Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:10, курс лекций
В целом, говоря об организации рабочих мест, нужно отметить, что не стоит пренебрегать рассмотренными выше правилами и рекомендациями, выработанными наукой и практикой. Соблюдение их позволяет создать не только эффективные условия работы, но и благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, свидетельствуют о культуре труда, заботе о человеке.
Тема №1. Предмет, задача, содержание курса. История развития. 4
1. Предмет, цель и содержание курса управления персоналом. 4
2. Место управления персоналом в системе современных наук. 4
3. Персонал, как объект изучения. 5
4. История развития управления персоналом. 6
Тема № 2. Концепция управления персоналом предприятия. Система управления персоналом. 6
1. Концепция управления персоналом. 7
2. Модели работника. 9
3. Задачи управления персоналом. 10
4. Изменение методов воздействия на людей. 10
5. Понятие кадровой службы. 10
5. Система управления персоналом в Японии. 15
Темы № 3. Организация системы управления персоналом. 18
1. Организационная структура управления персонала.. 18
2. Понятие кадровой политики. 18
3. Стратегии управления персоналом. 19
4. Компетенция персонала 20
Тема №4. Регламентация УП. 21
1. Понятие регламента предприятия. 21
2. Регламентация УП. 21
3. Положения о подразделениях. 22
4. Должностные инструкции. 23
5. Контракт. 28
Тема № 5. Политика найма. Организация процедур отбора, приема, увольнения. 39
1. Понятие найма, источники найма. 39
2. Общая схема найма персонала. 41
3. Сущность и организация отбора персонала. 41
4. Порядок найма и увольнения. 42
5. Зарубежный опыт. 45
Тема №6. Профессиональная ориентация. Трудовая адаптация. 46
1. Трудовая ориентация. 46
2. Трудовая адаптация 46
Тема №7. Деловая карьера. 48
1. Определение понятия карьера. 48
2. Мотивация карьеры и антимотивационные факторы. 50
3. Организация карьеры на предприятии. 51
4. Управление карьерой. 52
5. Продвижение по службе в японских компаниях. 52
6. Развитие персонала и организация обучения. 55
Тема №8. Мотивация трудовой деятельности. 58
1. Отношение к труду, механизм его активизации. 58
2. Определение понятия мотивация. 60
3. а. Пассивность работника. 63
3. б Мотивационные факторы. 64
3. в Методы улучшения параметров работ. 64
Тема № 9. Управление межличностными отношениями. 64
1. Понятие конфликта. 65
2. Типы конфликтов. 65
Тема №10. Персональный менеджмент. 65
1. Организация рабочего пространства и создание благоприятных условий труда. 66
эффективную кадровую систему.
При этом системная карьера состоит из частей:
1) – Вертикальная карьера. Здесь учитывается не только смена
должностей и рост по
навыков, опыта и интеллекта.
Этот вид карьеры требует:
> знание должностных характеристик: задач, обязанностей, прав,
ответственности, критерии оценки деятельности
> оценка знаний на предполагаемом выходе из должности и планируемом уходе
> при смене
должности нужно осуществить
повышение квалификации
Самое уязвимое место –
2) - Горизонтальная карьера. Разновидностью професиионально-
горизонтальной карьеры
> кольцевая – возврат на стартовую должность
> короткая
– спланированное прохождение
работником полученных
> безвозвратная – продвижение без возврата на стартовую должность и без
вертикального роста
3) – Плановая
4) – Информационная
5) – Организационная
6) – Оценочно-аналитическая
7) – Консультативная
8) – Обучающее обеспечение
2. Мотивация карьеры и антимотивационные факторы.
В карьере очень важными
всем.
1. Если вы знаете правила кадровой игры и не были замечены, то вам
надо сделать выводы: «А будут ли вас повышать?»
2.
Специалисты выдвигаются на
должностей. «А нужен ли дальнейший рост карьеры?»
Метод профессиональной карьеры –
А) временно поработать вместо другого
Б) действительно пробовать
нам большая карьера.
