Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:10, курс лекций
В целом, говоря об организации рабочих мест, нужно отметить, что не стоит пренебрегать рассмотренными выше правилами и рекомендациями, выработанными наукой и практикой. Соблюдение их позволяет создать не только эффективные условия работы, но и благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, свидетельствуют о культуре труда, заботе о человеке.
Тема №1. Предмет, задача, содержание курса. История развития. 4
1. Предмет, цель и содержание курса управления персоналом. 4
2. Место управления персоналом в системе современных наук. 4
3. Персонал, как объект изучения. 5
4. История развития управления персоналом. 6
Тема № 2. Концепция управления персоналом предприятия. Система управления персоналом. 6
1. Концепция управления персоналом. 7
2. Модели работника. 9
3. Задачи управления персоналом. 10
4. Изменение методов воздействия на людей. 10
5. Понятие кадровой службы. 10
5. Система управления персоналом в Японии. 15
Темы № 3. Организация системы управления персоналом. 18
1. Организационная структура управления персонала.. 18
2. Понятие кадровой политики. 18
3. Стратегии управления персоналом. 19
4. Компетенция персонала 20
Тема №4. Регламентация УП. 21
1. Понятие регламента предприятия. 21
2. Регламентация УП. 21
3. Положения о подразделениях. 22
4. Должностные инструкции. 23
5. Контракт. 28
Тема № 5. Политика найма. Организация процедур отбора, приема, увольнения. 39
1. Понятие найма, источники найма. 39
2. Общая схема найма персонала. 41
3. Сущность и организация отбора персонала. 41
4. Порядок найма и увольнения. 42
5. Зарубежный опыт. 45
Тема №6. Профессиональная ориентация. Трудовая адаптация. 46
1. Трудовая ориентация. 46
2. Трудовая адаптация 46
Тема №7. Деловая карьера. 48
1. Определение понятия карьера. 48
2. Мотивация карьеры и антимотивационные факторы. 50
3. Организация карьеры на предприятии. 51
4. Управление карьерой. 52
5. Продвижение по службе в японских компаниях. 52
6. Развитие персонала и организация обучения. 55
Тема №8. Мотивация трудовой деятельности. 58
1. Отношение к труду, механизм его активизации. 58
2. Определение понятия мотивация. 60
3. а. Пассивность работника. 63
3. б Мотивационные факторы. 64
3. в Методы улучшения параметров работ. 64
Тема № 9. Управление межличностными отношениями. 64
1. Понятие конфликта. 65
2. Типы конфликтов. 65
Тема №10. Персональный менеджмент. 65
1. Организация рабочего пространства и создание благоприятных условий труда. 66
обеспечения хорошего социально-психологического климата в коллективе.
3.4. Сотрудник обязан добросовестно выполнять свои обязанности, соблюдать
Правила внутреннего трудового распорядка и правила техники безопасности,
бережно относиться к имуществу предприятия, повышать деловую квалификацию.
Круг обязанностей (работ), которые выполняет Сотрудник, его права,
ответственность и формы поощрения определяются утвержденной директором
должностной инструкцией.
3.5. Сотрудник
обязуется выполнять
четко согласованные сроки и установленной форме представлять
отчетные—документы. Невыполнение указаний его непосредственного
руководителя трактуется как нарушение исполнительской дисциплины и Правил
внутреннего трудового распорядка.
3.6. Сотрудник
обязуется не разглашать сведен
и служебную тайны:
все виды хозяйственных и трудовых договоров;
размеры использования единого фонда оплаты труда, включая зарплату любого
сотрудника;
размеры фонда развития производства;
общую сумму денежных средств на расчетном счету Предприятия и все
взаимоотношения с банком;
перспективы развития Предприятия и вложения финансовых средств в конкретные
мероприятия;
содержание документов для служебного пользования;
анкетные данные и личностные качества сотрудников, особенности их работы и
поведения.
3.7. В случае нарушения требований обязательств по разделу 3.6 Сотрудник
несет материальную и дисциплинарную ответственность вплоть до освобождения
от занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, а в
случае нанесения своими действиями материального ущерба Предприятию должен
выплатить необходимую компенсацию.
3.8. Сотрудник принимает обязательства не распивать спиртные напитки в
помещениях предприятия.
