Понятие и основные концепции политического лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:48, контрольная работа

Краткое описание

Лидерство – универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде – в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в компаниях и университетах, в неформальных организациях, в уличных шайках и массовых демонстрациях. Лидерство присуще любой сфере человеческой деятельности, для существования и прогресса которой требуется выделение руководителей и ведомых лидеров и последователей.

Оглавление

Введение.
1. Понятие и основные концепции политического лидерства.
2. Классификация, функции и тенденции развития лидерства.
3. Особенности политического лидерства в России.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство  по образованию 

 

СЫЗРАНСКИЙ ФИЛИАЛ САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

Кафедра «гуманитарных и социально-экономических

дисциплин»

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

По дисциплине «Политология»

 

на тему: «Вариант 28.

Политическое лидерство.»

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса ССО

заочного факультета

специальности «Менеджмент  организации»

Поганова Е. В.

Научный руководитель

к. ф. н. доцент Каликанов  С.В..:

 

 

 

 

Сызрань 2012г.

 

Содержание.

Введение.

 

1. Понятие и основные концепции политического лидерства.

 

 

2. Классификация, функции и тенденции развития лидерства.

 

 

3. Особенности политического лидерства в России.

 

Заключение.

 

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Лидерство, его природа  волновали человечество во все времена. С государями, полководцами и учеными в памяти человечества связано большинство завоеваний, открытий. Лидеры во многом  олицетворяют эпохи и цивилизации, по праву персонифицируют основные вехи социальной истории, ее достижения и потрясения.

Лидерство – универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде – в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в компаниях и университетах, в неформальных организациях, в уличных шайках и массовых демонстрациях. Лидерство присуще любой сфере человеческой деятельности, для существования и прогресса которой требуется  выделение руководителей и ведомых лидеров и последователей.

Важность проблемы лидерства  многократно возрастает в политической сфере. Здесь концентрируются властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров, их последователей и противников. Во многих странах политическое лидерство есть существенный, хотя отнюдь не всесильный элемент в панораме общественной жизни. Лидеры наиболее значимых государств, политических партий и движений обладают таким влиянием, что о них знают во всех уголках Земли.

     В данной  работе мы рассмотрим:  Понятие и основные концепции политического лидерства; Классификация, функции и тенденции развития лидерства; Особенности политического лидерства в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие политического  лидерства.

 

   Люди,  субъекты  политики  по-разному  вовлечены  в  социальные  процессы общества.  Американский  политолог  Г.Алмонд  следующим   образом   различал субъектов политики по характеру их участия в политической жизни: 1) те,  кто делает это полностью бессознательно, стихийно; 2)  те,  чье  участие  в  ней полусознательно,  т.е.  с  пониманием   ролей   как   изначально   заданных, неоспоримых,  при  безусловном  подчинении  им;   3)   вполне   сознательные участники, проводящие собственные интересы и ценности.

   Все  субъекты  преследуют  в  своей  деятельности  конкретные   интересы.

Согласует же многообразие групповых и индивидуальных устремлений  участников политической жизни политический лидер – человек, способный определять  общие цели, способы их достижения, организовывать процесс  распределения  ролей  и функций внутри общества. Такая личность, наделенная управленческим  статусом и властной должностью, называется политическим лидером.

   В самом понятии  лидерства заключена тайна, как тысячи  людей подчиняются одному человеку (креслу), поэтому понятие  лидерства  неразрывно  связано  с понятием власти. Ведь политическая власть представляет собой  способность  и волю  определенного  класса,  группы,  индивида  проводить  в   жизнь   свою политическую линию в соответствие со своими интересами. Но  какие  механизмы при этом действуют?

Концепции политического  лидерства.

     Итак, существует множество  концепций,  пытающихся  объяснить  феномен лидерства,  так,  например,  психологическое  объяснение  природы  лидерства акцентирует внимание на мотивации  поведения  лидера.  Проявлением  крайнего психологизма в понимании природы лидерства является концепция  психоанализа, созданная  З.Фрейдом.  Политическое  лидерство  он   трактовал   как   сферу проявления подавленного либидо –  бессознательного,  сексуального  влечения. Неудовлетворенность  сексуальных  потребностей   формирует   психологическое напряжение у индивида.  Нервное напряжение  компенсируется  жаждой  власти,

обладанием значительных  властных  полномочий,  которые  позволяют  индивиду избавиться от комплексов, связанных, например, с  физическими  недостатками, непривлекательной внешностью и т.п. В политической деятельности  подавленное либидо проявляется в стремлении к безграничной власти, в желании  испытывать наслаждение от унижения других людей, в жажде разрушения.

