Политическое лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:46, контрольная работа

Краткое описание

Задачи контрольной работы: раскрыть политическое лидерство как явление политической жизни, показать систему классификаций политических лидеров, роль и функции лидера в политической системе и обществе, а так же тенденции развития политического лидерства в Российской Федерации.
Цель контрольной работы: раскрыть тему: Политическое лидерство.

Оглавление

Введение 3
Политическое лидерство как явление политической жизни. 5
Система классификаций политических лидеров. 7
Роль и функции лидера в политической системе и обществе. 10
Тенденции развития политического лидерства в
Российской Федерации. 12
Заключение. 15
Список используемой литературы. 16

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 39.31 Кб (Скачать)

    «Лидер-коммивояжер» («служитель») внимательно относится к потребностям людей и пытается помочь в их удовлетворении. Чуткое реагирование на потребности и желания людей столь же важны, как и способность убедить их в том, что вы можете помочь. Политические лидеры такого типа в своей практике руководствуются ожиданиями, пожеланиями, нуждами своих избирателей.

    «Лидер-марионетка» («торговец») во многом зависит от своего окружения или выдвинувших его кругов. Он является агентом группы, отражающим ее цели и работающим от ее имени.

    Для «лидера-торговца» важна способность убедить. Благодаря ей люди «покупают» его планы или идеи, вовлекаются в их осуществление.

      «Лидер-пожарник» оперативно и эффективно реагирует на те проблемы, которые предъявляют обстоятельства. Его действия во многом определяются насущными требованиями момента.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Роль и  функции лидера в политической системе  и обществе.
 

    Функции лидера – это главные направления  его деятельности. Количество функций  зависит от таких факторов, как: тип  культуры общества, политический режим, зрелость гражданского общества, уровень  жизни населения, а также от

индивидуальных  качеств самого лидера.

    Выделяют  следующие функции лидера:

    1. Интегративная. Призвание лидера – согласование и объединение

различных групп интересов на основе общей  идеи, общих ценностей и идеалов.

Высокая степень социальной напряженности  свидетельствует о том, что

политический  лидер слабо реализует интегративную  функцию.

  1. Ориентационная. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов.
    1. Инструментальная. Политический лидер предлагает механизм

осуществления своего курса (программы) посредством  принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.

    1. Мобилизационная. Эта функция становится актуальной, когда

лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация

населения – это реализация лидером мобилизационной  функции, которая может

достигаться на основе возбуждения народного  энтузиазма, симпатии к лидеру, его

харизмы, но связана и с созданием экономических  стимулов.

    1. Коммуникативная. Лидер стремится обеспечить устойчивую форму

политической  самоорганизации на основе тесных контактов  с общественностью,

различными  организациями, группами и слоями.

  1. Функция социального арбитража и патронажа. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.
    1. Функция легитимности политического порядка. Эту функцию может

выполнять лидер в тоталитарных и авторитарных государствах. Функция заключается в обосновании правомерности существующего политического режима и часто проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.

    Политические  лидеры, выражая интересы определенных классов,  слоев,  партий, движений, оказывают огромное влияние на развитие  политических  процессов  в стране. Особенно велика роль лидера в переломные периоды развития  общества, когда требуется быстрое принятие решений, высочайшая ответственность за  их реализацию, способность  оценить  ситуацию.

      Лидер  должен  обладать аналитическими  способностями, умением анализировать  ситуацию,  уверенностью, решительностью, последовательностью в своих   действиях.  Интересы  общества, социальной  справедливости должны быть для   него  выше  личных.  Кроме   того лидер  должен  обладать  умением  увлечь  людей,  вызывать  у  них  доверие, обладать  высокой культурой, быть честным,  порядочным,  корректным,  уважать  людей,  идущих  за  ним.  Политический   лидер,   осуществляя   политическую программу, должен быть волевым, настойчивым, и целеустремленным. Чтобы стать лидером,  личности  необходимо  оправдать доверие объекта и завоевать тем самым авторитет. Индивидуальное политическое лидерство в национальном  масштабе  представляет собой:

    1. Дистанционное лидерство  (лидер и его последователи не  имеют прямых контактов с народом, a опосредованно осуществляют  их  через организации и чиновников).

    2. Многоролевое лидерство (лидер ориентируется не только на свое  окружение, но и на чиновников исполнительной иерархии, на широкие массы. Его задача  – сохранять равновесие различных политических сил и ветвей власти).

    3.  Корпоративное лидерство  (лидер озвучивает  то,  что наработано   его "пирамидой").3

        3 Кравченко А.И. Политология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2005. – 129 с. 

    
  1. Тенденции развития политического лидерства  в  Российской Федерации.
 

