Лекции по "Управлению персоналом"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:10, курс лекций

Краткое описание

В целом, говоря об организации рабочих мест, нужно отметить, что не стоит пренебрегать рассмотренными выше правилами и рекомендациями, выработанными наукой и практикой. Соблюдение их позволяет создать не только эффективные условия работы, но и благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, свидетельствуют о культуре труда, заботе о человеке.

Оглавление

Тема №1. Предмет, задача, содержание курса. История развития. 4
1. Предмет, цель и содержание курса управления персоналом. 4
2. Место управления персоналом в системе современных наук. 4
3. Персонал, как объект изучения. 5
4. История развития управления персоналом. 6
Тема № 2. Концепция управления персоналом предприятия. Система управления персоналом. 6
1. Концепция управления персоналом. 7
2. Модели работника. 9
3. Задачи управления персоналом. 10
4. Изменение методов воздействия на людей. 10
5. Понятие кадровой службы. 10
5. Система управления персоналом в Японии. 15
Темы № 3. Организация системы управления персоналом. 18
1. Организационная структура управления персонала.. 18
2. Понятие кадровой политики. 18
3. Стратегии управления персоналом. 19
4. Компетенция персонала 20
Тема №4. Регламентация УП. 21
1. Понятие регламента предприятия. 21
2. Регламентация УП. 21
3. Положения о подразделениях. 22
4. Должностные инструкции. 23
5. Контракт. 28
Тема № 5. Политика найма. Организация процедур отбора, приема, увольнения. 39
1. Понятие найма, источники найма. 39
2. Общая схема найма персонала. 41
3. Сущность и организация отбора персонала. 41
4. Порядок найма и увольнения. 42
5. Зарубежный опыт. 45
Тема №6. Профессиональная ориентация. Трудовая адаптация. 46
1. Трудовая ориентация. 46
2. Трудовая адаптация 46
Тема №7. Деловая карьера. 48
1. Определение понятия карьера. 48
2. Мотивация карьеры и антимотивационные факторы. 50
3. Организация карьеры на предприятии. 51
4. Управление карьерой. 52
5. Продвижение по службе в японских компаниях. 52
6. Развитие персонала и организация обучения. 55
Тема №8. Мотивация трудовой деятельности. 58
1. Отношение к труду, механизм его активизации. 58
2. Определение понятия мотивация. 60
3. а. Пассивность работника. 63
3. б Мотивационные факторы. 64
3. в Методы улучшения параметров работ. 64
Тема № 9. Управление межличностными отношениями. 64
1. Понятие конфликта. 65
2. Типы конфликтов. 65
Тема №10. Персональный менеджмент. 65
1. Организация рабочего пространства и создание благоприятных условий труда. 66

Файлы: 1 файл

лекции по управлению персоналом.doc

— 604.50 Кб (Скачать)

изготавливаются из стандартных элементов, что  позволяет  менять  компоновку

служебного  помещения  и  приспосабливать   его   к   меняющимся   условиям.

Применение  перегородок  создает  более  благоприятную  и  спокойную  рабочую

обстановку;  сотрудники   меньше   отвлекаются   из-за   частых   телефонных

разговоров,  хождений  большого  числа  сотрудников   и   посетителей,   что

неизбежно в  больших помещениях.

      Можно использовать также шкафные  перегородки. Помимо звукоизоляции  они

увеличивают  емкость  хранилищ  документов,  канцелярских   принадлежностей,

личных вещей.

      Необходимо,  чтобы  в  процессе  работы  сотрудники   могли   свободно

подходить  к  своему  рабочему  месту  или  к   инвентарю   и   оборудованию

коллективного  пользования.  Поэтому   при   размещении   рабочих   мест   и

оборудования  следует учитывать нормативы  на проходы и  другие  расстояния  в

служебных помещениях. Такого рода нормативы, используемые в  нашей  практике,

приведены в  табл.

 

      Минимальные размеры проходов  в служебных помещениях.

 

      Вид прохода                                    Ширина прохода, см

 

      Для одного лица                         60

      Для                              двух                              лиц

      80

      Для                              трех                              лиц

   100

      Между                                                          столами

55

      Между столами, стоящими в ряд                             70

      Между столами, стоящими в ряд  с проходами

      между                                                             ними

   90

      Между отопительными приборами и рабочим

      столом

        55

      Между стенкой и столом                                          65

 

      Рациональный вариант планировки  рабочего места предполагает  размещение

средств и предметов  труда в пределах зон, наиболее  удобных  для  выполнения

трудовых процессов. Их принято называть рабочими зонами.

      Рабочая  зона  –  пространство  на  стационарном   рабочем   месте   в

горизонтальной  или вертикальной плоскостях, в пределах которых работник,  не

перемещаясь, может  выполнять работу.  Различают  нормальную  и  максимальную

зоны.

