Понятие и основные концепции политического лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:48, контрольная работа

Краткое описание

Лидерство – универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде – в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в компаниях и университетах, в неформальных организациях, в уличных шайках и массовых демонстрациях. Лидерство присуще любой сфере человеческой деятельности, для существования и прогресса которой требуется выделение руководителей и ведомых лидеров и последователей.

Оглавление

Введение.
1. Понятие и основные концепции политического лидерства.
2. Классификация, функции и тенденции развития лидерства.
3. Особенности политического лидерства в России.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

      С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства — его профессионализация. Политическое лидерство сегодня — это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага.

     Политика превратилась в «предприятие», которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной многопартийной системой. В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, широкой общественностью важнейшей функцией политических лидеров стало преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения.

      Политик фактически превратился в специалиста в области общественных коммуникаций, предполагающих обеспечение четкой формулировки требований населения, налаживание необходимых для принятия коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и правительственными органами, средствами массовой информации, общественными организациями. Таким образом, политические лидеры сегодня выступают реальным воплощением, материализацией механизма власти в обществе.

     Функции лидеров в конкретном обществе зависят от степени зрелости его экономической, политической, культурной сфер, от уровня культуры населения, от характера (типа) политического режима и, наконец, от индивидуальных качеств самого лидера. Граждански зрелое общество с высокой степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно сокращает возможности доступа к лидирующим позициям политикам-непрофессионалам, что нередко происходит в традиционных и переходных обществах.

Среди общезначимых функций  лидеров выделим следующие:

1) интегративную: объединение  и согласование различных групп  интересов на основе базовых  ценностей и идеалов, признанных  всем обществом; 

2) ориентационную: выработку  политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения;

3) инструментальную: определение  способов и методов решения  поставленных перед обществом  задач; 

4) мобилизационную: инициирование  необходимых изменений с помощью  создания развитых стимулов для населения;

5) коммуникативную: обеспечение  устойчивых форм политической  самоорганизации на основе тесных  контактов с общественностью,  различными организациями, группами  и слоями;

6) функцию гаранта  справедливости, законности и порядка  (от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности).

Чем политическое лидерство  современной России отличается от политического  лидерства в других странах?

     Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой — унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.

     Номенклатурное прошлое, усугубляемое почти полным отсутствием социального контроля и нравами легализировавшихся дельцов теневой экономики, ярко проявляется у посткоммунистических российских лидеров, которые воспроизводят некоторые формы и методы деятельности номенклатурной системы. В этом отношении российские политические лидеры ближе к номенклатурному, чем к западному типу лидерства.

     Особенностью современных российских лидеров является и то, что они зачастую совмещают роль владельца средств производства, выполняющего функции организатора производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политической жизни.

     Стоит отметить, что в странах Западной Европы большинство политических лидеров являются профессиональными политиками. В США политические лидеры зачастую совмещают роль собственника и политика.

     Российские экономически господствующие политические лидеры располагают специфическими средствами политического влияния, богатство, позволяющее ставить политиков в зависимость от своей воли, а также неформальные связи. Решающую роль здесь играют одинаковый или близкий жизненный уклад, а зачастую и просто личные связи.

     Еще одна особенность заключается в том, что децентрализация государственной власти, перенос центра политического, экономического и культурного влияния в горизонтальные структуры регионов способствовало значительному возрастанию роли региональных политических лидеров. Новые региональные лидеры отличаются тем, что они выдвинуты населением, стараются общаться с массами, завоевывать их доверие.

     В настоящее время одной из проблем российского общества стало выявление номинального и фактического политического лидерства. Значительную роль и при демократических режимах в формировании государственной политики нередко играют неофициальные советники высших должностных лиц, которых часто называют «серыми кардиналами». Среди них люди, не занимающие официальных постов, но имеющие доступ к ключевым политическим фигурам; а также действительные политические лидеры, которые по своему влиянию могут превосходить иных министров и других официальных лиц. Поэтому при выделении из среды политических деятелей тех, кого можно считать политическими лидерами, необходимо, в первую очередь, учитывать степень их реального воздействия на политику. Эта степень далеко не во всех случаях соответствует должностному положению того или иного человека, хотя, конечно, от уровня должности в государственном аппарате или партийном руководстве прямо зависит тот или иной объем властных полномочий. Вместе с тем расстановка сил в правящих кругах может сложиться таким образом, что даже глава государства в значительной мере оказывается номинальным политическим лидером, а фактическая власть сосредоточивается в руках других политических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В данной работе освещены основные концепции политического  лидерства, наиболее значимые определения и типологии.

Подводя итог вышесказанного можно отметить, что политическое лидерство следует рассматривать  не только как  процесс взаимоотношений  между людьми, при которых одни выражают и знают интересы и потребности своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие отдают им добровольно часть своих политических властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации, но и как власть. Как власть потому что оно состоит из способности одного лица, находящегося “на вершине”, заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы и могли бы не делать вообще.

Также можно отметить некоторые другие требования, которые  надо предъявлять к  политическому лидеру:

    • лидер должен выступать носителем новых идей;
    • лидер и его окружение должны соответствовать требованиям времени;
    • возраст не должен быть преградой для реального лидера;
    • лидер должен точно отражать настроение народа.

Все это обусловлено  тем, что лидерство - это не новый стиль руководства,  а способ организации власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или   большинства его социальных  слоев.  Такое общество  возникло сравнительно недавно либо еще только  складывается,  и  то  пока  не везде.  Но это перспектива и необходимость истории и политики.  Члены гражданского  общества  -  мыслящие  участники  политической   жизни, поэтому  они  имеют  возможность  сознательно  выбирать  себе лидера.  Поведение же лидера должно  убеждать  их  в том,  что его действия правильны   и   выгодны,   а   не   продиктованы   своекорыстием или властолюбием.  Общество со  своей стороны не  может манипулировать лидером.   Социальное  и политическое  партнерство,  взаимопонимание лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.

     Опираясь на то, что общество не может самостоятельно регулировать свою деятельность, т.е. не может обойтись без лидера, оно должно создать все условия для подготовки лидера, а также создать систему контроля за лидером со стороны средств массовой информации, разделения властей, законодательства. Цель такого контроля - не вызвать интерес к личной жизни  лидера,  а уберечь  от соблазнов,  которых у него гораздо больше,  чем у рядовых граждан и даже у его ближайшего окружения.  Открытое  для  наблюдения общества правление лидера и его приверженцев оздоравливает и власть, и народ.

     В тоже время очевидно, что политический лидер должен опираться на ту или иную организацию, будь то партия, союз, ассоциация и т.д. Лидер должен опираться на решающие звенья политической системы, иначе невозможно его продвижение по политической лестнице до самых ее высот. Но в тоже время сама политическая система не должна зависеть от личных качеств политического лидера, его слабостей и достоинств. Иначе эта система не будет демократичной, а скорее всего будет прообразом будущей диктатуры. Все политические формирования, институты, и прежде всего государственные, призваны во время пресекать негативные устремления тех или иных деятелей, а в случае необходимости - заменять их новыми руководителями, отвечающим потребностям общества, требованиям законов и нравственности.

 

Литература.

 

1. Каменская Е.Н. Политология: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2006.

 

2. Козырев Г.И. Политология Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2006.

 

3. Панарин А.С. Политология: Учебник. М.: ООО « ТК Велби», 2004.

 

4. Политология. Учебное  пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова.  –   СПб.: Питер, 2005.

 

5. Васильева Л.Н. Элита или эрзац-элита: «новый курс» российской политики // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 3.




Информация о работе Понятие и основные концепции политического лидерства