Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:10, курс лекций
В целом, говоря об организации рабочих мест, нужно отметить, что не стоит пренебрегать рассмотренными выше правилами и рекомендациями, выработанными наукой и практикой. Соблюдение их позволяет создать не только эффективные условия работы, но и благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, свидетельствуют о культуре труда, заботе о человеке.
Тема №1. Предмет, задача, содержание курса. История развития. 4
1. Предмет, цель и содержание курса управления персоналом. 4
2. Место управления персоналом в системе современных наук. 4
3. Персонал, как объект изучения. 5
4. История развития управления персоналом. 6
Тема № 2. Концепция управления персоналом предприятия. Система управления персоналом. 6
1. Концепция управления персоналом. 7
2. Модели работника. 9
3. Задачи управления персоналом. 10
4. Изменение методов воздействия на людей. 10
5. Понятие кадровой службы. 10
5. Система управления персоналом в Японии. 15
Темы № 3. Организация системы управления персоналом. 18
1. Организационная структура управления персонала.. 18
2. Понятие кадровой политики. 18
3. Стратегии управления персоналом. 19
4. Компетенция персонала 20
Тема №4. Регламентация УП. 21
1. Понятие регламента предприятия. 21
2. Регламентация УП. 21
3. Положения о подразделениях. 22
4. Должностные инструкции. 23
5. Контракт. 28
Тема № 5. Политика найма. Организация процедур отбора, приема, увольнения. 39
1. Понятие найма, источники найма. 39
2. Общая схема найма персонала. 41
3. Сущность и организация отбора персонала. 41
4. Порядок найма и увольнения. 42
5. Зарубежный опыт. 45
Тема №6. Профессиональная ориентация. Трудовая адаптация. 46
1. Трудовая ориентация. 46
2. Трудовая адаптация 46
Тема №7. Деловая карьера. 48
1. Определение понятия карьера. 48
2. Мотивация карьеры и антимотивационные факторы. 50
3. Организация карьеры на предприятии. 51
4. Управление карьерой. 52
5. Продвижение по службе в японских компаниях. 52
6. Развитие персонала и организация обучения. 55
Тема №8. Мотивация трудовой деятельности. 58
1. Отношение к труду, механизм его активизации. 58
2. Определение понятия мотивация. 60
3. а. Пассивность работника. 63
3. б Мотивационные факторы. 64
3. в Методы улучшения параметров работ. 64
Тема № 9. Управление межличностными отношениями. 64
1. Понятие конфликта. 65
2. Типы конфликтов. 65
Тема №10. Персональный менеджмент. 65
1. Организация рабочего пространства и создание благоприятных условий труда. 66
изготавливаются из стандартных элементов, что позволяет менять компоновку
служебного помещения и приспосабливать его к меняющимся условиям.
Применение перегородок создает более благоприятную и спокойную рабочую
обстановку; сотрудники меньше отвлекаются из-за частых телефонных
разговоров, хождений большого числа сотрудников и посетителей, что
неизбежно в больших помещениях.
Можно использовать также
увеличивают емкость хранилищ документов, канцелярских принадлежностей,
личных вещей.
Необходимо, чтобы в процессе работы сотрудники могли свободно
подходить к своему рабочему месту или к инвентарю и оборудованию
коллективного пользования. Поэтому при размещении рабочих мест и
оборудования следует учитывать нормативы на проходы и другие расстояния в
служебных помещениях. Такого рода нормативы, используемые в нашей практике,
приведены в табл.
Минимальные размеры проходов в служебных помещениях.
Вид прохода
Для одного лица 60
Для
80
Для
100
Между
55
Между столами, стоящими в ряд
Между столами, стоящими в ряд с проходами
между
90
Между отопительными приборами и рабочим
столом
55
Между стенкой и столом
Рациональный вариант
средств и предметов труда в пределах зон, наиболее удобных для выполнения
трудовых процессов. Их принято называть рабочими зонами.
Рабочая зона – пространство на стационарном рабочем месте в
горизонтальной или вертикальной плоскостях, в пределах которых работник, не
перемещаясь, может выполнять работу. Различают нормальную и максимальную
зоны.