      Нормальная рабочая  зона  в   горизонтальной  плоскости  ограничивается

воображаемой  дугой,  очерчиваемой  концами  пальцев  правой  и  левой  рук,

согнутых в  локтевом  суставе  при  свободно  опущенном  плече.  Такая  зона

занимает около 1000мм по фронту и  30  мм  в  глубину.  Здесь  располагаются

наиболее  часто  используемые  средства  и  предметы  труда  и   выполняется

основная  работа.  Максимальная  рабочая  зона  в  горизонтальной плоскости

ограничивается  воображаемой дугой, очерчиваемой  концами  пальцев  полностью

вытянутой руки человека. В этой зоне (работник действует  вытянутыми  руками)

располагаются средства труда, используемые реже. Взаимно  перекрываемая  при

этом площадь (для 2 рук) определяется дугой около 1500 мм по  фронту  и  500

мм в глубину. Обычно габариты  стола  принимаются  несколько  большими,  чем

максимальная  зона досягаемости.

      В вертикальной плоскости различают  5 зон: нижняя  неудобная  зона  (до

750 мм от пола); нижняя менее удобная (от 751 до 925 мм);  удобная  (от  925

до 1675 мм); верхняя  менее удобная (от 1675 до 1925 мм);  верхняя  неудобная

(от 1925 мм и  выше).

      На рисунке 1 показаны рабочие  зоны при работе на  столах,  то  есть  в

горизонтальной плоскости, наиболее характерная для руководителей.

      Рисунок №1. Нормальная и максимальная  рабочая  зона  в  горизонтальной

плоскости (при  работе сидя).

 

      Важное значение  имеет  также   рабочая  поза  –  положение   корпуса  и

конечностей по отношению к столу, оборудованию.  Рабочая  поза  определяется

особенностью  выполняемой  работы,  местом  и   условиями   её   проведения,

антропометрическими характеристиками человека.

      При правильной рабочей позе  значительно облегчается труд  и  повышается

его продуктивность. Рациональной считается такая рабочая  поза,  при  которой

не возникает  преждевременного утомления. Для этого  необходимо, чтобы:

      рабочая поза была свободной  и удобной;

      рабочая   поза   обеспечивала   прямую   осанку    (возможен    наклон

туловища только вперед и не более чем на 10-15 град.);

      сиденье стула было регулируемым  по высоте, а для ног необходимо  иметь

подставку;

      Основное требование, предъявляемое  к рациональной планировке  рабочего

места, - обеспечить экономию времени на поиск средств и  предметов  труда  и

сокращение  физических  усилий  работника.  Для  этого  необходимо  соблюдать

следующие правила:

             на рабочей поверхности стола  не должно быть ничего лишнего;

             каждый предмет  и средство  труда должны  иметь свое  место,

поскольку беспорядочное  расположение их вызывает лишние движения  и  затраты

времени. В зарубежной практике используется  закон  «свободного  стола»:  на

столе может  находиться лишь одна работа с необходимым для нее документами и

средствами  труда, все остальное должно быть внутри стола;

            канцелярские принадлежности (карандаши,  ручки, скрепки  и  т.п.)

следует хранить  в ящике стола со специальными разделителями;

      все средства коммуникационной техники  (телефон,  факс  и  пр.)   надо

располагать  слева  или  на  специальной   подставке,   чтобы   можно   было

пользоваться  ими левой рукой, оставляя правую свободной для работы;

      документами, с которыми  работает  руководитель,  помещаются  в  зоне,

обеспечивающей  их обзор, для  обработанных  документов  целесообразно  иметь

специальные лотки  или отделения в ящике;

      документы и средства труда   располагаются  так,  чтобы   обеспечивалась

наилучшая последовательность выполнения работы;

      движения  руководителя  должны  быть  оптимальными,  то   есть   более

короткими и  экономными с позиций затрат, времени  и сил.

 

      На эффективность  управленческого   труда  решающее  влияние   оказывает

оснащение рабочих  мест  техническими  средствами  для  выполнения  различных

управленческих  работ, средствами связи и служебной  моделью – так  называемая

оргтехника.

      Выделяют следующие виды (классы) средств управленческого труда:

      >  средства  составления   документов:  пишущие  машинки   (ручные   и

        электрические),   диктофоны,   средства    механизации    чертежно-

        графических работ, средства копирования  и  размножения  документов,

        ручки автоматические, карандаши.

      > Средства обработки и оформления  документов: резальное,  скрепляющее

        оборудование и материалы, адресовальные  и  штемпельные  устройства,

        машины для нанесения защитных  покрытий.

      > Средства хранения и  группировки   документов:  средства  скрепления

        документов (сшиватели, специальные папки с зажимами), разного  рода

        картотеки, специальные шкафы  и стеллажи  для  хранения  документов,

        чертежей,  магнитных  лент,   машины   для   уничтожения   ненужных

        документов.

      >  Средства  выполнения  вычислительных  операций:  счетно-справочные

        линейки,    микрокалькуляторы    разных     видов,     механические

        вычислительные машины, ПЭВМ.

      >  Средства  обеспечения   оперативной   связи:   телефонная   связь,

        радиосвязь, директорские коммутаторы,  позволяющие  вести  разговор

        (проводить  совещания)  с   несколькими   абонентами   одновременно,

        концентраторы,    автоответчики,    двусторонняя    радиотелефонная

        поисковая связь и др.

