Лидерство. Традиционные концепции лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Основы лидерства.

1.1. Природа и определение понятия лидерства………..…………………...4

1.2. Содержание понятия лидерства в управлении организацией…………7

1.3. Лидер и менеджер………………………………………………………..13

1.4. Подходы к изучению лидерства………………………………………...16

Традиционные концепции лидерства

2.1. Теория лидерских качеств……………………………………………….18

2.2. Концепции лидерского поведения………………………………………23

Практическая часть

3.1. Пример эффективного лидерства………………………………………..37

Заключение……………………………………..……………………………...56

Список использованной литературы ……………………………………...58

Файлы: 1 файл

Лидерство курсач2.doc

— 432.50 Кб (Скачать)

           Второй тип рассматривает лидерство как набор образцов поведения, присущий лидеру также в любом организационном окружении (исследования Мичиганского университета и Университета штата Огайо, системы управления Ликерта и управленческая сетка Блейка и Моутон).  
 

                                                                                                                                                                                                                                                                                              

     Есть  поведение                              Нет учета ситуации          Уровень 

       

     ДИНАМИКА

     ПОВЕДЕНИЯ

       

     Нет поведения 
 
 

                             Нет учета ситуации    Уровень ситуационности       Есть учет ситуации 

     Рис 11.5. Типы подходов к изучению лидерства 

        

      Третий  тип предполагает изучение лидерских  качеств, но уже в зависимости от конкретной ситуации (концепции ситуационного лидерства: Танненбаума — Шмидта, Фидлера, Херсея — Бланшарда, Хауза — Митчелла, Стинсона — Джонсона, Врума — Йеттона —-Яго).

        Четвертый тип представляет ряд новых подходов, вновь изучающих лидерские качества, но уже в связи с конкретной ситуацией (причинно-следственный подход, или «атрибутивная» теория, концепции лидера-преобразователя и харизматического лидера). В указанных подходах делается попытка определить набор качеств и об-разцов поведения, необходимых лидеру в специфическом организационном контексте. Ниже будут подробно рассмотрены каждый из указанных подходов с целью оценки его значимости и полезности в объяснении лидерства и возможности предсказания с его помощью лидерского поведения. 
 
 
 
 
 
 
 

          2. Традиционные концепции лидерства 

      Несмотря на то, что лидеры и лидерство всегда оказывают значительное влияние на курс развития мировой истории, тщательное их изучение, как уже отмечалось выше, началось примерно столетие назад. Ранние исследования предполагали, что в любой ситуации лидер должен обладать определенными качествами. Несколько позже в исследовании произошел сдвиг в сторону выявления образцов поведения лидера. 

       2.1. Теория лидерских качеств. 

      Теория  лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

      В этом направлении были проведены  сотни исследований, породивших предельно длинный список выявленных лидерских качеств Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера:

      • ум или интеллектуальные способности;

      • господство или преобладание над  другими;

      • уверенность в себе;

      • активность и энергичность;

           • знание дела.

      Однако  эти пять качеств не объясняли  появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями. Манна постигло аналогичное разочарование [13]. Среди семи личностных качеств лидера, которые он выявил, ум являлся лучшим предсказателем того, что его обладатель будет лидером. Однако практика этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено вплоть до середины 80-х гг. Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:

• управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения/действий, чтобы это было привлекательным для последователей;

• управление значением, или способность так  передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;

• управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

• управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы", включая ресурсы других людей.

      Беннис  предлагает лидерам делиться властью  в организации для "создания среды, в которой люди почувствуют значимость и возможность познания того, что они делают, а также то, что они часть этого общего дела. Создаваемая таким образом организационная среда должна вселять в людей силу и энергию через качество работы и посвященность работе. Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические, или эмоциональные, умственные, или интеллектуальные, и личностные деловые (табл.. 2.1).

      К физиологическим относят такие качества человека, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лидером.

      Примеры Наполеона, Ленина, Гитлера, Сталина, Ганди подтверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур мировой истории. Те, кто еще верит в приоритет физиологических качеств, полагаются в своем суждении в значительной мере на использование силы в занятии лидерской позиции, что, как уже отмечалось, не является характерным для эффективного лидерства.

      Психологические, или эмоциональные, качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они имеют как наследственную, так и воспитательную основы. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило подтверждения практикой своей связи с лидерством. Это позволяет сделать вывод, что дело обстоит не так просто и что нельзя в полной мере и непосредственным образом полагаться на приведенные в табл. 2.1 черты характера личности при выявлении лидера в организации.

      Изучение  умственных, или интеллектуальных, качеств и их связи с лидерством проводилось многими учеными, и в общем их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров. К этому, видимо, привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения. Эффективное выполнение этих функций, как известно, связано с наличием рассматриваемых способностей. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит сталкиваться с

             множеством проблем. 

Таблица 2.1. Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров 
 

Интеллектуальные

способности

Черты характера личности Приобретенные способности
• Ум и логика

• Рассудительность

• Проницательность

• Оригинальность

• Концептуальность

• Образованность

• Знание дела

• Речевая  развитость

• Любопытство

и познавательность

• Интуитивность

• Инициативность

• Гибкость

• Бдительность

• Созидательность

и творчество

• Честность

• Личностная целостность

• Смелость

• Самоуверенность

• Уравновешенность

• Независимость

• Самостоятельность

• Амбициозность

• Потребность

в достижениях

• Настойчивость

и упорство

• Энергичность

• Властность

• Работоспособность

• Агрессивность

• Стремление к  превос-

ходству

• Обязательность

• Участливость

• Умение заручаться

поддержкой

• Умение кооперироваться

• Умение завоевывать

популярность  и престиж

• Такт и дипломатичность

• Умение брать  на себя

риск и ответственность

• Умение организовывать

• Умение убеждать

• Умение менять себя

• Умение быть надежным

• Умение шутить

и понимать юмор

• Умение разбираться

в людях


 

      Личностные  деловые качества носят в большей  степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидерства. Так, например, деловые качества, сделавшие кого-то лидером в коммерческом банке, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской лаборатории или в театре.

      Теория  лидерских качеств страдает рядом  недостатков.

      Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможным создать «единственно верный» образ лидера, а следовательно, заложить какие-то основы теории.

      Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего. Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход, изучающий лидерские качества, несомненно интересен, но, к сожалению до &их пор не принес пользы практике. Однако он послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке поведенческих и ситуационных основ лидерства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 2.2. Концепции лидерского поведения 

      Изучение  образцов поведения, присущих лидерам, началось накануне Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 60-х гг. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было то, что опять начался поиск одного единственно верного пути, но по другому направлению: лидерское поведение. Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам.

      Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как лидеры делают.

      Наиболее  известными концепциями данного типа являются следующие:

• три стиля  руководства;

• исследования Университета штата Огайо;

Информация о работе Лидерство. Традиционные концепции лидерства