Лекция от 23.11.00
Организация карьеры на предпри
В любой организации служба управления персоналом должна иметь
определенные документы по организации карьеры:
1)
Положение о карьере (
задачи, как определить управление карьерой, оценка персонала,
порядок подготовки и принятия решений по карьере сотрудника,
система общественной
2) Фактические модели карьеры (фотографирование карьеры – берем
создание карьеры и снимаем с них фото – и соответствующее повышение
по горизонтали или вертикале). Хороша тем, что может дать
представление об
3) Плановые карьеры – разработки о возможной карьере работника.
Возможны должностные перемещения, описание требований формы и
методы деловой оценки (знаний, умений, навыков).
Если работник знает, что для него строится карьера, то это будет
мотивировать его деятельность.
Существует ли система управления карьерой? Как она работает? Есть ли
специалисты по управлению персоналом и существует ли увязка между
мотивацией и карьерой?
Ответы на эти вопросы позволяют оценить, соответствует ли эта
организация вашему предоставлению.
1.
Существует горизонтальное
карьеры работники ищут в основном рост профессионализма и
персонального обогащения (знания, деньги, духовная составляющая).
2. Решение о продвижении, которое мы принимаем сами и наш
работодатель. Если мы стремимся к повышению, то, следовательно, мы
стремимся к повышению ответственности. Но при повышении
ответственности надо
- если у нас компетентность
- есть ли у нас опыт
Если человек стремится к стабильности, то он должен стремиться к
профессионализму.
Изначально вся организация
Российский подход к подготовке кадров строится из следующих
составляющих:
1). Оценка потенциала сотрудника:
а) оценка текущего вклада
б) возраста сотрудника
в) стажа
г) наличия вакантных мест
2). Из условий оплаты труда и заключения контракта.
3). Перемещения, которые могут быть:
а) повышением
б) понижением
в) выбытием
Американский подход предполагает все что угодно для возможности
быстрой карьеры.
Цель найма – более полно исполнять возможности работника.
Следовательно, есть возможность более полно само реализоваться.
Управление карьерой.
Целью управления карьерой
. Опираться на фактические модели карьеры
. Выявлять и отслеживать
. Разрабатывать свою систему управления карьерой, учитывающую
особенности предприятия,
В РФ вопросы управления карьерой можно сказать, что с 1995 года
отсутствуют, то есть, не было даже научных исследований в этой области. А
существующая номенклатура должностей до 1990 года была пререготивой
соответствующих организаций.
Основные принципы собственной карьеры:
- избежание удара действительности, который может быть создан простыми
исполнителями. Значит, не нужно ограждаться каким-либо одним
заданием, надо рассматривать вопрос в глубь.
- необходимо полное описание работы, так как иначе вами могут
воспользоваться сразу после заключения договора
- необходимо требовать: в течение периода адаптации хорошо у «мамы на
работе». Но позже вас начинают воспринимать как полноценного
сотрудника. «Мягко стелят, да жестко спать». Следовательно, надо
стараться быть требовательным. Не бояться смены деятельности. Так
как, чем больше вы себя бережете, тем хуже. Иногда можно даже
заменять должность по горизонтали.
-
Все время должна происходить
карьерно-горизонтальная
всегда есть какой-то
- Иногда
можно устраивать себе
дать себе возможность
Продвижение по службе в
Две лестницы наверх.
Во многих случаях продвижение
которых является иерархия должностей, а другой - иерархия статусов,
поэтому для продвижения существует много возможностей. В «Хитати»
политика продвижения сотрудников выражена следующей формулой: «Любой
сотрудник может быть выдвинут на первую из восьми ступеней системы
формальных статусов к 53 годам».
Сотрудники продвигаются и по системе должностей. Градация
оперативных должностей производится методом формальной оценки работ. Эта
система такая же, что и в США, но отличается от системы, принятой в
Великобритании, где в оперативной работе градация почти полностью
отсутствует. Если работа не меняется, никакого продвижения по лестнице
должностей не происходит.