Нормальная рабочая зона в горизонтальной плоскости ограничивается
воображаемой дугой, очерчиваемой концами пальцев правой и левой рук,
согнутых в локтевом суставе при свободно опущенном плече. Такая зона
занимает около 1000мм по фронту и 30 мм в глубину. Здесь располагаются
наиболее часто используемые средства и предметы труда и выполняется
основная работа. Максимальная рабочая зона в горизонтальной плоскости
ограничивается воображаемой дугой, очерчиваемой концами пальцев полностью
вытянутой руки человека. В этой зоне (работник действует вытянутыми руками)
располагаются средства труда, используемые реже. Взаимно перекрываемая при
этом площадь (для 2 рук) определяется дугой около 1500 мм по фронту и 500
мм в глубину. Обычно габариты стола принимаются несколько большими, чем
максимальная зона досягаемости.
В вертикальной плоскости
750 мм от пола); нижняя менее удобная (от 751 до 925 мм); удобная (от 925
до 1675 мм); верхняя менее удобная (от 1675 до 1925 мм); верхняя неудобная
(от 1925 мм и выше).
На рисунке 1 показаны рабочие зоны при работе на столах, то есть в
горизонтальной плоскости, наиболее характерная для руководителей.
Рисунок №1. Нормальная и максимальная рабочая зона в горизонтальной
плоскости (при работе сидя).
Важное значение имеет также рабочая поза – положение корпуса и
конечностей по отношению к столу, оборудованию. Рабочая поза определяется
особенностью выполняемой работы, местом и условиями её проведения,
антропометрическими характеристиками человека.
При правильной рабочей позе значительно облегчается труд и повышается
его продуктивность. Рациональной считается такая рабочая поза, при которой
не возникает преждевременного утомления. Для этого необходимо, чтобы:
рабочая поза была свободной и удобной;
рабочая поза обеспечивала прямую осанку (возможен наклон
туловища только вперед и не более чем на 10-15 град.);
сиденье стула было
подставку;
Основное требование, предъявляемое к рациональной планировке рабочего
места, - обеспечить экономию времени на поиск средств и предметов труда и
сокращение физических усилий работника. Для этого необходимо соблюдать
следующие правила:
на рабочей поверхности стола не должно быть ничего лишнего;
каждый предмет и средство труда должны иметь свое место,
поскольку беспорядочное расположение их вызывает лишние движения и затраты
времени. В зарубежной практике используется закон «свободного стола»: на
столе может находиться лишь одна работа с необходимым для нее документами и
средствами труда, все остальное должно быть внутри стола;
канцелярские принадлежности (карандаши, ручки, скрепки и т.п.)
следует хранить в ящике стола со специальными разделителями;
все средства коммуникационной
располагать слева или на специальной подставке, чтобы можно было
пользоваться ими левой рукой, оставляя правую свободной для работы;
документами, с которыми работает руководитель, помещаются в зоне,
обеспечивающей их обзор, для обработанных документов целесообразно иметь
специальные лотки или отделения в ящике;
документы и средства труда располагаются так, чтобы обеспечивалась
наилучшая последовательность выполнения работы;
движения руководителя должны быть оптимальными, то есть более
короткими и экономными с позиций затрат, времени и сил.
На эффективность
оснащение рабочих мест техническими средствами для выполнения различных
управленческих работ, средствами связи и служебной моделью – так называемая
оргтехника.
Выделяют следующие виды (классы) средств управленческого труда:
> средства составления документов: пишущие машинки (ручные и
электрические), диктофоны, средства механизации чертежно-
графических работ, средства
ручки автоматические, карандаши.
> Средства обработки и
оборудование и материалы,
машины для нанесения защитных покрытий.
> Средства хранения и
документов (сшиватели, специальные папки с зажимами), разного рода
картотеки, специальные шкафы и стеллажи для хранения документов,
чертежей, магнитных лент, машины для уничтожения ненужных
документов.
> Средства выполнения вычислительных операций: счетно-справочные
линейки, микрокалькуляторы разных видов, механические
вычислительные машины, ПЭВМ.
