учений менеджмента – Киев: ВИРА-Р, 2000 – 336 стр.


Информация о работе Возникновение менеджмента как науки