Политическое лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:46, контрольная работа

Краткое описание

Задачи контрольной работы: раскрыть политическое лидерство как явление политической жизни, показать систему классификаций политических лидеров, роль и функции лидера в политической системе и обществе, а так же тенденции развития политического лидерства в Российской Федерации.
Цель контрольной работы: раскрыть тему: Политическое лидерство.

Оглавление

Введение 3
Политическое лидерство как явление политической жизни. 5
Система классификаций политических лидеров. 7
Роль и функции лидера в политической системе и обществе. 10
Тенденции развития политического лидерства в
Российской Федерации. 12
Заключение. 15
Список используемой литературы. 16

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 39.31 Кб (Скачать)

                                                                                                                                                                                                                                              Содержание 

    Введение                3                                                                                                                                                                                                                          

    1. Политическое лидерство как явление политической жизни.   5                  
    2. Система классификаций политических лидеров.     7                                    
    3. Роль и функции лидера в политической системе и обществе.   10              
    4. Тенденции развития политического лидерства в

      Российской Федерации.         12                                                                              

    1. Заключение.           15                                                                                             
    2. Список используемой литературы.        16                                                       

 

    Введение 

    Среди основных и самых важных проблем  общественного развития в современном  мире, особенно в России, на первом месте  стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых  людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону  и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны. Проблема политического лидерства возникает  только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками  являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и  внутри парламентская деятельность (фракционная). Когда идет интеллектуальная непрерывная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей.

    Отсутствие  условий необходимых для появления  проблемы политического лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократическим путем. Ярким примером этому являются Тоталитаризм1 и Авторитаризм2.

    В условиях Тоталитаризма и Авторитаризма  политических лидеров как таковых  не существует, есть только диктаторы  и номенклатура. Прорывающаяся к  власти не по законам лидерства, а  по своим номенклатурным законам. В  этих условиях нет явной оппозиции, поэтому конкуренция за лидерство  существует только внутри номенклатуры.

    Именно  поэтому политическое лидерство  как теоретический и практический феномен оказалось в центре нашего внимания лишь в конце 80-х годов. Когда начались альтернативные выборы в Советы союзного, республиканского и местного уровней. Соответственно с этого времени проблема оказалась  и в центре внимания отечественной  политологии. От этой точки отсчета  и рассматривают проблему отечественного политического лидерства, процесс формирования политического лидера, методы реализации лидерами своего призвания. Именно так ставят и рассматривают проблему отечественные политологи.

      Политическое лидерство – это  вид политической деятельности, представляющей собой процесс  взаимодействия, в ходе которого  одни люди (фавориты) знают и выражают  потребности и интересы собственных  последователей и в силу этого  владеют престижем и влиянием, а остальные (сторонники фаворитов)  – добровольно отдают им часть  собственных властных возможностей  для воплощения целенаправленного  консульства и реализации собственных  интересов.

      Конкретные формы и методы  воплощения лидерства зависят  от культурной зрелости общества, уровня автономии разных групп  интересов, осознания потребности  в коллективных действиях для  поддержания функционирования социальной  системы в целом.

    Актуальность  темы в том, чтобы понять место  и роль политического лидерства  в структуре политики и власти, а так же в обществе.

    Задачи  контрольной работы: раскрыть политическое лидерство как явление политической жизни, показать систему классификаций политических лидеров, роль и функции лидера в политической системе и обществе, а так же тенденции развития политического лидерства в Российской Федерации.

    Цель  контрольной работы: раскрыть тему: Политическое лидерство. 
 

 

    1. Политическое  лидерство как явление политической жизни.
 

    Политическое  лидерство – весьма древнее явление общественно-политической жизни, сложная категория научного исследования, актуальная проблема современности. Политическое лидерство по сути и по форме есть специфический феномен власти. По оценке многих отечественных и зарубежных ученых, политическое лидерство среди других типов лидерства “гораздо более значимо”, более заметно своей экспрессивностью и преднамеренностью, более влиятельно в своих разнообразных действиях и проявлениях, более эффективно в дихотомичном (положительном и отрицательном) воздействии на политическую и общественную жизнь, на весь ход исторического развития (см.: Блондель, 1999). Отсюда актуально осмысление, во-первых, места и роли политического лидерства в структуре политики и власти, во-вторых, поиска базовых элементов и оснований, имманентных данному феномену, в-третьих, понимание возможностей и ограниченностей его регулятивной функции в воздействии на исторический процесс.

    Политическое  лидерство осуществляется на самых  разных уровнях и самыми разнообразными субъектами: от индивидуума и малой  группы, объединенной политическими  интересами и преференциями, до макросистем (цивилизаций), предпринимающих усилия либо удержать, либо захватить лидерство. Все это выдвигает проблему политического  лидерства в число научно значимых и актуализирует концептуальный анализ политического лидерства  как многоуровневого и многосубъектного явления.