> Средства обеспечения оперативной связи: телефонная связь,
радиосвязь, директорские коммутаторы, позволяющие вести разговор
(проводить совещания) с несколькими абонентами одновременно,
концентраторы, автоответчики, двусторонняя радиотелефонная
поисковая связь и др.
> Специальная служебная мебель: мебель и оборудование для рабочих
мест в служебных помещениях.
При выборе необходимых
приобретение и использование оргтехники – средство повышения оперативности
выполнения и снижения трудоёмкости управленческих работ. Поэтому прежде чем
выбрать и закупить средства технического оснащения, надо проанализировать
реальные потребности в том или ином средстве и оценить преимущества его
применения.
Наборы рабочей мебели работников управленческого труда и её
конструкция зависят от характера выполняемых на рабочем месте работ,
степени их механизации и поэтому могут быть весьма разнообразными. Тем не
менее есть общепринятый набор, включающий:
1. рабочий стол (обычный или специализированный)
2. вспомогательные столы и тумбочки для хранения справочного
материала, для установки
диктофонов и картотек
3. рабочее кресло и стул
4. шкаф обычного типа или специальные (для документации, чертежей),
полки, стеллажи и пр.
От конструкции мебели в значительной мере зависят рабочая поза
руководителя, затраты времени на поиск документов и канцелярских
принадлежностей, на работоспособность человека. Отсюда и предоставляемые к
служебной мебели требования:
- габариты мебели и оборудования должны обеспечивать удобство в
выполнении работы, соответствовать антропометрическим и
физиологическим особенностям человека, способствовать удобному
положению тела при работе
и предупреждать
(стулья и кресла, например, должны иметь устройства для подъема
сиденья, спинок, подлокотников)
- размеры ящиков в столах и полок в шкафах должны соответствовать
габаритам хранимых бумаг, папок, причем способ хранения должен
обеспечить удобство их
- целесообразно, чтобы рабочая мебель состояла из стандартных
элементов, которые могут
размеров помещения
тому же внедрение стандартных
унифицированных взаимозаменяе
элементов мебели позволяет организовать их массовое или
крупносерийное производство, что
обеспечивает значительное
стоимости и повышает качество мебели
- внешний вид мебели должен быть эстетически приятным и гармонировать
с интерьером служебного
Значительная часть руководителей основную часть рабочего времени
проводит за столом. Поэтому важно продумать конструкцию и рациональное
оборудование рабочих столов.
Рабочая поверхность стола должна прежде всего соответствовать
гигиеническим требованиям, то есть быть твердой и гладкой, преимущественно
из дерева. Нерациональна укладка на стол стекла: оно охлаждает руки, а его
блестящая поверхность вредно действует на зрение. Окраска стола
предпочтительно светлая, чтобы степень контраста с бумагой была
минимальной. Полировка лучше несильная, что поможет избежать световых
бликов.
Крышки столов для
специалистов – 135*80, для машинисток – 130*75 см. Для отдельных,
специальных работ можно использовать столы с крышками большой площади.
Высота рабочей поверхности стола от пола должна быть такой, чтобы
работающий не сутулился из-за малой высоты или чтобы не наступало быстрое
утомление из-за лишнего напряжения мышц плеч или спины, наблюдаемого при
работе за высоким столом.
Важна также рациональная
стола, его вместимости и характера материалов, используемых руководителем.
Общее правило – «каждая вещи должна иметь свое место» - в данном случае
означает, что конструкция стола должна предусматривать специальное место
для всех предметов и средств труда.
Отечественный и зарубежной
из принципа «взаимозаменяемости» ящиков служебных столов, использовать
столы «переменной конструкции». Это значит, что размеры выдвижных ящиков
стола должны соответствовать их назначению, соотноситься друг с другом как
1:2:3 и быть взаимозаменяемыми.
Для хранения канцелярских
держателей и т.п.) предназначен специальный ящик. Причем названным
предметам отводятся специальные места в передней части ящика; - сзади
размещается выполненная за день работа.
Двойной ящик предназначается, как правило, для хранения карточек,