    В последние десятилетия в развитии политического лидерства обозначился  ряд новых тенденций. Масштабные стрессовые ситуации для огромного  множества людей, и коренные изменения, вызванные научно-техническим прогрессом, породили глобальные проблемы. Данные обстоятельства предъявили новые, повышенные требования к политическим лидерам. Резко возросла их ответственность за судьбы людей, за настоящее и будущее народов и государств, которыми они управляют. Это — первая масштабная тенденция, которую следует подчеркнуть. Современные политические лидеры уже не могут выдвигать программы развития своих государств без учета глобальных проблем человечества. Они должны рассматривать свою внутреннюю политику как составляющую общемирового, глобального процесса.

    В современной России отчетливо проявляются  две главные тенденции, во многом изменяющие представления о лидерстве - институциализация и профессионализация.

    Институциализация лидерства проявляется в том, что процесс подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. Функции лидеров определены разделением власти на законодательную, исполнительную, судебную, ограничены конституциями и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью.

    С этим связана вторая тенденция в  развитии лидерства — его  профессионализация. Политическое лидерство сегодня —                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        это предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности.

    Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства  в России заключается в том, что  оно, с одной стороны, приобрело  черты, характерные политическим лидерам  демократических государств, а с  другой — унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.

    Особенностью  современных российских лидеров  является и то, что они зачастую совмещают роль владельца средств  производства, выполняющего функции  организатора производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политической жизни. Еще одна особенность заключается в том, что децентрализация государственной власти, перенос центра политического, экономического и культурного влияния в горизонтальные структуры регионов способствовало значительному возрастанию роли региональных политических лидеров. Новые региональные лидеры отличаются тем, что они выдвинуты населением, стараются общаться с массами, завоевывать их доверие.

    В настоящее время одной из проблем  российского общества стало выявление  номинального и фактического политического  лидерства. Значительную роль и при  демократических режимах в формировании государственной политики нередко  играют неофициальные советники  высших должностных лиц, которых  часто называют «серыми кардиналами». Среди них люди, не занимающие официальных  постов, но имеющие доступ к ключевым политическим фигурам; а также действительные политические лидеры, которые по своему влиянию могут превосходить иных министров и других официальных  лиц. Поэтому при выделении из среды политических деятелей тех, кого можно считать политическими лидерами, необходимо, в первую очередь, учитывать степень их реального воздействия на политику.

    В российском обществе в настоящее  время складывается новая политическая ситуация. С одной стороны, продолжают существовать немало руководителей, не обладающих качествами политических лидеров. Часть из них была «рекрутирована»  еще в дореформенное время, часть  позднее, по старой технологии. Сосредоточив в своих руках власть на разных уровнях, эти люди не пользуются у  граждан политическим авторитетом. С другой стороны, в руководстве на первые позиции выдвинулись люди, обладающие качествами лидеров. Наконец, демократизация общества привела к появлению новой плеяды политических лидеров, вышедших на арену политической борьбы иными методами (альтернативные выборы, участие в массовых демократических движениях, митингах). Особенность этого процесса состоит в том, что он позволил выйти на политическую сцену лидерам-интеллектуалам, а не аппаратчикам.

    В условиях публичной политики необходимой  предпосылкой эффективной деятельности политического лидера становится завоевание поддержки у населения. Не заручившись  такой поддержкой, лидер в демократической  политической среде не получит возможности  проводить свою политику, какой бы прогрессивной и правильной она  ни была. Народная поддержка необходима политическому лидеру для проведения в жизнь решений.

    При отсутствии у лидера подлинной харизмы  он должен владеть техникой харизматического внушения, то есть, не высказывая никаких  ясных и глубоких идей, создавать  их видимость. Это возможно только в  том случае, когда лидер полон  уверенности в собственной принципиальности. Избиратели легко разоблачают неубедительного, неуверенного в себе политика. Рациональные циники лидерами не становятся. Они  могут сделать служебную карьеру, но не политическую. Для успеха в  политике необходимо добиться общественного  признания.

 

    Заключение. 

    Человек является изначальным и постоянным объектом и действующим лицом  политики. В сущности, политика для  того и существует, чтоб устранять  преграды на пути людей к свободе  и удовлетворения возрастающих потребностей. Как степень свободы развития личности, широта ее выбора удовлетворения потребностей во многом зависят о  политики. Политическая деятельность - широкое поле, на котором  имеются  значительные возможности развития личности. Вершиной этого представляется политическое лидерство. Становление политического лидера - сложный процесс. Существенный интерес представляет типологии лидеров. В разной степени политические лидеры оказывают влияние на развитие общества, характер и масштабы котором оценить не всегда просто.

    Проблемы  лидерства обострились в связи  с общей политизацией жизни нынешним усилением политического соперничества  и политической борьбы .

    В данной контрольной работе были рассмотрены основные аспекты темы:

    • Политическое лидерство как явление политической жизни;
    • Система классификаций политических лидеров;
    • Роль и функции лидера в политической системе и обществе;
    • Тенденции развития политического лидерства в Российской Федерации.

    Цель  контрольной работы достигнута.

Информация о работе Политическое лидерство