Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 23:32, реферат
Положение участников политической жизни в политической иерархии неравное. Это обусловлено разной степенью близости их к власти, способностью влиять на социальные изменения и возможностью принимать стратегические решения. И даже внутри элиты отдельные ее представители отличаются от других преимущественным влиянием на общество. Таким образом, личность, которая оказывает постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию, называется политическим лидером.
Введение.
1.Понятие и природа политического лидерства.
2. Теория лидерства Н. Макиавелли.
3. Три теории происхождения лидерства
4.Функции политических лидеров.
5. Типология лидеров.
5.1. Три типа лидерства.
6. Заключение
7. Список используемой литературы.
ТЕМА: «ПОЛИТИЧЕСКОЕ
ЛИДЕРСТВО»
Введение.
1.Понятие и природа политического лидерства.
2. Теория лидерства Н. Макиавелли.
3. Три теории происхождения лидерства
4.Функции политических лидеров.
5. Типология лидеров.
5.1. Три типа лидерства.
6. Заключение
7. Список используемой литературы.
Положение участников политической жизни в политической иерархии неравное. Это обусловлено разной степенью близости их к власти, способностью влиять на социальные изменения и возможностью принимать стратегические решения. И даже внутри элиты отдельные ее представители отличаются от других преимущественным влиянием на общество. Таким образом, личность, которая оказывает постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию, называется политическим лидером.
Институт лидерства возник очень давно в связи с потребностью у сложно
организованных систем в сбалансированном развитии, т.к. их жизнедеятельность всегда требовала руководящего начала. Это связано с тем, что функционирование таких систем основано на взаимодействии разнородных, а часто и противоположных, экономических, социальных, политических, духовных интересов и их носителей, которые включают в себя разнообразные группы, организации и индивиды.
В задачи лидеров входит выработка согласованных целей развития, распределение функций и ролей среди участников социальных взаимодействий, упорядочение поведения отдельных элементов системы в целях повышения эффективности функционирования общества в целом.
Таким образом, практическое значение проблемы лидерства связано с поиском оптимальных форм руководства и управления социальными процессами.
Итак, лидер в переводе с английского языка (leader) означает «ведущий»,
«указывающий путь». Смысл этого слова отражает предназначение человека-лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции.
Лидерство – явление многогранное и многозначное. Политическое лидерство – это вид политической деятельности, представляющей собой процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (сторонники лидеров) – добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов.
Общественное лидерство является прежде всего социальной функцией. Конкретные формы и способы осуществления лидерства зависят от культурной зрелости общества, уровня автономии различных групп интересов, осознания потребности в коллективных действиях для поддержания функционирования социальной системы в целом.
Целостная картина проявления лидерства складывается по мере эволюции
общества, усложнения социальных взаимосвязей, конкретизирующих функции лидера.
В примитивных обществах интересы автономной личности еще не осознаны и не выражены, существуют интересы нерасчлененного «целого» (рода, племени).
Функции лидера проявляются слабо и сводятся в основном к обеспечению
физического выживания общинников. Так, Платон изображал лидера как человека, имеющего прирожденную склонность к знанию, отличающегося решительным неприятием лжи, любовью к истине. По его представлениям, лидеру присущи скромность, благородство, справедливость великодушие, духовное совершенство.
В «Параллельных
жизнеописаниях» Плутарх
Этико-мифологическая традиция в анализе политического лидерства сохранила свое влияние и в Средневековье, привнеся в нее идею богоизбранности лидеров в отличие от простых смертных.
Н. Макиавелли перенес проблему политического лидерства из области воображаемого и должного в плоскость реальной жизни. В работах "Государь" и "Размышления о первой декаде Тита Ливия" он определил природу, функции и технологию лидерства. Н. Макиавелли смог вычленить содержание лидерства, при этом исходя из наблюдений за реальным поведением правителя и его взаимоотношений с подданными. Таким образом, в основе лидерства, по Макиавелли, лежит ориентация на власть. Обладание властью связано прежде всего с получением богатства и привилегий. Свойство стремиться к власти не зависит от личных достоинств или недостатков. Оно действует наподобие объективного закона, не зависящего от воли и сознания людей. Успех в продвижении к вершинам власти обусловлен не столько интенсивностью ориентации на власть, сколько наличными средствами.
Правитель, желающий добиться успеха в своих начинаниях, должен сообразовывать свои действия с законами необходимости, иначе говоря, судьбы, а также с образом поведения подчиненных. Сила бывает на его стороне тогда, когда он учитывает психологию людей, знает особенности их образа мыслей, нравственные принципы, достоинства и недостатки.