3.9. Сотрудник обязуется курить только в специально отведенном месте. 3.10.
Сотрудник обязуется не вступать в интимные отношения с другими
сотрудниками, если он не состоит с одним из сотрудников в браке.
4. Оплата и стимулирование труда
4.1. Предприятие выплачивает Сотруднику заработную плату в рублях в
соответствии со штатным расписанием в сумме _______ тыс. рублей.
4.2. Сотруднику гарантируется получение вознаграждения от конечных
результатов деятельности в случае полного завершения мероприятия и
получения прибыли. Размеры вознаграждения устанавливаются в размере ____
тыс. рублей и выплачиваются ежемесячно (ежеквартально).
4.3. Директор имеет право в зависимости от достигнутых результатов
деятельности Сотрудника повысить размер должностного оклада,
вознаграждения, ввести персональные надбавки, а по согласованию с
Сотрудником понизить их размеры.
4.4. Сотруднику гарантируется выплата премии за квартал в случае наличия
чистой прибыли. Премия выплачивается в размере _______ тыс. рублей ( _____
% к окладу, ______ % от чистой прибыли и т.п.).
4.5. Предприятие в случае финансовой возможности предоставляет Сотруднику
кредит на приобретение товаров длительного пользования (квартира, дача,
автомобиль, мебель).
5. Социальные блага и гарантии
5.1. Сотрудник пользуется всеми социальными гарантиями гражданина РФ
(оплата больничных листов, компенсация за увечья, страхование жизни,
выходное пособие).
5.2. Сотрудник
имеет право на ежегодное
приобретения путевки в дома отдыха или денежной компенсации в размере
должностного оклада ________ тыс. рублей.
5.3. Сотрудник бесплатно пользуется арендуемым Предприятием спортивным
залом и оздоровительными учреждениями.
5.4. Сотруднику гарантируется оплата командировочных расходов по нормам,
действующим на Предприятии.
5.6. Сотрудник получает компенсацию за использование личного транспорта или
городского общественного транспорта в служебных целях в установленном
приказом директора размере.
5.8. Предприятие принимает на себя все расходы в случае гибели или смерти
сотрудника и 50% расходов в случае смерти ближайших родственников.
6. Расторжение контракта
Сотрудник освобождается от занимаемой должности:
6.1. В связи с истечением срока контракта и не продлением его на новьй
срок.
6.2. В случаях, предусмотренных КЗоТ РФ.
6.3. В случаях разглашения служебных и коммерческих тайн Предприятия с
нанесением морального и материального ущерба.
7. Продление контракта
7.1. Продление контракта на новый 3 -летний срок осуществляется по
соглашению сторон.
7.2. Продление контракта производится в письменной форме, оформляется в
виде приказа с ознакомлением Сотрудника.
8. Прочие условия
8.1. Споры по настоящему контракту разрешаются в соответствии с
установленным порядком разрешения трудовых споров. Трудовые заявления
сотрудника рассматриваются дирекцией. В случае не достижения соглашения по
спорным вопросам стороны вправе обратиться в народный суд в соответствии с
действующим законодательством,
8.2. При исполнении
контракта стороны
РФ, КЗоТ, уставом предприятия, философией предприятия, положением об оплате
труда, Правилами
внутреннего трудового
8.3. Контракт заключается в двух экземплярах. Первый хранится на
Предприятии в личном деле Сотрудника, второй находится у Сотрудника. Оба.
экземпляра имеют равную юридическую силу. В случае увольнения Сотрудника
его экземпляр контракта подлежит возврату.
8.4. Стороны обязуются
не разглашать условий
третьим лицам, классифицируя это как разглашение служебной тайны.
8.5. Стороны обязуются своевременно вносить все юридические изменения в
нормативные документы, на которые делается ссылка в контракте.
Директор Предприятия
___________________
(Фамилия И. О.)
И. О.)
РЕЗЮМЕ:
1. Регламент - это совокупность правил, определяющих порядок деятельности
государственного органа, предприятия, учреждения и организации.
2. Правила внутреннего
трудового распорядка
увольнения сотрудников, время труда и отдыха, основные обязанности
сотрудников и администрации, а также меры поощрения и взыскания.