    Россия  представляет собой страну со своеобразными  историческими условиями для  зарождения, выработки и функционирования политического лидерства, как политического  процесса борьбы за власть и ее использование. Все известные современной политологии  доминирующие типы политических лидеров  и стилей политического лидерства: демократический (вечевой), аристократический (династический), авторитарный (монологический) существовали, по сути, уже в Средневековой  Руси. Местами на тех или иных территориях, в ту ли иную эпоху, тот или иной тип политического лидерства, та или иная комбинация политического лидерства на всем геополитическом российском пространстве одерживала победу. Казалось бы, потенциально мог стать доминирующим любой из обозначенных типов политического лидерства. Но общая совокупность исторических условий, мобилизационный тип развития Руси – России все же отдали предпочтение одному типу власти, одному типу политического лидерства – авторитарному (монологическому). Вся история Руси сформировала в какой-то степени уникальную модель политического лидерства.

    Научно-теоретическую  и практическую ценность представляет необходимость более глубокого, развернутого определения содержательной части доминирующего на Руси авторитарного  типа политического лидерства, в  сравнении с тем, как это обычно трактуется в историографии и  политической аналитике. “Одного взгляда  на политическую историю России достаточно для избавления от мифа тоталитаризма  как внутренне присущего русской  ментальности. Обращение к средневековой  российской истории позволяет убедительно  показать, что даже кажущаяся неразделенной, единой, монолитной, консервативной, сугубо волевой династическая модель российского  политического лидерства в реальности наполнена многообразием конкретно-временных, этнотерриториальных и политико-культурных влияний и взаимовлияний. Это – начальная их модификация, представляющая авторитарно-партикулярный симбиоз новгородского и киевского славянства с византийством, норманнством и хазарством; переходная авторитарно-утилитарная модель владимиро-суздальской, отордынской и польско-литовской синтезированной модификации политического лидерства; наконец, завершенная в первой фазе русской истории (авторитарно-патриархальная) – московская модель политического лидерства.

 

    1. Система классификаций  политических лидеров.
 

    В политологии существуют различные  классификации политических лидеров. Довольно часто используется упрощенная типология, основанная на дихотомии, то есть на противопоставлении двух типов лидеров: лидеры «львы» и «лисы» (Н. Макиавелли), «реальные» лидеры – менеджеры (Р. Такер), «лидеры-

преобразователи»  и «лидеры-дельцы» (Дж. Мак Грегор Бернс). Дихотомический подход традиционен, но действительность гораздо сложнее, поэтому применяются и более сложные типологии лидеров. Г. Лассуэлл предложил свою классификацию, в основе которой – склонность лидеров к определенной модели поведения.

    Лассуэлл  выделил лидеров агитаторов, организаторов и теоретиков.

      Лидеры-агитаторы предпочитают воздействовать силой слова, ораторским искусством, личным образом, примером поведения.

    Лидеры-организаторы отдают предпочтение работе с кадрами, и привлекает использование возможностей организации для усиления своего влияния. Теоретики воздействуют силой интеллекта. Есть лидеры, у которых четко можно выделить сферу поведенческого предпочтения, но есть и такие, де сделать это затруднительно. Так, В.И. Ленин – лидер, у которого и агитаторское, и организаторское, и теоретическое в лидерстве было выражено одинаково ярко.

    Интересной  является классификация, предложенная С. Хуком. Критерием классификации С. Хук сделал степень воздействия лидеров на события и способность ими управлять. На этом основании он поделил всех лидеров на две неравные группы:

  1. Лидеры, способные прекрасно ориентироваться в ситуации и использовать ее. Это эвентуальные лидеры, лидеры, использующие события.
  2. Лидеры, способные самостоятельно творить события, делать историю по-своему, т.е. лидер, делающий событие.

    Эти лидеры круто меняют исторический процесс. В первую очередь С. Хук называет в этой группе В.И.Ленина и Наполеона.

    Так, по-прежнему сохраняет свою актуальность типология, предложенная М. Вебером, в  основе которой лежит классификация  авторитета лиц, осуществляющих власть. Понимая под лидерством способность  «отдавать приказы» и «вызывать  повиновение», Вебер дифференцировал его на следующие типы:

    Традиционное  лидерство, основанное на вере и следованию обычаям и традициям (власть и функции племенных вождей, шаманов, колдунов; монархическая власть и т.д.).

    Харизматическое лидерство, основанное на убеждении в выдающихся, близких к сверхъестественным способностях вождя, руководителя, пророка. Для него характерна, в частности, такая модель: «Сказано... (в Библии, Коране и т.д.), а я говорю вам...».

    Легально-правовое лидерство, основанное на вере в законность, легитимность существующей политической системы, государственного устройства. В них лидер-чиновник, лидер-бюрократ, лидер-функционер выступает не как индивид, от которого лично исходит власть и влияние, а как агент определенной государственной функции, проводник идей существующего правопорядка.

    В коллективном исследовании американских политологов «Политическая психология», вышедшем под редакцией профессора М.Дж. Херманна, выделяются четыре ролевых типа лидерства: «лидер-вождь», «лидер-коммивояжер», «лидер-марионетка» и «лидер-пожарник».

    «Лидер-вождь» определяет цели и указывает своим сторонникам направления их деятельности, дает им обещания и увлекает за собой. Он воспринимается как признанный вождь. Этих политических лидеров отличает собственное видение действительности. У них есть мечта, ради осуществления которой они нередко стремятся изменить политическую систему.

Информация о работе Политическое лидерство