Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:02, курсовая работа
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией.
Введение………………………………………………………………………3
Основы лидерства.
1.1. Природа и определение понятия лидерства………..…………………...4
1.2. Содержание понятия лидерства в управлении организацией…………7
1.3. Лидер и менеджер………………………………………………………..13
1.4. Подходы к изучению лидерства………………………………………...16
Традиционные концепции лидерства
2.1. Теория лидерских качеств……………………………………………….18
2.2. Концепции лидерского поведения………………………………………23
Практическая часть
3.1. Пример эффективного лидерства………………………………………..37
Заключение……………………………………..……………………………...56
Список использованной литературы ……………………………………...58
Система I представляет собой ориентированный на выполнение задания, сильно структурированный авторитарный лидерский стиль. В противоположность система 4 — это стиль, ориентированный на развитие отношений с подчиненными и групповую, совместную работу с ними. Системы 2 и 3 являются как бы промежуточными стадиями между двумя крайностями, близкими к основным положениям теории «X» и теории «Y» Дугласа МакГрегора.
На основе своей модели Ликерт разработал вопросник, позволяющий определять стили руководства и управленческую культуру. Согласно полученным на основе вопросника результатам, эффективное лидерство чаще располагалось ближе к системе 4 и реже — к системе 1. Однако на практике следование стилю, соответствующему системе 4, оказалось далеко не простым делом. Не многие организации использовали этот стиль. Как оказалось, переход к нему связан с
необходимостью проведения радикальных изменений, в основном изменений в поведении самого лидера и его последователей на уровнях, вплоть до рядового работника.
Наибольшую
популярность среди концепций поведенческих
стилей лидера в последнее время получила
модель управленческой сетки, наглядно
демонстрирующей, что есть один единственно
верный стиль лидерства. Похожая в определенной
мере на модель Университета штата Огайо
управленческая сетка
Блейка и Моутон [2] представляет собой
матрицу, образованную пересечениями
двух переменных или измерений лидерского
поведения: на горизонтальной оси —
интерес к производству
и на вертикальной оси — интерес к
людям (рис. 11.8). Переменные управленческой
сетки, по сути, носят характер расположения
(к чему-либо или кому-либо) и взгляда (на
что-то), предопределяющих последующее
поведение, т.е. оба интереса связаны как
с человеческим сознанием, так и с действием
человека, а не только с чем-нибудь одним.
Шкалирование каждой из осейматрицы от
1 до 9 дает возможность очертить зоны пяти
основных лидерских стилей (рис. 2.3).
Рис.
2.3. Управленческая сетка Блейка и Моутон
1.1 : подход «менеджмент выживания». Минимальных трудовых затрат достаточно, чтобы продержаться в предпринимательстве. Задачи выполняются лишь по обязанности.
1.9 : подход «объединительный менеджмент». Удовлетворяются потребности сотрудников в межчеловеческих отношениях, которыми они были довольны, что способствует созданию дружеского климата на производстве и спокойному трудовому темпу.
9.1 :подход «приказной менеджмент». Обеспечение, гарантия эффективного труда через организацию, которая сводит до минимума человеческие тормозящие факторы.
9.9 :подход «коллективный менеджмент». Ангажированные сотрудники преследуют общую цель. Взаимозависимость создает рабочий климат уважения и доверия.
9.1 + 1.9 : подход: «патернализм» (начальник – «отец родной»). Этот подход связывает контроль сотрудников (9.1) с ориентировкой «по-отечески», естественно, лояльности от «своих детей». Сильное руководство, строгий контроль и крупные вознаграждения при послушании обеспечивают производительность труда. Непослушание держится в рамках через общение и возникновение чувства вины.
5.5
Подход: «человеческий (гуманный)
организационный менеджмент».
Хорошие показатели и приемлемая рабочая
атмосфера выравнивают весы. «Делайте
свою работу, но в умеренном темпе».
Обследование
значительного числа менеджеров
подтвердило гипотезу основателей
модели о том, что независимо от ситуации,
стиль 9,9 является лучшим. Рассматриваемая
модель обрела высокую популярность у
менеджеров. Она используется ими для
выработки лучшего лидерского поведения
через участие в программах обучения и
подготовки, специально разработанных
для выработки у них стиля 9,9. В случае
преобладания у менеджера стиля 9,1 ему
следует уделять больше внимания обучению
в области развития персонала, мотивации,
коммуникации и т.п. Преобладание стиля
1,9 может потребовать обучения в таких
областях, как принятие решений, планирование,
организация, контроль, рабочие операции.
При стиле 5,5 в определенной мере может
потребоваться обучение по большинству
из указанных направлений. Стиль 1,1 вызывает
сомнения в возможности изменить поведение
менеджера, в том числе и через обучение.
Концепция «вознаграждения и наказания»
лидерского поведения основана на положениях
теории о закреплении поведения, изложенной
в гл. 1 учебника. В данной концепции лидер
рассматривается в качестве человека,
управляющего процессом изменения поведения
подчиненных в желательном направлении.
Концепция выделяет четыре типа лидерского
поведения в зависимости от применения
вознаграждения или наказания (рис.2.4).
….в связи с
ситуацией
Изменение
поведения
… без связи с
ситуацией
вознаграждение
Рис.2.4. Четыре типа лидерского поведения в зависимости от применения
вознаграждения
или наказания
На практике вознаграждение за достигнутый уровень выполнения работы приводит к превышению работником обычного уровня прилагаемых им усилий и превышению получаемого им удовлетворения от работы. Наказание за неадекватный уровень выполнения работы, равно как и вознаграждение без учета уровня выполнения работы, по-разному влияет как на прилагаемые усилия, так и на получаемое от работы удовлетворение. И наконец, наказание без учета уровня выполнения работы чаще всего отрицательно отражается на качестве работы и удовлетворенности работника.
