Политическое лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:30, контрольная работа

Краткое описание

Главная цель контрольной работы посвящена раскрытию вопроса о политическом лидерстве. Из цели вытекает ряд задач:

1)изучить специфику политического лидерства, его типы и функции;

2)рассмотреть политическое лидерство и политический маркетинг;

3)проанализировать современные тенденции развития политического лидерства

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...3
Специфика политического лидерства, его типы и функции………………….4
Политическое лидерство и политический маркетинг. Современные тенденции развития политического лидерства……………………………......6
Покажите на чем основано изложенное во многих источниках суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно. Изложите своё мнение на сколько такая позиция верна………………….....10

Заключение……………………………………………………….……………………13

Список литературы……………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 33.94 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 

контрольная РАБОТА 

Дисциплина «Политология» 

На тему:

«Политическое лидерство» 
 

     Выполнила     Прощенкова О.В.

     Студент      4 курса, вечер(1 поток)

     Специальность    ФиК

     № зач. книжки    07ффд11194

     Преподаватель    Гришин Д.Г. 
 

Брянск

2011г.

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………………...3

  1. Специфика политического лидерства, его типы и функции………………….4
  2. Политическое лидерство и политический маркетинг. Современные тенденции развития политического лидерства……………………………......6
  3. Покажите на чем основано изложенное во многих источниках суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно. Изложите своё мнение на сколько такая позиция верна………………….....10

Заключение……………………………………………………….……………………13

Список литературы……………………………………………………………………14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Среди основных и самых важных проблем  общественного развития в современном  мире, особенно в России, на первом месте  стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых  людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону  и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.

      Лидерство многократно возрастает и в политической сфере. Здесь концентрируются властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров, их последователей и противников. Во многих странах политическое лидерство есть существенный, хотя отнюдь не всесильный элемент в панораме общественной жизни. Лидеры наиболее значимых государств, политических партий и движений обладают таким влиянием, что о них знают во всех уголках Земли. В задачи  лидеров  входит  выработка  согласованных  целей  развития, распределение функций и ролей среди  участников  социальных  взаимодействий, упорядочение  поведения  отдельных  элементов  системы  в  целях   повышения эффективности функционирования общества в целом.

       Таким образом, практическое значение  проблемы  лидерства  связано   с поиском оптимальных форм  руководства и управления социальными  процессами.

     Главная цель контрольной работы посвящена  раскрытию вопроса о политическом лидерстве. Из цели вытекает ряд задач:

     1)изучить  специфику политического лидерства,  его типы и функции;

     2)рассмотреть  политическое лидерство и политический  маркетинг;

     3)проанализировать  современные тенденции развития  политического лидерства 
 

  1. Специфика политического лидерства, его типы и функции
 

       Среди основных и самых важных проблем  общественного развития в современном  мире, особенно в России, на первом месте  стоит проблема политического лидерства  – поиска и выдвижения на решающие политические и государственные  посты новых людей, способных  на преобразование государства в  лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.

       История изучения политического лидерства  представляет собой пример обширного  многообразия подходов. Одни исследователи  определяют политическое лидерство  – как "влияние", другие – как "управление", третьи – как "принятие решений", а четвертые признают лидерами только "новаторов", тех, кто "ведет вперед", а руководителей, управляющих продолжают называть чиновниками, бюрократами. Но проблему политического  лидерства нельзя рассматривать  однобоко, политический лидер должен сочетать в себе все эти качества.

    Основные  функции лидера:

1) Диагностическая  функция – анализ, диагноз, оценки  той или иной политической  ситуации.

2) Должен  направлять действия людей на  определенные цели, то есть разработка  политической программы и разработка  стратегии и тактики поведения  людей.

3) Организационная,  мобилизационная задача. В политике  эта задача решается только  путем опоры на массовую организацию.

    Все успешные лидеры демонстрируют наличие  этих трех функциональных особенностей.

    В зависимости от сочетания этих способностей лидеров относят к различным  типам политических лидеров.

    В политологии, начиная с М. Вебера, политических руководителей делили на три типа: традиционных, легальных и харизматических, в зависимости от того, на чем основываются их претензии на власть.

1) Традиционные  лидеры (вожди) – опираются на  вековые традиции ни у кого  не вызывающие сомнений. (Хонейни  – Иран)

2) Легальные  лидеры – должны получить власть  законным путем. (Буш, Миттеран, Ельцин)

3) Харизматические  лидеры – они стоят особняком,  их власть (скорее – авторитет)  опираются не на внешнюю силу, а на некое необычное личное  качество, которое М. Вебер называет "Харизмой". Это качество не  имеет четко выраженного содержания, но оно достаточно для того, чтобы у харизматического лидера  были последователи, желающие  вручить ему политическую власть.

       Существуют  четыре собирательных образа лидеров: "знаменосец", "служитель", "торговец", "пожарник".

1) Лидер  – знаменосец – отличается  собственным видением действительности, имеет цель, увлекает за собой  людей, определяет характер происходящего,  его темп, формирует политическую  проблематику.

2) Лидер  – служитель – выражает интересы  своих приверженцев. Он действует  от их имени, и их задачи  являются для такого лидера  центральными.

3) Лидер  – торговец – основывает свои  отношения с избирателями на  способности убедить избирателей  в своей стратегии, пойти на  какие-то уступки, тем самым  добиться поддержания своей политики.

4) Лидер  – пожарник – реагирует на  требования масс, вызванные конкретной  ситуацией, что и определяет  его действия по тушению пожаров.