3. Положения о подразделениях определяют назначение и место подразделения
на предприятии, функции и задачи управления, права, ответственность и формы
поощрения работников подразделения.
4. Должностные инструкции - это основной документ, регламентирующий
назначение и место работника в системе управления, его функциональные
обязанности, права,
ответственность и формы
5. Контракт - это форма трудового договора между администрацией и
принимаемым работником, содержащий порядок приема на работу, организацию
труда и времени отдыха, деловые и нравственные качества, оплату и
стимулирование труда, социальные блага и гарантии, порядок продления и
расторжения контракта.
Лекция 19.10.2000.
Тема № 5. Политика найма. Организация процедур отбора, приема, увольнения.
1) Понятие найма, источники найма.
2) Общая схема найма персонала.
3) Сущность и организация отбора персонала.
4) Порядок приема и увольнения.
5) Зарубежный опыт
1. Понятие найма, источники найма.
Крайне важное понятие. В зависимости от имеющегося кадрового
потенциала фирмы зависит последовательность и производительность нашей
фирмы. Служба управления персоналом должна осознать те потребности, те
нюансы, которые они испытывают в персонале.
Найм – ряд действий, направленных на привлечение кандидатов,
обладающих профессиональными личными качествами, необходимыми для
достижения цели, поставленных предприятием.
Процесс найма важен на каждом предприятии, но особенно на
предприятиях, являющихся представителями малого бизнеса. Так как там
процесс функционирования начинается именно с этого момента. Можно выделить
2 основных вопроса в этой теме.
- Где искать потенциальных работников?
- Как известить о будущих
Источники набора:
- внутренний
- внешний
Плюсы и минусы в различных метода найма.
Внутренний – плюсы.
1) В данном случае функционирующее предприятие представляет своим
работникам возможность
2)
Есть возможность сохранить
3)
Снижение затрат на
4)
Претендент на должность
5) Можно сохранить оплату труда на том же уровне (но тут возникает ряд
неудобств, так как
лучших работников)
6)
Горизонтальный уровень
7) Скорость заполнения вакансий
8) Не нужен длительный период адаптации (всего существуют 2 вида
адаптации – психологическая и служащаяся)
9) Высокая степень управляемости
- минусы.
1) Возможность соперничества –
продвижение по вертикали
резкие внутрифирменные
Для избежания данного негативного эффекта лучше не заводить
панибратских отношений с
этичности в бизнесе.
2) Появляется панибратство в
Почему моему другу не
3) Ограничение возможности для выбора претендента. Но при повышении
статуса отбор должен быть гораздо более тщательным.
4) Человеку выросшему в
5) Снижается активность
должность.
Внешние (кадровые агентства, друзья, родственники) – плюсы
1)
Более широкие возможности
2) Появление новых работников – новый импульс к действию. Именно
молодые и инициативные
3) Новому человеку в коллективе легче добиться признания в коллективе.
Некоторые ученые предполагают менять работу 1 раз в 5 лет. Так как
за этот период человек вырабатывается, трудности перестают
существовать – человек
4) Большая широкая возможность в покрытии кадров.
5) Уход от деловой этики в сверхличные отношения - возможность
возникновения интриг и
- минусы
1) Более высокие затраты
2) Большая текучесть кадров – велика возможность ошибки
3) Угроза ухудшения социально-экономического климата
4) Высокая степень риска при прохождении испытательного срока (при
отсутствии профсоюза
5) Длительный период ориентации
6)
Блокирование возможностей служ
со стажем.
От чего зависит набор
организации. При отсутствии
является основным предметом найма?
. Сообщения знакомых и
. Случайные люди, нашедшие работу по объявлению
. Частные кадровые агентства
. Выпускники профессиональных
2. Общая схема найма персонала.
Схема найма двуедина. С одной стороны, мы должны учесть, что
предлагает нам рынок труда (специалисты, их возможности), компетенции
специалистов. На этой основе должна быть построена иерархия кадров. С
другой стороны надо работать и внутри предприятия: набор должностей, их
характеристики, описание (они могут как создаваться, так и дорабатываться).
Следовательно, это создает иерархию потребностей кадров.
Именно на этом этапе
предприятия.
3. Сущность и организация отбора персонала.
Качество персонала определяется через отбор. Отбор персонала в