Поскольку вышерассмотренные концепции лидерского поведения так или иначе предполагают наличие формального лидерства при любых обстоятельствах, многие исследователи не раз задавались вопросом: могут ли существовать ситуации, когда не требуется поведения лидерского типа? Так, С. Керр и Дж. Джермейер выдвинули предположение о наличии переменных или так называемых заменителей лидерства [9], имеющих свойство сводить на нет потребность в лидерском влиянии на уровень работы подчиненных и их удовлетворенность. Например, подчиненный, имеющий большой опыт работы, развитые способности и высокий уровень подготовки, как бы устраняет потребность в директивном руководстве. Лидер-структуризатор будет испытывать сильное сопротивление со стороны независимого и самостоятельно мыслящего подчиненного с высоким уровнем квалификации. Самоуправление для таких работников будет более привлекательным, чем указания их лидера.
Различные заменители лидерства и их связь
с необходимостью использования того
или иного стиля руководства показаны
в табл. 2.4.
Таблица
2.4. Заменители лидерства
Переменные, или заменители лидерства | Когда не требуется обращать больше внимания на отношения с подчиненными | Когда не требуется обращать больше внимания на структуру отношений и работу |
На
уровне качеств подчиненных:
1 . Способность, опыт, подготовка, знания 2. Независимость, самостоятельность 3. Профессионализм 4. Отсутствие реакции на вознаграждение |
Х Х Х |
Х Х Х Х |
На
уровне содержания работы:
5. Ясность, честность и рутинность 6. Отсутствие альтернативных методов 7. Получение обратной связи в работе 8. Внутренне удовлетворяющая работа |
Х |
Ч Х Х |
На
уровне организационного окружения:
9. Процессы формализованы 10. Невозможность гибкости отношений 11. Высокоспециализированная поддержка 12. Групповой подход, тесная взаимосвязь 13. У лидера нет прав вознаграждать 14. Нет непосредственного контакта с подчиненным |
Х Х Х |
Ч Х Х Х Х Х |
Рассмотренные концепции еще раз достаточно ясно свидетельствуют о том, что лидерами становятся, а не рождаются. Лидерское поведение может быть развито и улучшено посредством обучения и специальной подготовки. Знание этого, в свою очередь, помогает разработать и провести такие программы подготовки менеджеров, которые развивают определенные лидерские навыки и умения.
Вместе
с тем поведенческие концепции
лидерства основаны на очень широком
спектре измерений лидерского поведения,
которое получает многочисленные трактования,
что резко усложняет их практическую апробацию.
По этим причинам, в частности, концепции
лидерского поведения не дали ответа на
вопрос о связи лидерства с такими важными
показателями выполнения работы, как эффективность,
производительность и удовлетворенность.
3.1.
Практическая часть
Наглядным примером практической реализации лидерства я решила выбрать группу банка ВТБ. Руководители этих компаний (одновременно являющиеся и лидерами) сделали их общеизвестными и помогли им занять определенную нишу на международном рынке.
Характеристка
Банка:
ОАО Банк ВТБ и его дочерние банки – международная финансовая группа (группа ВТБ), предоставляющая широкий спектр банковских услуг в России, СНГ, странах Западной Европы, Азии и Африки.
Cеть
продаж группы ВТБ (Группа) состоит
из 957 офисов в России, СНГ и
Европе.За пределами России
Немного
о возникновении и
В 1990 году — Банком России и Верховным Советом РСФСР учреждён Банк внешней торговли РСФСР в форме закрытого акционерного общества с государственным участием в капитале.
В 1998 году — преобразован в открытое акционерное общество, крупнейшим акционером которого является государство в лице Центрального банка Российской Федерации с долей в капитале банка в размере 99,9 %.
В 2002 году — акции банка переданы Минимуществу России.
В 2004 год — банк приобретает контрольный пакет акций (85,81 %) ЗАО КБ Гута-банк, столкнувшегося в тот момент с проблемой ликвидности и испытывавшего серьёзные финансовые трудности. На базе Гута-банка создан специализированный розничный банк ВТБ 24.
В 2005 году — банк становится владельцем 75 % +3 акции ОАО «Промышленно-строительный банк» (ПСБ). На базе ПСБ создан Банк ВТБ Северо-Запад, специализирующийся на работе с юридическими лицами.
24
октября 2006 года
— Внешторгбанк
и Внешторгбанк
24 были переименованы
в — ВТБ и ВТБ-24.
Президентом-
На посту финансового директора находится Герберт Моос, ранее занимавший должность генерального директора компании VTB Capital Europe. Он курирует Финансовый департамент Банка и отвечает за разработку и реализацию финансовой стратегии, управление активами и пассивами и подготовку финансовой отчетности ВТБ.
Кроме того, в связи с необходимостью оптимизации системы управления, а также с целью усиления стратегической направляющей в 2009 году был расширен состав Правления. С декабря 2009 года в состав Правления ВТБ входят 11 человек.
«Портрет» сотрудника банка ВТБ Доля сотрудников, имеющих высшее образование, – 84,6%. Средний возраст работников – 37 лет. Численность работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера и совместителей, – около 2% общей численности персонала.
Информация о работе Лидерство. Традиционные концепции лидерства