       Согласно  самой распространенной в современной  науке концепции политического  лидерства, поведение лидера представляет собой результат взаимодействия двух начал: его действий (проявляемых  в них свойств его личности) и объективной обстановки. Значение обстановки определяется тремя факторами:

1) Она  оказывает влияние на формирование  личности лидера.

2) Она  ставит пред ним проблемы.

  3) Она  ставит условия, в которых лидеру  придется эти проблемы решать, в частности круг его потенциальных  противников и сторонников.

  1. Политическое лидерство и политический маркетинг.

       Современные тенденции развития политического лидерства. 

     Популярной  во всем мире политической технологией  является такой ее вид как политический маркетинг. Он появился в США немногим более полувека назад, когда первый из лидеров - Д. Эйзенхауэр прибег к  услугам рекламного агентства для  организации предвыборной компании.

     Политический  маркетинг – это не агитация с  ее бессистемным, научно не проработанным  воздействием одинаковыми средствами на все социальные группы. И точно  не реклама, предполагающая приукрашивание качеств претендентов, а то и наделение  их несуществующими добродетелями.

     Политический  маркетинг – это прежде всего  грамотное, корректное и целенаправленное выявление и подчеркивание различным  социальным и национальным группам  именно тех реальных качеств и  достоинств претендента на лидерство, к которым эти группы проявляют  особый интерес.

       Политический  маркетинг, как и любой другой, направлен на формирование и расширение спроса на свои специфические товары. В обмен на эти товары политические партии (и кандидаты) хотят получить поддержку населения в первую очередь на выборах, а также в  проводимых референдумах, различных  политических кампаниях, привлечь новых  членов в свои ряды с целью усилить  свое влияние в обществе.

       Понятие «политический маркетинг» используется и в более широком смысле. В  этом случае имеется в виду исследование вопросов взаимодействия политических кампаний, роли средств массовой информации в избирательном процессе, проблемы создания имиджа политических лидеров  и т.п.

     Политический  маркетинг исходит из того, что  политические вкусы, пристрастия, убеждения  у людей разные и нужно учитывать  это своеобразие, а не бороться с  ним путем политического принуждения  и насилия. В том обществе, где  политика делается на самом верху  общественной пирамиды, а затем политические идеи и установки предлагаются гражданам, которые вынуждены потреблять не то, что нравится, а то, что им предлагает действующий режим, политический маркетинг невозможен. А там, где политика формируется с учетом политических устремлений рядовых граждан, потребность в политическом маркетинге появляется неизбежно. Неслучайно в странах с развитыми демократическими традициями партии тратят на маркетинговые исследования для своих лидеров ежегодно значительные средства. Сама политическая практика подсказывает, что в современных условиях без маркетингового обеспечения любой претендент на лидерство оказывается обреченным на провал. [1, с.33].

     Разновидностью  политического маркетинга является выборная инженерия или избирательная  технология. Этим термином обозначается направление научных исследований, в рамках которого исследуется совокупность проблем организации и проведения избирательных кампаний, в частности, сравнительный анализ различных  избирательных округов и учет особенностей поведения в них  претендента, с целью повышения  его шансов на избрание.

     В современных условиях политика прочно обосновывается на товарном рынке. Становится очевидным, что она такой же товар, как и все остальное. Однако политический маркетинг занимается не нравственным осуждением политической продажности, а эффективностью рыночного продвижения  политического товара. В качестве последнего могут выступать политическая власть, политические идеи, организации, лозунги, убеждения, сами политики, т. е. все, что может быть предметом  политического обмена между людьми не только на индивидуальном, но и на массовом уровне.

     Среди особенностей осуществления политического  лидерства в современной России следует выделить:

1) Отсутствие  в России до последнего времени  действительно общенационального  лидера, имеющего широкое признание  и способного выдвинуть программу,  выражающую интересы большинства  общества – это связано прежде  всего с отсутствием в самом  обществе осознанных общенациональных интересов, идеологии и системы ценностей. В результате подавляющее большинство современных российских политических лидеров выражают не интересы общества или определенной социальной группы, а собственной партии, фракции, клики или «группы поддержки»;

2) Очевидное  преобладание в российской политике  лидеров харизматического либо  смешанного традиционно – харизматического  типа (Б. Ельцин, В. Жириновский,  А. Лебедь, А. Тулеев и др.) над  лидерами легально – бюрократического  типа (исключениями с определенными  оговорками могут считаться Е.  Примаков и отчасти Г. Явлинский).

Причина этого явления – веками формировавшиеся  в России авторитарно – монархические  традиции и патриархальная психология, общий низкий уровень гражданской  и правовой культуры, нехватка прагматизма (порождающая склонность многих россиян  «голосовать сердцем»);

3) Как  следствие – ведущая роль в  политике авторитарных, склонных  к авантюризму деятелей популистского  толка (Б. Ельцин, те же В.  Жириновский и А. Лебедь, с определенными  оговорками – Ю. Лужков). Для  такого лидера характерны стремление  продемонстрировать обществу свою  силу («я – царь», «я – хозяин»), утвердить единоличную власть, склонность  к непредсказуемым и рискованным  действиям (можно вспомнить решение  Б. Ельцина о роспуске парламента  в октябре 1993 г., попытки А. Лебедя «взять на таран» Кремль и прорваться к власти осенью 1996 г.), раздача широких социальных обещаний без реальных возможностей их выполнить (программа Б. Ельцина в период президентских выборов 1991 и 1996 гг., обещание провести либерализацию цен без снижения уровня жизни населения и т.п.);

Информация о работе Политическое лидерство