      > Специальная служебная мебель: мебель  и  оборудование  для  рабочих

        мест в служебных помещениях.

      При выборе необходимых средств  оргтехники следует иметь   в  виду,  что

приобретение  и использование оргтехники –  средство  повышения  оперативности

выполнения  и снижения трудоёмкости управленческих работ. Поэтому прежде  чем

выбрать и закупить средства технического  оснащения,  надо  проанализировать

реальные потребности  в том или ином  средстве  и  оценить  преимущества  его

применения.

      Наборы  рабочей  мебели  работников   управленческого   труда   и   её

конструкция  зависят  от  характера  выполняемых  на  рабочем  месте  работ,

степени их механизации  и поэтому могут быть весьма  разнообразными.  Тем  не

менее есть общепринятый набор, включающий:

     1. рабочий стол (обычный или специализированный)

     2.  вспомогательные  столы  и   тумбочки   для   хранения   справочного

        материала, для установки пишущей  или счетной  машинки,   телефонов,

        диктофонов и картотек

     3. рабочее кресло и стул

     4. шкаф обычного типа или специальные  (для  документации,  чертежей),

        полки, стеллажи и пр.

      От  конструкции  мебели  в   значительной  мере  зависят   рабочая  поза

руководителя,  затраты  времени   на   поиск   документов   и   канцелярских

принадлежностей, на работоспособность человека. Отсюда и  предоставляемые  к

служебной мебели требования:

      - габариты мебели  и  оборудования  должны  обеспечивать  удобство  в

        выполнении    работы,    соответствовать    антропометрическим    и

        физиологическим особенностям  человека,  способствовать   удобному

        положению тела при работе  и предупреждать преждевременное  утомление

        (стулья и кресла, например, должны  иметь  устройства  для  подъема

        сиденья, спинок, подлокотников)

      - размеры ящиков в столах и  полок  в  шкафах  должны  соответствовать

        габаритам хранимых бумаг,  папок,  причем  способ  хранения  должен

        обеспечить удобство их укладки,  поиска и выемки

      -  целесообразно,  чтобы  рабочая  мебель  состояла  из   стандартных

        элементов, которые могут компоноваться   в  зависимости  от  форм  и

        размеров помещения применительно  к определенному процессу работы; к

        тому  же  внедрение  стандартных   унифицированных  взаимозаменяемых

        элементов   мебели   позволяет   организовать   их   массовое   или

        крупносерийное производство, что  обеспечивает значительное снижение

        стоимости и повышает качество  мебели

      - внешний вид мебели должен  быть эстетически приятным и гармонировать

        с интерьером служебного помещения.

      Значительная  часть  руководителей   основную  часть  рабочего  времени

проводит за столом.  Поэтому  важно  продумать  конструкцию  и  рациональное

оборудование  рабочих столов.

      Рабочая поверхность стола должна   прежде   всего   соответствовать

гигиеническим требованиям, то есть быть твердой и  гладкой,  преимущественно

из дерева. Нерациональна  укладка на стол стекла: оно охлаждает  руки,  а  его

блестящая   поверхность  вредно   действует   на   зрение.   Окраска   стола

предпочтительно  светлая,   чтобы   степень   контраста   с   бумагой   была

минимальной.  Полировка  лучше  несильная,  что  поможет  избежать  световых

бликов.

      Крышки столов для руководителей  должны быть размером 150*150  см,  для

специалистов  –  135*80,  для  машинисток  –  130*75  см.   Для   отдельных,

специальных работ  можно  использовать  столы  с  крышками  большой  площади.

Высота  рабочей  поверхности  стола  от  пола  должна  быть   такой,   чтобы

работающий  не сутулился из-за малой высоты или чтобы  не  наступало  быстрое

утомление из-за лишнего напряжения мышц плеч  или  спины,  наблюдаемого  при

работе за высоким  столом.

      Важна также рациональная организация  стола. Она зависит от конструкции

стола, его вместимости  и характера материалов,  используемых  руководителем.

Общее правило  – «каждая вещи должна иметь свое  место»  -  в  данном  случае

означает, что  конструкция стола  должна  предусматривать  специальное  место

для всех предметов и средств труда.

      Отечественный и зарубежной наукой  по оргтехнике рекомендуется  исходить

из  принципа  «взаимозаменяемости»  ящиков  служебных  столов,  использовать

столы «переменной  конструкции». Это значит,  что  размеры  выдвижных  ящиков

стола должны соответствовать их назначению, соотноситься друг с  другом  как

1:2:3 и быть  взаимозаменяемыми.

      Для хранения канцелярских принадлежностей  (ручек, карандашей, резинок,

держателей  и  т.п.)  предназначен  специальный   ящик.   Причем   названным

предметам отводятся  специальные места  в   передней  части  ящика;  -  сзади

размещается выполненная  за день работа.

      Двойной ящик предназначается,  как  правило,  для  хранения  карточек,

Информация о работе Лекции по "Управлению персоналом"