Продвижение по системе
со стажем работы в компании и личными достоинствами. Устанавливаются
минимальное число лет пребывания в данном статусе и максимальный срок, по
истечении которого работник автоматически передвигается на следующую
ступень.
Следовательно, продвижение в любом случае происходит
автоматически. При повышении принимаются в расчет содержание работы (и
уровень должности), способности и рвение работника. Это означает, что
между уровнем должности и уровнем статуса есть определенное соответствие,
но по иерархии статусов работник может продвигаться благодаря своим
личным качествам, даже если его должность остается прежней.
В «Хитати» на исполнительской работе 2/3 заработной платы
определяется статусом и 1/3 — уровнем должности.
На высших уровнях все
не имеют должностного наименования, особенно те, кто имеет статус
«младшего менеджера»; это объясняется тем, что количество должностей
руководителей секторов и отделов ограниченно. Некоторые именуются титулом
«специалисты». На этом уровне оклад полностью определяется уровнем
статуса.
Модель системы продвижения в «Хитати» типична. Вообще же существуют
три разные мелели
1. Система двух лестниц, как в «Хитати».
2. Иерархия должностей для рабочих, иерархия статусов для
конторских и технических работ и система двух иерархий для высших
эшелонов («Мацусита»).
3. Только иерархия статусов, но для высших эшелонов - система двух
иерархии («Тоета», «Кэнон»).
Система двух иерархии, особенно иерархия формальных статусов,
расширяет возможности продвижения, дает каждому работнику надежду
подняться до среднего уровня и укрепляет чувство принадлежности к
организации. Система пожизненного найма необходима для расширения
возможностей продвижения в пределах одной компании.
Повышение отражает личные
продвижения у разных работников неодинакова и система обеспечивает
стимулы для производительного труда. Решение о продвижении работников
низших уровней принимается на основе оценки, получаемой с помощью метода
рейтинга или метода классификации. На среднем уровне, кроме этих двух
методов, используются также тесты и письменные документы. На высших
уровнях используется многокритериальный рейтинг.
Для получения благоприятной
оценки техническая
способность к сотрудничеству с коллегами и качество продукции имеют более
важное значение, чем краткосрочный вклад в прибыль. Подобную оценку можно
считать субъективной, но частота проведения делает ее достаточно
объективной. Правильность оценки неоднократно проверяется:
например, одного работника оценивают независимо друг от друга три
его последовательно расположенных по вертикали начальника, а затем они
сверяют свои выводы. В «Тоете» кандидата в менеджеры оценивают шесть
человек. Частая аттестация позволяет также накапливать данные о работнике
за длительный период.
Повышение
заработной платы в
Как уже упоминалось при рассмотрении системы «Хитати» заработная
плата сотрудников этой компании на 1/3 определяется уровнем занимаемой
должности. Ежегодное повышение заработной платы дифференцировано по
уровню статуса - чем выше статус, тем крупнее надбавки. Таким образом,
чем выше статус, тем выше проходит график повышения выплат по выслуге лет
(или возрасту).
В других случаях, когда
должности, число ступеней равно пяти или шести для рядовых работников, но
диапазон нормативов заработной платы очень широк. Заработная плата
повышается ежегодно в соответствии с увеличением стажа работы н
дифференцировано но уровням должности.
На тех же принципах построена система оплаты труда и в тех случаях,
когда она определяется лишь уровнем статуса.
Даже в пределах одного
личных качеств и проявленного отношения к труду. Это служит мощным стимулом
для работников. Разница невелика, но так как дается она ежегодно, то
совокупное увеличение может быть значительным, хотя в рамках одного статуса
и не очень. Опять же поскольку дифференциация происходит ежегодно, то и
обратная связь относительно быстрая, так что накопленная интегральная сумма
полученной заработной платы отражает трудовые результаты работника за
длительный период.
Во всех вариантах системы оплаты труда вилка окладов на каждом уровне
весьма значительна. Во многих случаях верхнего предела не существует и
заработок ежегодно растет, отражая уровень положения работника и оценку его
личных качеств.
Возможны три варианта