Н. Макиавелли сделал вывод, что в основе поведения людей лежат два мотива - страх и любовь. Их и должен использовать правитель в первую очередь.
При осуществлении власти лучше сочетать оба мотива. Однако в реальной жизни это почти недостижимо, и для личной выгоды правителя лучше держать подданных в страхе. Но надо действовать так, чтобы страх не перерос в ненависть, иначе лидера могут свергнуть возмущенные подданные. Для того чтобы это не произошло, лидер не должен посягать на имущественные и личные права граждан.
Помимо этих двух мотивов поведением людей правит честолюбие. Оно
присуще каждому человеку. Лидеру необходимо знать, кто именно более честолюбив а, следовательно, опаснее для него как правителя. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедные жаждут приобретения того, что есть у богатых. Оба мотива к власти, за которыми нередко скрывается обыкновенная страсть к разрушению, одинаково порочны. И богатые, имеющие в своем распоряжении рычаги власти, и бедные, стремящиеся завоевать эту власть, в принципе ведут себя одинаково.
Технология стабильного лидерства, по Н. Макиавелли, заключается в умелом сочетании средств поощрения и наказания, иначе говоря,
использование «политики кнута и пряника». Лидер, который стремится к абсолютной власти, должен держать своих подданных в таком страхе, чтобы отнять всякую надежду на сопротивление. Поощрения должны цениться только тогда, когда они выполняют свое предназначение. Наградами и повышениями по службе дорожат в том случае, если они редки и раздаются «малыми дозами». Напротив, негативные стимулы, наказание лучше применять сразу и в «больших дозах». Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, нежели растянутая во времени.
Н. Макиавелли выводил характер лидера из взаимодействия «правитель -
подданные». Мудрый лидер соединяет в себе качества льва (силу и
честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное притворство).
Таким образом, он обладает как прирожденными, так и приобретенными качествами.
Прямодушен, хитер или талантлив он бывает по рождению, но честолюбие, жадность, тщеславие, трусость формируются в процессе социализации индивида.
В дальнейшем исследователи
лидерства сосредотачивали
Среди наиболее распространенных и общепризнанных теорий лидерства можно выделить теорию черт.
1. Теория черт (харизматическая теория) состоит в том, что качества лидера являются врожденными и образуют счетное множество.
Составлено множество списков "лидерских" качеств характера. Максимальный из них состоит из 79 черт. Однако у разных экспериментаторов не было практически никакой корреляции между этими списками. Поэтому харизматическая теория не нашла серьезной научной поддержки, хотя в журналах регулярно предлагаются "психологические" тесты типа "Можете ли Вы стать лидером".
2. Ситуационная
теория лидерства. Согласно
Чтобы преодолеть очевидную противоречивость такой теории, Хартли предложил 4 модели для объяснения того, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение:
- если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он станет лидером и в другой;
- вследствие
воздействия стереотипов
- человек, став
лидером в одной ситуации, приобретает
авторитет, что повышает для
него вероятность быть
- отдельным людям свойственно "искать посты", и они ведут себя так, что им действительно "дают посты".
Эти добавления
Хартли сделали ситуационную теорию
достаточно популярной, и на ее основе
проведена масса
3. Компромиссный
вариант - системная теория лидерства.
Согласно этой теории, лидер -
это тот, кто лучше организует
группу для решения конкретной
задачи. Развитие этой же идеи
можно пояснить следующим
Тем не менее проблема происхождения лидерства не решена до сих пор и, по-видимому, не имеет общего решения.
И все-таки выделен ряд факторов, от которых зависит то, что у одного человека больше шансов быть выбранным в лидеры группы и оказаться при этом эффективным вожаком, чем у другого. Группа ждет от своего вожака выполнения основных системных требований, то есть что он:
- сумеет скоординировать ее активность;
- обеспечит безопасность ее членов;
- даст им веру в будущее.
Поэтому лидером группы в большинстве случаев окажется человек, который способен удовлетворить эти потребности группы и, кроме того, умеет управлять другими.
Функции лидера – это главные направления его деятельности. Количество функций зависит от таких факторов, как: тип культуры общества, политический режим, зрелость гражданского общества, уровень жизни населения, а также от индивидуальных качеств самого лидера. Граждански зрелое общество с высокой степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно сокращает возможности доступа к лидирующим позициям политикам-непрофессионалам, что нередко происходит в традиционных и переходных обществах.
Среди общезначимых функций лидеров выделяют следующие:
1) Интегративную. Призвание лидера – согласование и объединение
различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов.
Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что
политический
лидер слабо реализует
2) Ориентационную. Через выработку политического курса,
учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов.