Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:46, контрольная работа
Задачи контрольной работы: раскрыть политическое лидерство как явление политической жизни, показать систему классификаций политических лидеров, роль и функции лидера в политической системе и обществе, а так же тенденции развития политического лидерства в Российской Федерации.
Цель контрольной работы: раскрыть тему: Политическое лидерство.
Введение 3
Политическое лидерство как явление политической жизни. 5
Система классификаций политических лидеров. 7
Роль и функции лидера в политической системе и обществе. 10
Тенденции развития политического лидерства в
Российской Федерации. 12
Заключение. 15
Список используемой литературы. 16
Введение
3
Российской Федерации.
Введение
Среди
основных и самых важных проблем
общественного развития в современном
мире, особенно в России, на первом месте
стоит проблема политического лидерства
- поиска и выдвижения на решающие политические
и государственные посты новых
людей, способных на преобразование
государства в лучшую сторону
и на проведение политики улучшающей
жизнь населения страны. Проблема
политического лидерства
Отсутствие
условий необходимых для
В условиях Тоталитаризма и Авторитаризма политических лидеров как таковых не существует, есть только диктаторы и номенклатура. Прорывающаяся к власти не по законам лидерства, а по своим номенклатурным законам. В этих условиях нет явной оппозиции, поэтому конкуренция за лидерство существует только внутри номенклатуры.
Именно
поэтому политическое лидерство
как теоретический и
Политическое лидерство – это
вид политической деятельности,
представляющей собой процесс
взаимодействия, в ходе которого
одни люди (фавориты) знают и выражают
потребности и интересы
Конкретные формы и методы
воплощения лидерства зависят
от культурной зрелости
Актуальность темы в том, чтобы понять место и роль политического лидерства в структуре политики и власти, а так же в обществе.
Задачи контрольной работы: раскрыть политическое лидерство как явление политической жизни, показать систему классификаций политических лидеров, роль и функции лидера в политической системе и обществе, а так же тенденции развития политического лидерства в Российской Федерации.
Цель
контрольной работы: раскрыть тему:
Политическое лидерство.
Политическое лидерство – весьма древнее явление общественно-политической жизни, сложная категория научного исследования, актуальная проблема современности. Политическое лидерство по сути и по форме есть специфический феномен власти. По оценке многих отечественных и зарубежных ученых, политическое лидерство среди других типов лидерства “гораздо более значимо”, более заметно своей экспрессивностью и преднамеренностью, более влиятельно в своих разнообразных действиях и проявлениях, более эффективно в дихотомичном (положительном и отрицательном) воздействии на политическую и общественную жизнь, на весь ход исторического развития (см.: Блондель, 1999). Отсюда актуально осмысление, во-первых, места и роли политического лидерства в структуре политики и власти, во-вторых, поиска базовых элементов и оснований, имманентных данному феномену, в-третьих, понимание возможностей и ограниченностей его регулятивной функции в воздействии на исторический процесс.
Политическое лидерство осуществляется на самых разных уровнях и самыми разнообразными субъектами: от индивидуума и малой группы, объединенной политическими интересами и преференциями, до макросистем (цивилизаций), предпринимающих усилия либо удержать, либо захватить лидерство. Все это выдвигает проблему политического лидерства в число научно значимых и актуализирует концептуальный анализ политического лидерства как многоуровневого и многосубъектного явления.
Россия
представляет собой страну со своеобразными
историческими условиями для
зарождения, выработки и функционирования
политического лидерства, как политического
процесса борьбы за власть и ее использование.
Все известные современной
Научно-теоретическую
и практическую ценность представляет
необходимость более глубокого,
развернутого определения содержательной
части доминирующего на Руси авторитарного
типа политического лидерства, в
сравнении с тем, как это обычно
трактуется в историографии и
политической аналитике. “Одного взгляда
на политическую историю России достаточно
для избавления от мифа тоталитаризма
как внутренне присущего
В политологии существуют различные классификации политических лидеров. Довольно часто используется упрощенная типология, основанная на дихотомии, то есть на противопоставлении двух типов лидеров: лидеры «львы» и «лисы» (Н. Макиавелли), «реальные» лидеры – менеджеры (Р. Такер), «лидеры-
преобразователи» и «лидеры-дельцы» (Дж. Мак Грегор Бернс). Дихотомический подход традиционен, но действительность гораздо сложнее, поэтому применяются и более сложные типологии лидеров. Г. Лассуэлл предложил свою классификацию, в основе которой – склонность лидеров к определенной модели поведения.
Лассуэлл выделил лидеров агитаторов, организаторов и теоретиков.
Лидеры-агитаторы предпочитают воздействовать силой слова, ораторским искусством, личным образом, примером поведения.
Лидеры-организаторы отдают предпочтение работе с кадрами, и привлекает использование возможностей организации для усиления своего влияния. Теоретики воздействуют силой интеллекта. Есть лидеры, у которых четко можно выделить сферу поведенческого предпочтения, но есть и такие, де сделать это затруднительно. Так, В.И. Ленин – лидер, у которого и агитаторское, и организаторское, и теоретическое в лидерстве было выражено одинаково ярко.
Интересной является классификация, предложенная С. Хуком. Критерием классификации С. Хук сделал степень воздействия лидеров на события и способность ими управлять. На этом основании он поделил всех лидеров на две неравные группы:
Эти лидеры круто меняют исторический процесс. В первую очередь С. Хук называет в этой группе В.И.Ленина и Наполеона.
Так, по-прежнему сохраняет свою актуальность типология, предложенная М. Вебером, в основе которой лежит классификация авторитета лиц, осуществляющих власть. Понимая под лидерством способность «отдавать приказы» и «вызывать повиновение», Вебер дифференцировал его на следующие типы:
Традиционное лидерство, основанное на вере и следованию обычаям и традициям (власть и функции племенных вождей, шаманов, колдунов; монархическая власть и т.д.).
Харизматическое лидерство, основанное на убеждении в выдающихся, близких к сверхъестественным способностях вождя, руководителя, пророка. Для него характерна, в частности, такая модель: «Сказано... (в Библии, Коране и т.д.), а я говорю вам...».
Легально-правовое лидерство, основанное на вере в законность, легитимность существующей политической системы, государственного устройства. В них лидер-чиновник, лидер-бюрократ, лидер-функционер выступает не как индивид, от которого лично исходит власть и влияние, а как агент определенной государственной функции, проводник идей существующего правопорядка.
В
коллективном исследовании американских
политологов «Политическая
«Лидер-вождь» определяет цели и указывает своим сторонникам направления их деятельности, дает им обещания и увлекает за собой. Он воспринимается как признанный вождь. Этих политических лидеров отличает собственное видение действительности. У них есть мечта, ради осуществления которой они нередко стремятся изменить политическую систему.