       Эрих  Фромм - известный западный психолог, основоположник неофрейдизма - в своей работе “Бегство от свободы” определяет  лидерство  как  проявление садо-мазохистских  инстинктов.  Лидер,  по  Фромму,  человек  с садистскими наклонностями, т.к. он стремится к власти, а власть  –  это  господство  над кем-либо, следовательно,  жажда  власти  является  существенным  проявлением садизма. Миллионы людей  считают  власть  признаком  силы.  Но,  по  Фромму, власть  над  людьми  является  проявлением  превосходящей  силы   в   сугубо материальном смысле: если  в  моей  власти  убить  другого  человека,  то  я сильнее его. Но в психологическом плане жажда власти коренится не в силе,  а в слабости. В ней проявляется неспособность личности выстоять в  одиночку  и

жить своей силой. Это  отчаянная попытка приобрести  заменитель  силы,  когда подлинной силы не хватает. Итак, лидеры – это садисты,  а  мазохисты  –  те, кто  за  этим  лидером  идет   (немецкая   нация,   идущая   за  Гитлером). Существуют многочисленные интерпретации понятия лидерства,  каждая  проводит нить  своего  понимания,  но также оставляет несовершенное и   в   целом неадекватное объяснение природы  лидерства.  Многообразие  теорий  лидерства связано с тем, что в каждой из них внимание акцентируется на каком-то  одном его аспекте. Мы можем выделить три основных концепции лидерства,  основанных не только на теоретических представлениях, но и подкрепленных  эмпирическими исследованиями. Западные социологи предлагают от  общетеоретических  понятий политического лидерства перейти к исследованию лидерства в малых группах  и, накопив на низком уровне знания, перейти на другой, более  высокий  уровень. Т.е.  для  того,  чтобы  ответить,  что  такое  лидерство,   надо   провести исследование в малых эмпирических группах – лидерство в классе,  в  армии  и т.д.

      1-ая  эмпирическая  концепция  лидерства  –  это  “теория  черт”.  Она

возникла в начале XX века под влиянием исследований английского  антрополога Ф.Гальтона, объяснявшего природу лидерства наследственностью. Основная  идея такого  подхода  заключалась  в  том,   что   лидер   обладает   качествами, отличающими его от своих  сторонников,  и  эти  качества  можно  выделить  и изучать особо. В рамках теории черт лидер рассматривается  как совокупность определенных психологических качеств, наличие  которых  помогает  выдвижению индивида на лидирующие  позиции,  позволяет  принимать  властные  решения  в отношении других. Как отмечал один  из  авторов  теории  черт,  американский социолог Э.Богардус, “превосходящие  интеллектуальные  дарования  доставляют

личности выдающееся положение, рано  или  поздно  приводящие  к  лидерству”. Лидерами рождаются, и становятся,  следуя  своему  призванию.  Роль  великой личности в истории также базируется на этой  концепции:  властью  наделяется очень ограниченное количество достойных людей, которые считаются избранными и призваны вести за собой, а все остальные  должны  следовать  за  ними.  Но проблема “теории черт” состоит в том, что нет ни  одной  черты,  которая  бы строго коррелировала с лидерством. Среди достоинств лидера Богардус  выделил такие  черты,  как  чувство  юмора,  такт,  способность  привлекать  к  себе внимание, энергию, ум и характер.  Определенные  личностные  качества  могут иметь важное значение,  но,  как  показывают  социологические  исследования, индивидуальные  черты  лидера  почти   ничем   не   отличаются   от   набора психологических и социальных качеств личности вообще.

       Тогда   появляется   другая   концепция   лидерства,   противоположная

предыдущей: ситуационная теория лидерства. Авторы  “ситуацианизма”  считали, что лидер может появиться в результате удачного сочетания  ряда  моментов  – места,  времени  и  обстоятельств.  В  различных   жизненных   ситуациях   в социальных  группах  выделяются  отдельные  индивиды,  которые   превосходят других по крайней  мере  в  каком-то  одном  качестве.  И  поскольку  данное качество  востребовано  сложившимися  условиями,  постольку   этот   индивид становится лидером. Сторонники ситуационной теории рассматривают лидера  как функцию определенной ситуации. Т.е. конкретные события,  сложившиеся  именно таким образом вынуждают человека проявить себя,  великие  события  формируют великих лидеров из простых смертных. Лидерство зависит не от личности, а  от стечения обстоятельств.  Они  также  подчеркивают  относительность  качеств,

присущих лидеру, и  полагают,  что  разные  обстоятельства  могут  требовать принципиально разных лидеров.

      3-я   концепция  отдает  определяющую  роль  последователям  лидера  по

методике  изучения  самих   последователей   при   выявлении   лидера,   его

конституентов  –  приверженцев,  избирателей  и,  шире,  всех   политических

субъектов, взаимодействующих  с данным лидером. Вот что пишет  Т.  Одорман  в своей книге “Авторитарная личность”: “Гитлер не случайно оказался у  власти, сама нация авторитарна, –  стремится  к  порядку,  режиму,  беспрекословному подчинению”.

      Но каждая  из представленных концепций  имеет  определенные  недостатки. Все больший  вес  в  политической  науке  приобретают  концепции  лидерства, авторы которых стремятся учесть влияние  всех  факторов.   Поэтому  в  эпоху постмодернизма,  для  которой  характерны  решения   проблем   синтетическим подходом  -  плюрализм  мнений,  синтез  противоречивых   теорий   и   т.п., появляется интегративная теория лидерства.

      Современный американский политолог М.Херманн полагает, что “лидерство – многогранное понятие. Рассматривая  его  проявления,  следует  принять  во внимание: 1) характер самого  лидера;  2)  свойства  его  конституентов;  3) взаимосвязь между лидером и его конституентами;  а также 4)  контекст  или конкретную ситуацию, в которой лидерство осуществляется”. Итак, лидерство  – феномен,  определяемый  чертами  личности   самого   лидера,   ситуацией   и экспектацией последователей в их динамическом состоянии.

 

 

       Следовательно,  политическое  лидерство  представляет  собой  процесс

взаимодействия,  в  ходе  которого  одни  люди  (лидеры)  знают  и  выражают потребности  и  интересы  своих  последователей  и  в  силу  этого  обладают престижем и влиянием, а другие (их сторонники) добровольно отдают  им  часть своих    властных    полномочий    для    осуществления    целенаправленного представительства и реализации собственных интересов.

 

2. Классификация, функции и тенденции развития лидерства.

 

    Существуют различные классификации феномена лидерства. Одной из наиболее общих является деление всех лидеров на обычных («реальных») и великих (как великих «героев», так и великих «злодеев»). Первые, реальные лидеры, не оставляют заметного личного следа в истории, не изменяют обычного хода событий. Вторые, лидеры-герои (злодеи), имеют собственное видение политики и пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и политические перемены.

 Широко распространено  деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению.

 Одна из «классических»  типологий лидерства восходит  к учению М. Вебера о способах  легитимации власти. В соответствии  с этими способами, лидеров  подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т.п.) — их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных, или рутинных, — это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических — наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися ка­чествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.

     Данная классификация лидерства достаточно проста и удобна, хотя, как и любая другая классификация, ограничена в применении. В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго — разум, третьего — вера и эмоции. Основоположник этой классификации Вебер особое внимание уделял анализу харизматического лидерства. Он оценивал лидера этого типа как важнейшего движителя, генератора обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связаны с прошлым, способны мобилизовать массы на решение задач социального обновления. В относительно же спокойные периоды развития для общества предпочтительнее рационально-легальное лидерство, оберегающее исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы. В целом же в истории многих государств наблюдается определенная последовательность в смене типов политического лидерства. Вождь-основатель (харизматик) сменяется традиционным лидером-охранителем, который, в свою очередь, уступает место реформатору-законодателю.

Информация о работе Понятие и основные концепции политического лидерства