Формирование концепции лидерства завтрашнего дня

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными. А так же попытаться понять каким лидер должен быть в будущем.
Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач:
определить сущность и роль лидерства, а также выявить особенности лидерских отношений;
рассмотреть современные стили лидерства;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Сущность лидерства в менеджменте
1.1 Содержание лидерства в управлении организацией.……..…………...5
1.2 Стили лидерства………………………………………..….....................10
2. Формирование концепции лидерства завтрашнего дня
2.1 Факторы, влияющие на лидерство в будущем…..……………………17
2.2 Характеристика лидера в информационной эпохе…...........................22
Заключение………………………………………………………………….25
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Лидерство в системе менеджмента.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….. 3

1. Сущность лидерства  в менеджменте

1.1 Содержание лидерства  в управлении организацией.……..…………...5

1.2 Стили лидерства………………………………………..….....................10

2. Формирование концепции  лидерства завтрашнего дня

2.1 Факторы, влияющие  на лидерство в будущем…..……………………17

2.2 Характеристика лидера  в информационной эпохе…...........................22

Заключение………………………………………………………………….25

Список литературы…………………………………………………………27

 

ВВЕДЕНИЕ

  Актуальность темы исследования. При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. Исходя из этого, становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации - работники, а за ее пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициативе и не к бездумному исполнению. Следует прейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности.

Современная концепция развития производства заключается в том, что максимальная производительность, качество и конкурентоспособность могут быть достигнуты только при участии каждого сотрудника в совершенствовании производственного процесса первоначально на своем рабочем месте, а в дальнейшем на предприятии в целом. Вовлечение персонала в процесс совершенствования производства создает творческую обстановку и является мощным мотиватором персонала к труду, что позволяет каждому сотруднику максимально реализовать свой опыт и творческие способности.

Цель настоящей  работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными. А так же попытаться понять каким лидер должен быть в будущем.

Достижение цели подразумевало  решение следующих поставленных задач:

  • определить сущность и роль лидерства, а также выявить особенности лидерских отношений;
  • рассмотреть современные стили лидерства;

Теоретическая и методологическая основа исследования заключается в достижении отечественной и зарубежной науки в исследовании особенностей лидерства. В ходе работы проработана и изучена общая и специальная литература, статьи и материалы семинаров, а также международная практика.

Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы, насчитывающий 21 источников на русском языке. Основной текст изложен на 26 станицах. Во введении обосновывается актуальность темы,  цель и задачи работы.

Во введении раскрыта актуальность темы, сформулирована цель, задачи, объект и предмет исследования.

В первой главе определены роли и обязанности лидера, детально рассмотрены стили и характеристики руководства.

Вторая глава посвящена рассмотрению лидерских качеств и характеристик, необходимых лидеру в будущем.

В заключении обобщены исследования и результаты работы и сформулированы основные выводы.

 

1. Сущность лидерства в менеджменте

1.1 Содержание  лидерства в управлении организацией.

        Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).12

Таким образом, лидером  группы может стать только тот  человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).3

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

1) бытовой тип лидерства  (в школьных, студенческих группах,  досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства  (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

3) политический тип  лидерства (государственные, общественные деятели).

Существует несомненная  связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность  выдвинуться в лидеры другого  типа.4

Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: “Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими”.

Талант руководства  людьми основывается на целом комплексе  социально-психологических качеств  и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.

Доверие к лидеру —  это признание его высоких  достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.5

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются  структуры воздействия на них. Эти  структуры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы.

Обязательное условие лидерства - обладание  властью  в  конкретных  формальных  или  неформальных  организациях  самых  разных  уровней и  масштаба   -   от    государства    и    даже    группы    государств  до правительственных учреждений,  местного самоуправления или народных  и  общественных  групп  и  движений.  Формализованная  власть  лидера  закрепляется  законом.  Но  во  всех случаях лидер имеет социальную и  психологическую,  эмоциональную опору в обществе  или  в  коллективах  людей, которые за ним следуют.

Пожалуй, наилучший способ объяснить, что делают лидеры, или  о том, что лидеры должны делать, — это обратиться к методу, которым  пользуются большинство экспертов. Они сравнивают роли, обязанности, привычки и действия обычного менеджера с  ролями, обязанностями, привычками и действиями настоящего лидера. В таблице 1 приведено такое сравнение, построенное на основе работ многих экспертов в области лидерства и руководства. 6

Таблица 1.

 Отличия  управляющих от руководителей-лидеров

Управляющие

Руководители-лидеры

Заинтересованы в производительности

Заинтересованы в эффективности

Администрируют 

Внедряют новшества

Поддерживают обычный порядок 

Развивают организацию

Сосредоточивают внимание на системах

Сосредоточивают внимание на людях  и структуре

Полагаются на контроль

Полагаются на доверие

Акцентируют важность тактики, структуры, систем

Акцентируют важность философии, фундаментальных  ценностей, общих целей

Видят краткосрочную перспективу 

Видят долгосрочную перспективу

Принимают статус-кво 

Бросают вызов статус-кво

Сосредоточены на настоящем 

Сосредоточены на будущем

Подводят итоги 

Смотрят вперед, за горизонт

Подробно разрабатывают порядок, поэтапность действий и сроки

Разрабатывают концепции и стратегии  их выполнения

Стремятся к предсказуемости и  порядку

Стремятся к переменам

Избегают рисков

Идут на риск

Побуждают персонал к соблюдению принятых стандартов

Вдохновляют людей на свершение  перемен

Требуют от других подчинения

Побуждают других следовать за собой

Действуют в рамках принятых в организации правил, регламентов, правил, регламентов, стратегий, процедур

Действуют за пределами принятых в  организации стратегий, процедур

Имеют определенную должность

Берут на себя руководство


 

Таким образом в этой главе рассмотрены основные понятия  лидерства. Рассмотрели какие бывают лидеры. Так же в таблице представлены различия между обычным управляющим и управляющим-лидером. 
1.2 СТИЛИ ЛИДЕРСТВА

Стиль руководства/лидерства - типичная для руководителя/лидера система приемов деятельности, используемая в работе с членами группы.

Сразу же нужно отметить, что в  традиции социальной психологии исследуется  вопрос именно о стиле лидерства, а не руководства. Но в экспериментальных  исследованиях эти понятия очень  трудно развести, и практически используются единые методики.

Диктаторский  стиль чаще всего оказывается самым неэффективным. Достаточно того, что он разрушает моральный климат организации. И прежде всего страдает гибкость. Если руководитель принимает максималистские решения, не учитывая мнения подчиненных, все новое погибает в зародыше. Видя неуважение к себе, люди перестают предлагать руководству новые идеи, зная, что ничего хорошего из этого все равно не получится. И точно так же у сотрудников пропадает чувство ответственности за качество своего труда: как только их лишают возможности проявлять инициативу, у них исчезает ощущение сопричастности и поэтому работа больше не воспринимается как свое личное дело.

Диктаторский стиль  руководства отрицательно сказывается  и на мотивации. У большинства  профессионалов кроме денег есть не менее важная мотивация — удовлетворение от хорошо сделанной работы. Диктаторский стиль больно бьет по профессиональной гордости. И наконец, он лишает руководителя одного из главных рычагов мотивации — возможности показать подчиненным, что они вносят лепту в общие достижения компании. Все это приводит к тому, что работникам становится безразлично все происходящее в компании. Они думают примерно так: «Да какое, в конце концов, мне до всего этого дело!»

Диктаторский стиль  можно применять очень осторожно и лишь в чрезвычайных ситуациях. Он совершенно необходим, например, при реструктуризации предприятия или при угрозе враждебного поглощения. В подобных случаях руководство только так может отказаться от неоправдавших себя методов и заставить людей трудиться по-новому. Но если руководитель компании полагается исключительно на диктаторский стиль, его пренебрежение моральным духом и чувствами сотрудников окажется губительным в долгосрочной перспективе. 7

Авторитетный  лидер — это мечтатель и прорицатель одновременно, который мотивирует подчиненных, объясняя им, как важна для общего дела работа каждого из них.

Сотрудники особенно преданны целям и стратегии организации, когда ее возглавляет именно авторитетный руководитель. Показывая каждому  работнику, какой весомый вклад он вносит в общее дело, он задает систему стандартов. Когда он оценивает работу сотрудника — неважно, отрицательно или положительно, — главным критерием становится ее соответствие или несоответствие этим стандартам. Что значит работать хорошо или плохо, за что сотрудники получают вознаграждение — все это хорошо понимают. Наконец, авторитетный стиль положительно сказывается на гибкости: руководитель провозглашает конечную цель и, как правило, оставляет подчиненным достаточно свободы для проявления инициативы.

Информация о работе Формирование концепции лидерства завтрашнего дня